Давно было пора...
"I could live a little better with the myths and the lies
When the darkness broke in, I just broke down and cried" (c)Ян Кертис
Музыка:
Окидывая взглядом "кунсткамеру" панк-рока, нетрудно заметить, как сильно отличались JOY DIVISION от массы своих "соратников". В первую очередь — почти полным отсутствием эпатирующего поведения и более чем скромным имиджем. Одетый в простую рубашечку, аккуратно постриженный Ян Кертис отличался разве что дивным "марионеточным" танцем, этаким шаманским одержимым камланием (впрочем, лишенным всяческой театральности).10 Он не орал дурным голосом, как большинство панков, да и не мог бы этого делать — голосовые связки Кертиса от природы не обладали достаточной силой. И тем не менее…
Тем не менее, он заставил к себе прислушаться, на первых порах — хотя бы своих коллег, которые неизменно относились к JOY DIVISION с большим уважением. А все дело в том, что, в отличие от многих юных и дерзких эпохи панка, Яну было ЧТО сказать.
Если SEX PISTOLS, под идейным руководством менеджера Макларена, были первым валуном, запущенным в сонное самодовольное болото рок-музыки 1970-х, то JOY DIVISION воплотили второй этап развития панка — придания ему культурной самоценности, можно даже сказать интеллектуальности.
Просто рок-музыка к тому времени либо выродилась в чистую поп-коммерцию, либо приобрела чуть ли не академические черты. Профессионализм многих "рок-динозавров", когда-то вознесший их на вершину, теперь стал тормозом, мешающим притоку новых идей и свежих сил. Классическая проблема "искусства для искусства"…11 Миссия панка и заключалось в том, чтобы вернуть року искренность, доверие слушателей и ту дикую "животную" энергетику, с которой этот жанр и начался. SEX PISTOLS начали и закончили панк-революцию, подарив всем юным и дерзким главное — АБСОЛЮТНУЮ свободу самовыражения. Ты мог не уметь играть или петь, не иметь хорошей аппаратуры, но если ты ОЧЕНЬ хотел, путь отныне был открыт. КПД подобного метода был невелик — это правда, что бесчисленное множество орущих и эпатирующих кануло в Лету за какие-то два года, но правда и то, что почти все открытия в рок-н-ролле последних лет лежат своими корнями в перегное панка. "Когда б вы знали из какого сора…".
Итак, JOY DIVISION было ЧТО сказать, ведь в лице Кертиса группа получила одного из самых интересных рок-поэтов с необычным и пугающим внутренним миром.. Но если человеку даже есть что сказать, это еще не означает, что его будут слушать. Содержание просто необходимо облечь в соответствующую оригинальную форму — т.е., превратить творчество в то, что называется ИСКУССТВОМ. В поп-музыке мастерство "упаковки" имеет часто чуть ли не определяющее значение. Правда, если за вопросом КАК не стоит вопрос ЧТО, то мы — слушатели — получаем либо дешевую попсовую "пустышку", либо выхолощенное "навороченное" эстетство.
У JOY DIVISION вопрос КАК во многом решил их продюсер Мартин Ханнет. Уже в дебютном альбоме "Unknown Pleasures" (1979) ему удалось добиться оригинального звучания, при этом ни в коей мере не исказив музыкальную эстетику группы. В диковатом и сыром звучании JOY DIVISION продюсер нашел и выделил несколько характерных моментов, в результате чего оно приобрело предельную внятность.
Пульсирующая ритм-секция была предельно выделена, линия баса — проста, прямолинейна, но при этом выразительна и мелодична. Лязгающая гитара и вокал наоборот "уводились" на задний план, что придавало им какое-то потустороннее звучание. На фоне агрессивной музыки голос Кертиса звучал особенно странно и контрастно — слова произносились отрешенно, с таким спокойствием, от которого мурашки ползли по коже ("…а самое страшное / видели — /лицо мое, / когда / я / абсолютно спокоен?". В.Маяковский). Исполнение Кертиса чем-то напоминало медитативные распевы Джима Мориссона или речитатив Лу Рида. Это контрастное сочетание вместе с безрадостными текстами вводило слушателя в логово безжалостной депрессии и тревоги.
