Текущее время: четверг, 2 мая 2024, 03:41
Пользователи, которые читают эту тему: 1 гость
Новая тема Ответить
#1 Ссылка на пост Добавлено:
тема задумывалась так, чтобы точек соприкосновения с темой "Общество живых поэтов" было по минимуму.

Поприветствовала я сегодня на заседании круглого стола на тему: Литература в Интернете: станет ли она большой литературой? Обещали Лукъяненко, который мог бы рассказать, как он превратился из блоггера в одного из популярнейших российских авторов, однако он не почтил нас своим присутствием,зато появился Мошков, которого мы готовы были расцеловать, но как-то постеснялись. Кроме Мошкова выступали организаторы проектов Стихи.ру и Проза.ру, главред журнала "Новый мир", создатель проекта "Сетевая поэзия" и "Литературное радио", проректор РГГУ, всяческие кандидаты филологич. наук, пытающиеся классифицировать падоночий язык, и так далее. Некоторые говорили о том, что сетевая литература - это отдельные довольно сложное явление, причем относящееся к фольклору (особенно порадовало отнесение фанфиков к фольклору), другие - что сетевой литературы как явления нет и быть не может, есть только литература в целом, и если автор издается только в сети - это не автор, Мошков сказал, что книги в том виде, какими мы их знаем сейчас, доживают последние годы, и через десятилетие их полностью вытеснят книги электронные... Сама я во многом склонна согласиться с Мошковым - уверена, если не десять лет, так двадцать - и бумага отомрет как носитель информации. Хорошо это или плохо - я не знаю, мне, допустим, будет сложно отказаться от приятного шелеста страниц, запаха типографской краски... но для следующего поколения холодный экран электронной книги станет привычной реальностью. Поэтому культа "ориентированности на бумагу", которого придерживаются многие (в т.ч. упомянутый редактор журнала "Новый мир") я не разделяю и не считаю, что то, что не напечатано - не есть литература. С другой стороны, бесспорно, процент литературы в потоке сетевой буквенной массы очень низок, а графомании, чаще всего невероятно низкокачественной, хоть отбавляй. Понравилось замечание одного из филологов, что с появлением ЖЖ заново родился жанр бытовой миниатюры в довлатовском стиле. Отмечалось, как ярко и даже, пожалуй, талантливо написаны часто рецензии на фильмы, книги, музыкальные альбомы в тех же ЖЖ и на форумах - цитирую почти дословно, "такой искрометный слог, как у шестнадцатилетних блоггеров, не встретишь в толстых литературных журналах". Много было сказано о том, что сетевая речь стремится стать как можно более эмоциональной, максимально приблизится к разговорной за счет смайлов, выделения ключевых слов, многоточий, создающих ощущение "дрожания голоса" и так далее... Говорили о скором открытии крупного литературного портала. где авторы смогут даже зарабатывать деньги своим творчеством, публикуя я его исключительно в сети...
В общем, сказано было много. Но мысли докторов наук и серьезных дяденек-издателей или маститых авторов - это одно, а мнение господ форумчан - совсем другое. Хотелось бы услышать ваши мысли (самые разные) на тему: Литература в Интернете: станет ли она большой литературой?Ну и в целом, любые ваши размышления о так называемой сетевой литературе.
#2 Ссылка на пост Добавлено:
Станет ли большой литературой?! В принципе, никто не мешает какому-нибудь современному крупному писателю не издавать свой новый ЭПОХАЛЬНЫЙ роман, а выложить его в сеть... Так что все зависит от авторов Smile Другое дело, если речь о том, сможет ли какой-нибудь любитель написать что-то такое, что станет легендой... В принципе, почему бы и нет, вот небезызвестная повесть про размножение ежиков выходила в книжном варианте, "Метро" еще можно вспомнить, Экслера того же. Но вот можно ил назвать это большой литературой?

