В среде декаданса издавна существует убеждение, что малого стоит искусство, поднимающее обыденные, наболевшие проблемы общества и человека. Что недорого ценится вскрытие напластования человеческих мыслей, чувств и эмоций в глубине сознания. Лишь те произведения, что родились вследствие спуска в самые глубины человеческой психики, произведения, обладающие налетом какой-то болезненности, осторожными па в сторону легкой извращенности - только они могут претендовать на талантливость. Наверное, не стоит браться оценивать это утверждение, но можно заметить, что канадский проект Delerium полностью вписывается в это определение. Изначально задумывавшийся, как побочный проект успешного индастриал коллектива FrontLine Assembly, он родился прямо на квартире у одного из участников проекта Билла Либа (Bill Leeb).
Вильгельм Шредер, после переезда в Канаду сменивший имя на "Билл Либ", родился в Австрии, с детства занимался музыкой и уже в 14 лет начал свою карьеру в группе Skinny Puppy. Замысел проекта FrontLine Assembly родился в его голове уже тогда: мрачная брутальная музыка, раскрывающая самые темные стороны человеческой психики, прельщала его самого, и эта идея помогла ему обрести единомышленников. Одним из них был Рис Фалбер (Rhys Fulber), он также с детства был поклонником электронной музыки, воспитанный на творчестве Kraftwerk. Эти двое долго работали в коллективе FrontLine Assembly, фактически были его авторами и вдохновителями. Но, видимо, амплуа и несколько футуристическая, даже в чем-то киберпанковая, атмосфера их не очень прельщала, да и не давала на ней зациклиться.
В 1988 году, не прекращая работы в группе FrontLine Assembly, они пошли в совершенно другом направлении. На этот раз, не уходя от основной темы темной стороны человеческой души, их взоры обернулись в историческому прошлому и связанными с ним войнами, к духовным побуждениям человека и неизменному отчаянию. В новом проекте объединены под одной обложкой каббализм и религиозные гонения, этнические напевы Востока и церковные хоры. Само название Delerium происходит от латинского слова "delirium" - бред, видения, лихорадка. Изначально проект задумывался именно как отражение поисков самих авторов в попытке понять себя, передача внутреннего состояния Либа и Фалбера.
Первый альбом Delerium так и назывался: "Faces, forms and illusions" - "Лица, формы и иллюзии". Вышедший в 1989 году, этот диск по музыкальному наполнению представлял собой мрачноватый, несколько давящий амбиент, но в отличие от музыки FrontLine Assembly, в нем явственно прослеживались арабские напевы, в нескольких композициях встречаются этнические бэк-вокалы. В альбоме даже названия имеют свою собственную атмосферу, отличную от FLA, в них чувствуется мрачный дух средневековья, мистики и некой загадочности: "Sword of Islam", "Hidden Mask", "Monuments of Deceit", "Certain Trust". Впоследствии, уже когда музыка Делериум стала даже более популярна, чем FLA, было принято решение переиздать первые альбомы с некоторыми исправлениями. В частности, первый альбом был переиздан в конце девяностых, причем из него была убрана композиция "New Dawn", а вместо нее добавлен трек "Dark Star".
Но тогда, в восьмидесятых годах, Делериум оставался всего лишь побочным андерграунд-проектом, и вряд ли широкие слои населения могли обратить на него внимания. В те времена создателям не требовалось угождать публике многолетней отточкой звука и подборкой сэмплов, их слушатели в то время были проще и неприхотливее, потому следующий альбом, без особенных угрызений совести, был издан в том же году. Диск "Morpheus" стал более похож по звучанию на FLA, хотя основная ориентация в нем сохранялась, скорее, на средневеково-мистическую тематику. Темный, психоделический амбиент этого альбома прекрасно подходит в качестве фоновой музыки, саундреков и для создания атмосферы, когда совсем тяжело на душе. После прослушивания становится немного легче: понимаешь, что все могло бы быть и хуже.