— Хорошо. Давай немного отвлечемся. "Улыбка ребенка" (песня 1977 года), "Неизвестные удовольствия" (альбом 1979г.), "Контора радости", наконец. Откуда, при всем твоем мрачнейшем музыкальном пессимизме такие оптимистичные названия?
— Сошлюсь на фразу Стива: (Стивен Моррис — ударник JOY DIVISION)"Есть в этом мире три достойные вещи — Любовь, Страх и Контрасты". В этих словах, по-моему, есть логическая погрешность: Любовь и Страх выпадают из звена, остаются Контрасты. Я их страшный поклонник, я их пою, я о них пою.
(из интерьвью журналисту "Европеан" Денни Тикнеру, 1980 г.)
Альбом 1980 г. "Closer" ("Закрывающий"), вышедший уже после смерти Яна, показал, что группа была на пике творческой формы. Мелодический рисунок стал более разнообразным, и JOY DIVISION все-таки использовали синтезаторы (теперь вполне сознательно).
В философии "отчуждение" трактуется как некое состояние личности, при котором она ощущает свою деятельность и ее продукты как нечто самодовлеющее, независящее от нее и враждебное. В мире, где отношения между людьми подменяются отношениями между вещами, человек чувствует себя уже не властелином судьбы, а безвольным листом, несомым потоком, или трепыхающейся в паутине бабочкой. Последствия, обычно, плачевны: внутренняя изоляция ("Isolation"),13 чувство одиночества среди, казалось бы, близких людей ("Colony"), потеря не только связи между людьми ("Love Will Tear Us Apart"), но и контроля над своими чувствами ("She's Lost Control"). Кертис сознательно выбирал внутреннюю изоляцию — она читается в его песнях, интервью и даже серьезных, глядящих куда-то в себя, светлых глазах. Недаром в его песнях настойчиво повторяется слово "тишина". Именно тишина, то пугающее "the rest to silence", которым заканчивается "Гамлет" — та дверь, куда уходит лирический герой Кертиса на развороте диска "Closer". Тишина, которая парадоксально скрывается в сердцевине звенящей и монотонной музыкальной оболочки, подобно тому, как одиночество и безразличие толкающихся в метро горожан окутывается городским шумом и суетой. Излишне чувствительный Кертис пытался спрятаться от окружающего мира в этой самососредоточенной тишине, пытался насладиться жизнью "внутреннего отшельника"… Творчество для Яна было всего лишь одним из его личных дел, JOY DIVISION — ниточкой, связующей его с окружающим миром, а уж имидж, слава и прочая мишура заботили его в последнюю очередь. Если заботили вообще.
"Каждый живет в своем маленьком мирке. Когда мне было лет 15-16 и я учился в школе, мы с приятелями обычно говорили: "Ладно! Вот кончим школу и сразу поедем в Лондон. И будем там делать то, что еще никто не делал". А потом я пошел работать на фабрику и был no-настоящему счастлив, поскольку мог мечтать целый день. Все, что мне нужно было делать — это пихать тележку с хлопком, а думать было не надо, и размышлял я больше о выходных, придумывал, на что потратить деньги, какую пластинку купить… Так и можно прожить в своем маленьком мирке".
(Я. Кертис, из интервью П. Рамбали, "New Musical Express", 1979 г.)
Однако, оказалось — "тишина звенит", пустыня населена демонами, отрешенность часто переходит в депрессию, и уйти от проблем и от себя можно лишь одним способом…
"Мы стучались во врата самых мрачных адских палат,
Доведенные до предела, мы оказались втянутыми в них,
Наблюдали с птичьего полета повторно разыгрываемые сцены.
Мы видели себя как никогда раньше не видели —
Картины боли и вырождения,
Выстраданного нами горя и отсутствия свободы.
Будучи внутри, мы утратили силы, теперь наши сердца потеряны навсегда,
Невозможно вернуть на место страх или ужасы преследования —
Эти ритуалы привели нас к дверям наших скитаний,
Которые открываются и закрываются, захлопываясь перед нашими лицами…".