Вообще классная штука сетевая литература - аудитория целый мир, а затрат на "издание" практически никаких. Но все-таки, на мой взгляд, она будет развиваться больше в направлении развлекательных жанров (что лично для меня совсем даже не плохо), потому что они банально больше востребованы Wink2 Электронные книжки я читаю уже сейчас (процентов 80-85 от общего количества прочитанного), хотя обычную книгу ценю все-таки больше.
#3 Ссылка на пост Добавлено:
Вот кстати, один из тезисов конференции состоял в том, что при публикации в сети расстояние от автора до читателя - несколько кликов. Публиковаться так просто, что чувство ответственности перед читателем пропадает, соотвественно, качество литературы снижается, количество ширпотреба растет. Согласны ли вы с этим?
#4 Ссылка на пост Добавлено:
Queen of chaos писал(а):
Вот кстати, один из тезисов конференции состоял в том, что при публикации в сети расстояние от автора до читателя - несколько кликов. Публиковаться так просто, что чувство ответственности перед читателем пропадает, соотвественно, качество литературы снижается, количество ширпотреба растет. Согласны ли вы с этим?

Целиком и полностью. Никто не станет публиковать какой-нибудь похмельный бред. Человеку придется платить за печать книги. А тут пешы нихачу!
Отвечая на главный вопрос. Нет. Я думаю, что не станет. Если сознание людей только кардинально не изменится. Несмотря на все реалии современности, я думаю, человек еще способен отличить прекрасное от мусора!
#5 Ссылка на пост Добавлено:
Цитата:
Согласны ли вы с этим?

Согласен на 80%. Я хоть сейчас напишу "Преключения васи васичкина" и выложу на любой общедоступный сервер, и вот он я писатель. Но осталось еще 20% - чтобы читатель узнал об этом произведении, чтобы прочел до конца и порекомендовал знакомым. На том же Альдебаране к каждой книге можно почитать комментарии, и составить себе представление о ней...

Цитата:
я думаю, человек еще способен отличить прекрасное от мусора

Так-то оно так... а если прекрасное "зародится" именно в сети?
#6 Ссылка на пост Добавлено:
Цитата:
Так-то оно так... а если прекрасное "зародится" именно в сети?