Следом, в 1990 и 1991 годах чередой выходят еще два альбома группы: "Syrophenikan" и "Stone tower" ("Каменная башня"), в них создатели начинают проводить эксперименты: музыка кое-где становится не такой колючей, а почти совсем гладкой, трагическо-одиозной. Появляются композиции, подобные "Twilight rituals" - очень спокойная, тихая, со звучащей на заднем плане литанией. Женские крики из "Red hill" - создается атмосфера фильма ужасов: готическая, жутковатая. Благодаря обилию выпускемых каждый год дисков, Делериум начинает набирать обороты, но все еще остается андерграунд-проектом. Специально для заинтересовавшихся группой в 1991-м создатели выпускают свой первый сборник: "Spiritual Archives" ("Духовные архивы"), куда вошли лучшие композиции и несколько совершенно новых треков.
После выпуска альбома авторы замолкают на целых три года, начинают даже поговаривать, что Делериума "больше не будет". И вот в 1994 году они вновь появляются на сцене, при том, совсем не с пустыми руками. Их музыка изменилась: Либ и Фалбер выпускают двойной альбом "Spheres" и "Spheres II" - альбом посвящен дальним космическим полетам и исследованию самой большой окружающей нас загадки - Вселенной. Величественно смотрящиеся элементы неосимфонизма и космические звуки, более гладкое, мягкое звучание действительно меняют их музыку. За прошедшие три года появились новые средства и возможности для экспериментов. В качестве эксперимента появляется в 1994 году и побочный проект, на этот раз уже самого Делериума - просуществовавшая несколько лет группа Synaesthesia. Официально автором музыки записан несуществующий человек, на самом же деле композиторами были все те же Либ и Фалбер.
1994 год стал переломным для Делериума. Тогда продюсеры впервые встретились с вокалисткой Kristy Thirsk (Кристи Тирск), и группа впервые записывает вокальные партии. Кристи - счастливая обладательница уникального голоса. Прекрасно владея диапазоном от низкого грудного стона до самых высоких тонов, она сохраняет чистоту своего голоса при любом тембре. Более того, ее отличительной чертой является, так называемый "ангельский вокал" - очень высокие, сливающиеся с музыкой голосовые партии, создающие незабываемую церковно-литургическую атмосферу. Как и в оперном пении, слова становятся малоразличимы, зато в качестве бэк-вокала это умение используется совершенно уникальным образом.
На первые две песни Делериума: "Flowers become Screens" и "Incantation" были тут же сняты клипы, и началась ротация на радио и телевидении. Создатели почувствовали, что вот он - ключ к успеху. В 94-м году появляется новый альбом "Semantic Spaces" - на этот раз направленность проекта опять претерпела изменения, теперь уже очень ощутимые. Спокойный амбиент более не устраивал Либа и Фалбера. Идеальным окружением для двух песен стал альбом, наполненный этническими сэмплами, мелодичной музыкой с нотами романтики и легкого транса - и, конечно же, голосом Кристи Тирск. Ее потрясающие вокальные партии во "Flatlands", мужское пение и звуки дождя в "Gateway" и литания из "Ressurrection" - все создает атмосферу альбома, в чем-то похожего на альбомы Enigma. В эти года Делериум обычно стали приписывать к жанру enigmatic, впрочем, и это было ошибкой.
Настоящий успех группы пришел в 1997 году, с выходом альбома "Karma". Либ и Фалбер на полную катушку использовали новый имидж, открывшиеся им возможности по съемке клипов и выпуске синглов. Практически все песни приглашенных вокалисток были изданы отдельными синглами вместе с ремиксами, на телевидение попали сразу несколько видеороликов. Такую судьбу разделили песни "Heaven's Earth", "Euphoria", "Duende", но дальше всех их обошла песня "Silence", исполненная канадской певицей Sarah McLachlan (Сарой МакЛахлэн) и ставшая хитом практически во всех странах мира.