(Я. Кертис "Decades")
Выбранные фрагменты из статьи Сергея Курия
полная версия: http://ytime.com.ua/ru/17/2005/33/119
"I could live a little better with the myths and the lies
When the darkness broke in, I just broke down and cried" (c)Ян Кертис
Музыка:
Окидывая взглядом "кунсткамеру" панк-рока, нетрудно заметить, как сильно отличались JOY DIVISION от массы своих "соратников". В первую очередь — почти полным отсутствием эпатирующего поведения и более чем скромным имиджем. Одетый в простую рубашечку, аккуратно постриженный Ян Кертис отличался разве что дивным "марионеточным" танцем, этаким шаманским одержимым камланием (впрочем, лишенным всяческой театральности).10 Он не орал дурным голосом, как большинство панков, да и не мог бы этого делать — голосовые связки Кертиса от природы не обладали достаточной силой. И тем не менее…
Тем не менее, он заставил к себе прислушаться, на первых порах — хотя бы своих коллег, которые неизменно относились к JOY DIVISION с большим уважением. А все дело в том, что, в отличие от многих юных и дерзких эпохи панка, Яну было ЧТО сказать.
Если SEX PISTOLS, под идейным руководством менеджера Макларена, были первым валуном, запущенным в сонное самодовольное болото рок-музыки 1970-х, то JOY DIVISION воплотили второй этап развития панка — придания ему культурной самоценности, можно даже сказать интеллектуальности.
Просто рок-музыка к тому времени либо выродилась в чистую поп-коммерцию, либо приобрела чуть ли не академические черты. Профессионализм многих "рок-динозавров", когда-то вознесший их на вершину, теперь стал тормозом, мешающим притоку новых идей и свежих сил. Классическая проблема "искусства для искусства"…11 Миссия панка и заключалось в том, чтобы вернуть року искренность, доверие слушателей и ту дикую "животную" энергетику, с которой этот жанр и начался. SEX PISTOLS начали и закончили панк-революцию, подарив всем юным и дерзким главное — АБСОЛЮТНУЮ свободу самовыражения. Ты мог не уметь играть или петь, не иметь хорошей аппаратуры, но если ты ОЧЕНЬ хотел, путь отныне был открыт. КПД подобного метода был невелик — это правда, что бесчисленное множество орущих и эпатирующих кануло в Лету за какие-то два года, но правда и то, что почти все открытия в рок-н-ролле последних лет лежат своими корнями в перегное панка. "Когда б вы знали из какого сора…".
Итак, JOY DIVISION было ЧТО сказать, ведь в лице Кертиса группа получила одного из самых интересных рок-поэтов с необычным и пугающим внутренним миром.. Но если человеку даже есть что сказать, это еще не означает, что его будут слушать. Содержание просто необходимо облечь в соответствующую оригинальную форму — т.е., превратить творчество в то, что называется ИСКУССТВОМ. В поп-музыке мастерство "упаковки" имеет часто чуть ли не определяющее значение. Правда, если за вопросом КАК не стоит вопрос ЧТО, то мы — слушатели — получаем либо дешевую попсовую "пустышку", либо выхолощенное "навороченное" эстетство.
У JOY DIVISION вопрос КАК во многом решил их продюсер Мартин Ханнет. Уже в дебютном альбоме "Unknown Pleasures" (1979) ему удалось добиться оригинального звучания, при этом ни в коей мере не исказив музыкальную эстетику группы. В диковатом и сыром звучании JOY DIVISION продюсер нашел и выделил несколько характерных моментов, в результате чего оно приобрело предельную внятность.
Пульсирующая ритм-секция была предельно выделена, линия баса — проста, прямолинейна, но при этом выразительна и мелодична. Лязгающая гитара и вокал наоборот "уводились" на задний план, что придавало им какое-то потустороннее звучание. На фоне агрессивной музыки голос Кертиса звучал особенно странно и контрастно — слова произносились отрешенно, с таким спокойствием, от которого мурашки ползли по коже ("…а самое страшное / видели — /лицо мое, / когда / я / абсолютно спокоен?". В.Маяковский). Исполнение Кертиса чем-то напоминало медитативные распевы Джима Мориссона или речитатив Лу Рида. Это контрастное сочетание вместе с безрадостными текстами вводило слушателя в логово безжалостной депрессии и тревоги.