Возможно. Я имел ввиду, что большинство сетевой литературы как раз-таки является мусором. Если все привести в порядок (я думаю, это вряд ли представляется возможным в инете) и подчистить всемирную паутину, интернет можно будет использовать как средство для поиска новых талантливых авторов. Просто на данный момент ИМХО это не представляется возможным.
#7 Ссылка на пост Добавлено:
Dead Boy, собсна, немного немного непоследовательно - ведь стихи Nemo тебе нравится, а это и есть та самая сетевая литература. Это не мусор и найти их оказалось не так уж сложно... так что ты погоди - сам ведь считаешь, что Nemo "станет большой литературой" Wink2.
По поводу отбора: все выступающие так или иначе сошлись на том, что отбор необходим. Вспомнили о том, что, когда зарождались стихи.ру и проза.ру, там некий отбор существовал, это позволило выделить, заметить молодых талантливых авторов, и к тому же авторов старшего поколения, которые из-за перестроечного бардака были вырваны из литературной среды. Позднее по неким причинам этот отбор отменили, прежде всего из-за огромного количества авторов - одной фильтрацией уже не удавалось удалять весь тот огромный поток графомании, что хлынул в сеть.
Но отбор необходим, необходим как читателям, чтобы им не приходилось перекапывать груды, извините, говна в поисках конфетки, так и писателям, потому что без отбора нет эволюции. Какой автор может вырасти в среде бездарных графоманов? Да никакой. А между тем литературная среда необходима для творческого роста (как, в частности, Довлатов замечал).
Кстати, выражение "талант все равно пробьет себе дорогу" не так уж неправильно. есть некоторое количество авторов, публикующихся только в сети, при этом они достаточно известны и любимы. Прежде всего, это Джу и Висенна со стихов.ру (хотя все самое интересное все равно происходит в их блогах). Висенна - вообще разговор особый. Она - как раз тот поэт, которого во многом сделала сеть. Еще пару лет назад она писала довольно посредственные стишки. Милые, но обыденные, невыразительные. Но как-то так пошло, закрутилось - стихи.ру, рецензии. обсуждения, встречи... в общем, все то, что называют литературной средой. И что мы имеем сейчас? Совершенно невероятные стихи. За эти пару лет она очень сильно выросла как автор. И, надо сказать, в определенных кругах она довольно известна, ее цитируют, кажется, даже здесь, на нашем форуме ее стихи выкладывали. А ведь только сеть, никаких книжно-журнальных публикаций.
Но я отвлеклась (простите, говоря на эту тему, я часто отвлекаюсь, видимо, потому, что она мне на самом деле интересна). Dead Boy, вот по поводу чистки и поиска новых произведений. Много было сказано о новом интенет-проекте для читателей. В отличие от библиотеки Мошкова, портал будет платный, но не просто так. Каким образом там будет организована работа с текстами? Автор приносит текст. Его читают некие первочитатели (получая за это деньги; хорошая работа-первочитатель, я б нанялась Very Happy ), так вот, читают, оценивают, пишут рецензии, относят к какому-либо жанру и т.д. Так все тексты портала группируются по некоторым признакам. Приходит читатель, составляет запрос на книгу. К примеру: фантастика. наше время, но чтобы были гоблины и тролли, стиль как у Васи Пупкина. На данный запрос система выдает ему набор из, допустим, десяти книг, которые человеку должны понравиться. Он их скачивает, идет читать. Прочитал все десять, две понравилось, две нет, остальные ниасилил. Денежку он платит только за то, что ему понравилось. Во избежание нахального пользования халявой а-ля "мне ничего не понравилось, платить не буду" читатель должен оценить книгу и написать отзыв. Читатель, дающий только отрицательные отзывы и таким образом отлынивающий от оплаты, снижает свой читательский рейтинг и со временем ему перестают рекомендоваться книги по его вкусу, а после и вовсе его удаляют с портала. Это схематично, в итоге система. как обещают, будет довольно гибкой. Хотя поживем-увидим. Так вот, такого рода коллаборационная фильтрация, возможно, и отсеет огромное количество сетевого мусора и к тому же даст более талантливым авторам заработать денег.
#8 Ссылка на пост Добавлено:
Цитата:
Приходит читатель, составляет запрос на книгу. К примеру: фантастика. наше время, но чтобы были гоблины и тролли, стиль как у Васи Пупкина. На данный запрос система выдает ему набор из, допустим, десяти книг, которые человеку должны понравиться.

Дайте мне пожалсста фэнтэзи 2 килограмма... без кендеров только... и чтобы эльфов побольше да... с пивом то пойдёт?

Вы что? Как можно такое делать из литературы?! И так на прилавках магазинов полно дешёвого ширпотреба из серии Вася Пупкин на Юпитере открывает тайны древней цивилизации покемонов...
Это же самая настоящая стандартизация и обезличивание. Может ГОСТ выпустим на литературу? Так и назовём. ГОСТ .... 07* - "Литературные произведения в прозе".

Вобще я современных авторов не читаю вовсе. Я скачиваю книги из сети но это классическая литература как правило и я качаю лишь потому что таких книг у нас просто не купить.
Но прежде чем я возьмусь что-то читать мне нужно изрядный кредит доверия к автору. То есть я просто так на угад не читаю никогда и ничего вобще. Я может быть прочитаю если услышу позитивные отзывы от нескольких не знакомых друг с другом людей чьему мнению в области литературы я доверяю... За исключением бестселлеров... Это я не читаю в принципе. Если где-то сказано что книга бестселлер значит можно подождать ещё лет 10 прежде чем её читать. Конечно если она к тому времени ещё будет хоть сколько то актуальна.
Может просто современные интернет писатели это не для меня.

А что касается поэзии то это мне кажется отдельный разговор. Во первых. Поэзия она более летуча и более на слуху. Её вобще не обязательно мне кажется издавать на бумаге. Потом что хорошее стихотворение оно и наизусть заучиться разом... Существование его в сети это более чем достаточно.
Другое дело что количество графомании просто потрясает. И в неё тонет всякая приличная поэзия. Я вот на стихи.ру не публиковался никогда. Но пытался это делать на форумах. И я заметил что там все только пишут но мало кто читает. Потому я это занятие бросил- пишешь, пишешь а всем плевать, никто не читает и тем более не комментит. Я теперь даю свои стихи читать только по личной просьбе. Чтобы хоть знать что это всё не в пустую в эфир уйдёт.
#9 Ссылка на пост Добавлено:
Цитата:
Вы что? Как можно такое делать из литературы?! И так на прилавках магазинов полно дешёвого ширпотреба из серии Вася Пупкин на Юпитере открывает тайны древней цивилизации покемонов...
Это же самая настоящая стандартизация и обезличивание. Может ГОСТ выпустим на литературу? Так и назовём. ГОСТ .... 07* - "Литературные произведения в прозе".

Не совсем согласна. Может,я неправильно выразилась, но дело-то не в подгоне литературы под какие-то стандарты. Просто так или иначе все произведения имеют какие-то отличительные черты, какие-то признаки, по которым их можно объединить. Стилистические, жанровые признаки... Система рекомендования, насколько я поняла, будет достаточно гибкая. Что-то вроде того, когда вы рекомендуете книгу своему хорошему знакомому. Вы знаете, каких авторов он любит, каких - нет, какой стиль изложения он предпочитает - тяжеловесность Гессе или искрометность Вудхауза, и так далее. Конечно, гибкость мышления человека, рекомендующего книгу, не сравнишь с программой, но тем не менее, с достаточной вероятностью вам из сотни книг выберут десяток, которые хоть как-то, хоть схематично подходят под ваш вкус.
Другое дело, что стандартизованного ширпотреба, пишущегося по дурацким шаблонам, особенно в области фантастики и детективов, просто невероятно много. Кстати, есть надежда, что вот как раз такая система, при которой автор платит только за то, что ему понравилось, сможет как-то повысить качество литературы. автор станет перед выбором: не хочешь работать бесплатно - пиши пристойно. Или вообще выпй йаду Very Happy.

Цитата:
Может просто современные интернет писатели это не для меня.

Хорошо понимаю. Я сама не слишком-то уважаю современную литературу. Точнее, не так: у меня еще классики стоооолько нечитанной, что современная подождет Very Happy. В то же время есть авторы, именно сетевые, к примеру, Линор Горалик и Джу, которых, на мой взггляд, здорово читать именно сейчас, в то время, когда они пишутся, пока ты сам в атмосфере этого времени, пока ты еще узнаешь детальки, да и самого себя узнаешь в этих произведениях...

Цитата:
Другое дело что количество графомании просто потрясает. И в неё тонет всякая приличная поэзия. Я вот на стихи.ру не публиковался никогда. Но пытался это делать на форумах. И я заметил что там все только пишут но мало кто читает. Потому я это занятие бросил- пишешь, пишешь а всем плевать, никто не читает и тем более не комментит. Я теперь даю свои стихи читать только по личной просьбе. Чтобы хоть знать что это всё не в пустую в эфир уйдёт.

Опять же понимаю очень хорошо. Стихи.ру и подобные порталы - это большая помойка, где откопать настоящее сокровище почти нереально (но возможно, как ни странно), и где все по кругу друг друга хвалят - чаще всего неискренне, а лишь с целью заполучить ответный отзыв.
К слову, не знаю как другие, но читаю всех аффтаров форума.
#10 Ссылка на пост Добавлено:
Цитата:
Dead Boy, собсна, немного немного непоследовательно - ведь стихи Nemo тебе нравится, а это и есть та самая сетевая литература. Это не мусор и найти их оказалось не так уж сложно... так что ты погоди - сам ведь считаешь, что Nemo "станет большой литературой".