— Хорошо. Давай немного отвлечемся. "Улыбка ребенка" (песня 1977 года), "Неизвестные удовольствия" (альбом 1979г.), "Контора радости", наконец. Откуда, при всем твоем мрачнейшем музыкальном пессимизме такие оптимистичные названия?
— Сошлюсь на фразу Стива: (Стивен Моррис — ударник JOY DIVISION)"Есть в этом мире три достойные вещи — Любовь, Страх и Контрасты". В этих словах, по-моему, есть логическая погрешность: Любовь и Страх выпадают из звена, остаются Контрасты. Я их страшный поклонник, я их пою, я о них пою.
(из интерьвью журналисту "Европеан" Денни Тикнеру, 1980 г.)
Альбом 1980 г. "Closer" ("Закрывающий"), вышедший уже после смерти Яна, показал, что группа была на пике творческой формы. Мелодический рисунок стал более разнообразным, и JOY DIVISION все-таки использовали синтезаторы (теперь вполне сознательно).
В философии "отчуждение" трактуется как некое состояние личности, при котором она ощущает свою деятельность и ее продукты как нечто самодовлеющее, независящее от нее и враждебное. В мире, где отношения между людьми подменяются отношениями между вещами, человек чувствует себя уже не властелином судьбы, а безвольным листом, несомым потоком, или трепыхающейся в паутине бабочкой. Последствия, обычно, плачевны: внутренняя изоляция ("Isolation"),13 чувство одиночества среди, казалось бы, близких людей ("Colony"), потеря не только связи между людьми ("Love Will Tear Us Apart"), но и контроля над своими чувствами ("She's Lost Control"). Кертис сознательно выбирал внутреннюю изоляцию — она читается в его песнях, интервью и даже серьезных, глядящих куда-то в себя, светлых глазах. Недаром в его песнях настойчиво повторяется слово "тишина". Именно тишина, то пугающее "the rest to silence", которым заканчивается "Гамлет" — та дверь, куда уходит лирический герой Кертиса на развороте диска "Closer". Тишина, которая парадоксально скрывается в сердцевине звенящей и монотонной музыкальной оболочки, подобно тому, как одиночество и безразличие толкающихся в метро горожан окутывается городским шумом и суетой. Излишне чувствительный Кертис пытался спрятаться от окружающего мира в этой самососредоточенной тишине, пытался насладиться жизнью "внутреннего отшельника"… Творчество для Яна было всего лишь одним из его личных дел, JOY DIVISION — ниточкой, связующей его с окружающим миром, а уж имидж, слава и прочая мишура заботили его в последнюю очередь. Если заботили вообще.
"Каждый живет в своем маленьком мирке. Когда мне было лет 15-16 и я учился в школе, мы с приятелями обычно говорили: "Ладно! Вот кончим школу и сразу поедем в Лондон. И будем там делать то, что еще никто не делал". А потом я пошел работать на фабрику и был no-настоящему счастлив, поскольку мог мечтать целый день. Все, что мне нужно было делать — это пихать тележку с хлопком, а думать было не надо, и размышлял я больше о выходных, придумывал, на что потратить деньги, какую пластинку купить… Так и можно прожить в своем маленьком мирке".
(Я. Кертис, из интервью П. Рамбали, "New Musical Express", 1979 г.)
Однако, оказалось — "тишина звенит", пустыня населена демонами, отрешенность часто переходит в депрессию, и уйти от проблем и от себя можно лишь одним способом…
"Мы стучались во врата самых мрачных адских палат,
Доведенные до предела, мы оказались втянутыми в них,
Наблюдали с птичьего полета повторно разыгрываемые сцены.
Мы видели себя как никогда раньше не видели —
Картины боли и вырождения,
Выстраданного нами горя и отсутствия свободы.
Будучи внутри, мы утратили силы, теперь наши сердца потеряны навсегда,
Невозможно вернуть на место страх или ужасы преследования —
Эти ритуалы привели нас к дверям наших скитаний,
Которые открываются и закрываются, захлопываясь перед нашими лицами…".
(Я. Кертис "Decades")
Выбранные фрагменты из статьи Сергея Курия
полная версия: http://ytime.com.ua/ru/17/2005/33/119
Последний раз редактировалось: JD (7 апр 2006, 03:08); всего редактировалось: 2 раза