Контраргумент Smile
Цитата:
Я имел ввиду, что большинство сетевой литературы как раз-таки является мусором

Цитата:
Много было сказано о новом интенет-проекте для читателей


Неплохая система. Возможно, принесет свои плоды. А может и нет. Я, например, сразу не могу предсказать будущее этого проекта.
Насчет качества современной литературы. В частности сетевой. Можно создать формулу, которая подсчитает процент достойных сетевых авторов в инете. На подобие той, что расчитывает количество планет во вселенной, на которых есть разумная жизнь. С учетом ГРОМАДНОГО числа графоманов (к коим с удовольствием себя я причисляю; в смысле, не отрицаю, что я есть графоман Very Happy ) количество интересных авторов тоже будет довольно велико. Но проблема состоит в том, чтобы их откопать. Вот.
Цитата:
К слову, не знаю как другие, но читаю всех аффтаров форума.

Тоже делаю так же. Просто не оставляю комментарии. А так, я доволен, что прочел и ознакомился со многими выложенными тут произведениями.
Цитата:
Вася Пупкин

Сколько можно говорить Вася??? Меня самого так зовут Very Happy Very Happy Very Happy
#11 Ссылка на пост Добавлено:
Крайне любопытная тема...Если не ошибаюсь,Стивен Кинг недавно заявил,что отныне будет распространять свои книги исключительно через интернет.
На счет вышеописанной системы подбора книг исключительно по вкусу читателя...Сомневаюсь,что это хоть как-то поможет.Посмотрите на ситуацию со стороны автора:
Проанализировав запросы к системе он поймет,что больше всего народ хочет читать об эпическом противостоянии чОрных сусликов и кракозябра,происходящем под сенью синехвойного леса,с мудрой указки каноплянетян.Если проще,он отметит ключевые потребности пользователя и,дабы не терять популярность будет писать то,что в первую очередь этому самому пользователю и нужно.А что делать,есть то хочется...В итоге мы получим довольно тревожную картину,когда авторы пишут один и тот же ширпотреб,а читатели его с удовольствием потребляют,нового же не создается впринципе,ввиду того,что машина поисковой системы это новое просто не покажет пользователю.(Он просил о чорных сусликах,кракозябре и каноплянетянах,поэтому новый шедевр мирового уровня о синих тараканчиках машина ему просто не предложит)Можно конечно заняться рекламой,но это скорее может отпугнуть читателя и без того забитого всевозможными предложениями облегчить себе жизнь.Опять таки,не стоит забывать и о том,что большинство шедевров мировой литературы создавалось без ровнения на ключевые слова поисковой системы,а скорее вопреки общественному мнению.Автор вступал в противостояние с обществом,нередко безнадежное,отчаянное.Писатель не подстраивался под вкусы читателей,а сам создавал их!А что же мы получим теперь?Представьте,человек очень любил истории о чорных сусликах.Раз за разом он обращался к поисковой системе с просьбой предоставить ему еще что-нибудь об этих зверьках и машина любезно предоставляла неизменно широкий выбор,по сути,одного и того же ширпотреба,различающегося только заголовками,просто потому,что всегда найдутся авторы,готовые написать что-нибудь на модную тему.В итоге,наш герой не читает,а просто удовлетворяет свои естественные потребности,потребляет продукт.Уже сейчас часто можно слышать о скудности современных литературных вкусов читателей,а что будет,когда человек даже видеть не будет каких либо других книг,кроме тех,что ему комфортно читать?
#12 Ссылка на пост Добавлено:
Развитие сетевой литературы и донесение её делает её прямо зависящей от развития Интернета. Если брать подведение материальной базы и привыкание к чтению с экрана, то для возобладания сетевой литературы над книжной («Мошков сказал, что книги в том виде, какими мы их знаем сейчас, доживают последние годы, и через десятилетие их полностью вытеснят книги электронные...») потребуется лет пятьдесят. Пользователи Интернет сейчас представляют собой аудиторию с особенными социальными характеристиками, местонахождением.

В Интернете также важно знать, где размещать свои произведения, выбирать целевую аудиторию. Думая, что он достиг определенного уровня, автор ищет людей, которые достойны ознакомиться с тем, что он готов донести, в первую очередь чтобы воспринять написанное, во-вторых, быть адекватными, соответствовать. В жизни печатных книг всё проще: литература выходит из-под станка, выбрасывается на прилавки, и т. д. отработано и знакомо. Случайных авторов мало, о каждой книге продавец в идеале готов сообщить основные характеристики, есть аннотация. Будущее литературы в Интернете.. берём и выделяем две части. Первая – книги в электронном виде, от классики до учебных пособий, и здесь всё понятно с ними, известными, полезными, нужными, на слуху. Ищешь – скачиваешь. Вторая часть куда интереснее, и её-то в основном мы обсуждаем. Молодые (не исключительно в плане возраста) авторы. Неразграниченная и на данный момент аморфная масса сайтов, где печатаются вне зависимости от каких-то характеристик, где легко «потеряться» и сложно выделиться. Высокий процент случайности попадания на то, что тебе нравится, у читателя. Сложно также ему выбирать в море тех, кто пишет по внутреннему требованию – в былые времена этим все барышни занимались, да и в альбом им тоже молодые люди с удовольствием, но в Интернете границы расширяются от домашнего круга до тех, кто потенциально знает язык (и пользуется инетом, естественно). Создание серьезных сайтов – в плане? Это необходимо, но вот критерии увидеть в ком-то перспективу… Голосование большинства как демократическая фишка, боюсь, не подойдет. Интернет, конечно, идеален в первую очередь для массового потребления, но здесь и опасность для аутентически оригинального творчества.

Многие авторы воспринимают Интернет в первую очередь как более широкую и благодатную среду для общения со своим читателем – процесс коммуникации и получения отзывов-то облегчается. Ан нет. Я думаю, в нас как читателях сильно ещё чувство из детства, когда в чтении присутствуют только сам человек и книга, или стихотворение, автору, конечно же, огромное спасибо, но до него не добраться никакими путями, да и столь ли он важен как личность в тот момент, когда пираты идут на абордаж или Грей находит Ассоль? Интернет сокращает этот разрыв между публикующимися и посторонними оценщиками, но этой цели нелегко достигнуть. Во всяком случае, пока я наблюдаю, что всё остается на своих местах: первейшая опора автора и источник критики – его знакомые и друзья. Должна вначале измениться сама структура отношений писатель-читатель, в голове должна присутствовать мысль о прямом контакте, а не опосредованном, исключительно смутный облик втора через книгу. Сетевая литература перенацеливает на общение, на обсуждение. Этот элемент становится куда более важным. Человек раскрывается, высказывает свои эмоции, делится с автором; с книгой не так: читатель все свои мысли, чувства, эмоции, выводы оставляет в себе, процесс осмысления происходит без помощи других, друзьям же дает обобщающие характеристики. Для готовности принять эту структуру Интернет-литературе придется стать главным источником книг для юного читателя (я это не приветствую).

Как возможность вращаться в литературной среде, совершенствование, доступность маститых писателей для начинающих – бесспорный плюс. Но – ещё раз, общение, общение, общение становится залогом успеха и роста «поклонников-создавателей» сетевой литературы. Облегчение поиска себе подобных вследствие расширения территории, эффект масштаба. Раньше как – литературные кружки, объединения писателей. Стекание в города с наличием таковых. Сейчас возможности расширяются, ограничивающие рамки падают. Но нельзя рассматривать сетевую литературу как исключительно литературу без проецирования на неё особенностей, налагаемых Интернетом.

Моё мнение – сейчас со всем этим много подводных камней. Энтузиасты есть – что ж, при грамотном продвижении всё возможно. Как развиваться будет ( а будет обязательно) – понаблюдаем. Но, поскольку я достаточно консервативна в этом вопросе, и книгу всегда предпочту другим носителям, то по десятибалльной шкале пристрастности отношение к этому явлению «минус один».

ЗЫ Вот интересный вопрос – ну стал автор признанным на родине в сети, а потом куда? Оставаться там же? Или всё же начать печататься? А кто возьмется в той же сети продвигать произведения дальше, в другие страны? !ИМХО! Сетевая литература продолжает пока оставаться специфической, попахивает индивидуализмом и не подходит для каждого.
Форум / Культура, искусство, книги / Литература в сети
Загрузка...
Быстрый вход: