Стиль: atmospheric sludge metal, post-metal
Страна: Швеция
Год основания: 1998
Текущий состав:
Клас Рюдберг – вокал
Йоханнес Перссон – гитара, вокал
Эрик Олефссон – гитара
Фредрик Кихльберг – гитара, вокал
Андрэас Йоханссон – бас-гитара
Андерс Теглунд – синтезаторы
Томас Хедлунд – ударные, перкуссии
Магнус Линдберг – ударные, звукорежиссер
Дискография:
Полноформатные альбомы:
2001 - Cult of Luna
2003 - The Beyound
2004 - Salvation
2006 - Somewhere Along the Highway
2008 - Eternal Kingdom
Да уж, богата шведская земля на таланты. С данным септетом два месяца назад решил ознакомится спонтанно, только потому, что увидел информацию о предстоящем концерте в Москве. Теперь уже прошедшем, правда. Да и заинтересовался - что же всё-таки из себя этот жанр, слажд, представляет на ощупь. Потраченного на прослушивание времени не пожалел потом ни разу, хотя, если уж прямо говорить, покорила меня тягучая, обволакивающая пеленой атмосфера музыки "Культа Луны" далеко не сразу.
Начну издалека.
Итак, небольшой экскурс в историю для тех, кто только что сошёл с рейса "Альфа Центавра - Земля". Сладж (англ. sludge - "грязный") - это уже достачно престарелый поджанр тяжёлой музыки. По официальной трактовке - результат слияния doom metal с хардкором. На практике же самый ранний, традиционный сладж - Eyehategod, Buzzoven, Crowbar и сопутствующие - гораздо больше похож на синтез Black Sabbath и Black Flag. Слишком уж он агрессивен и напорист, чтобы можно было говорить о каких-то существенных влияниях дума. За прошедшие годы он активно эволюционировал и множился почкованием, разделившись на несколько стилевых направлений. Наиболее интересным, на мой взгляд, является "атмосферный сладж". Одними из пионеров этой ветви развития считаются американцы Neurosis. Альбом Souls at Zero стал для них поворотной точкой - соединив медленный темп и низкий гитарный звук дума с грязным и абразивным звучанием хардкора они создали на альбоме полностью аутентичную атмосферу. Но в большей степени он примечателен своей экспериментальностью - кроме привычных синтезаторов были использованы скрипка, виолончень и альт, духовые инструменты, а также различные сэмплы. На последующем альбоме темп замедлился ещё радикальнее, ритм практически лишился агрессивного напора, ещё больше акцентировано внимание на ритуально-фолковых мотивах и общей атмосфере психоделии. В середине творческого пути звучание стало заметно чище, кристальнее. В общем, каждая работа была экспериментальной и вносила что-то новое.
Естественно, у такой культовой формации появились последователи. Наиболее самобытными и яркими из "учеников" Neurosis я бы назвал такие команды как Pelican, Isis, Rosetta и Cult of Luna. CoL, как и те же Isis, используют общую схему построения композиций, когда вместо традиционных структур активно используются крещендо и декрещендо - постепенное "наращивание" или ослабление звучания, его громкости, музыкальной насыщенности, плотности. Этот момент прослеживается и на ранних альбомах, Cult of Luna и The Beyound, но идеальное воплощение он получил на Salvation, который я считаю лучшим творением CoL. Сей альбом стал, несмотря на свою многогранность, первым серьёзным шагом группы на пути к известности за пределами андеграунда за счёт щядящей для ушей тяжести в сравнении с первыми опусами. Не то чтоб они были какими-то особенно суровыми, но и ритм-секция была "ударнее", и гитары грязнее и грубее в обращении с барабанными перепонками. :grin: Кстати, о ритм-секции... Многие экспериментальные сладжевые коллективы выделяются на фоне своих слегка безмозлгых коллег по сталепрокатному цеху необычно активным басом и отнюдь не прямолинейной работой драммера а-ля "перфоратор style". Опять же, наиболее показателен Salvation, да и последующие альбомы тоже. Море перкуссий, как красивых и переливчатых, так и вдалбливающих в пол. Поначалу тоже была неплохая работа ударника, но потом стало лучше. А вот бас везде приятно послушать (хотя не везде он слышен ). Вокалист обычно издаёт "хардкоровые вопли" - не слишком высокие или низкие, где-то в среднем диапазоне - хотя может переключиться на чистый вокал. Ещё одна примечательная особенность Cult of Luna, наиболее характерная для них, чем для кого-либо ещё - нарочитая зацикленность некоторых музыкальных фрагментов, когда из-за повторяющихся фигур создаётся эдакое ощущение медитативности. Тем не менее постоянно появляются какие-нибудь новые "наслоения", музыкальное полотно становится всё разнообразнее и богаче с каждой минутой, постепенно увеличивается темп... А потом в один прекрасный момент происходит "бабах" и подходит момент кульминации. Этот принцип имеет нечто общее с тем, как строят композиции некоторые пост-рокеры, основываясь на постепенном развитии музыкальных тем. Кстати, оттуда и пришёл на Salvation гитарный дилэй (задержка звука), который в пост-роке любят использовать при игре мелодичных трелей. Если ещё вдаваться в подробности, то плотной, густой звук получается в первую очередь за счёт трёх гитар, играющих чаще всего в унисон, но различияя в звучании каждого инструмента таки имеются.
Никаких композиций выделить не могу да и не хочу. В принципе, на всех альбомах есть связанные композиции, а последний так и вовсе концептуальный. Потому слушать их надо как единое неразрывное целое, постепенно погружаясь в меланхоличную атмосферу. Если говорить о лирике, то на ранних альбомах чётко прослеживается линия сопротивления повсеместной глобализации и политической пропаганде. В интро Inside Fort Meade на альбоме The Beyond вставлено изречение Бенджамина Фракнклина: «Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой в обмен на то, что бы получить временную безопасность, недостойны ни свободы, ни безопасности» ("If we surrender our liberty in the name of security we shall have neither"). Однако если Cult of Luna показывает агрессивные настроения по отношению к современному обществу в целом, то The Beyond и Salvation уже меняет угол обзора. Под критику попадают "сильные мира сего" - политические силы, стоящие у штурвала мировой власти. Чёрно-белое видео, снятое на композицию Leave Me Here, крутится вокруг темы подавления индивидуальности. Похожие вопросы описываются у Isis на альбоме Panopticon (вышедшим в том же году и месяце :roll2, хотя там атмосфера, передаваемая музыкой и лирикой гораздо более нейтральная и...не лишённая иронии, что ли.
Somewhere Along the Highway неожиданно сменил курс - там уже тема одиночества. Ну а в "Царстве" начался уж совсем откровенный укур в виде мистики с психологическими "заворотами" на манер Стивена Кинга. :grin: Впрочем, ничего плохого я тут не вижу, даже наоборот - групп, пишущех в жанре "политику не хаваем", полно. А вот групп, не зацикливающихся на одной теме или одном клише в текстах, не так уж много.
Страна: Швеция
Год основания: 1998
Текущий состав:
Клас Рюдберг – вокал
Йоханнес Перссон – гитара, вокал
Эрик Олефссон – гитара
Фредрик Кихльберг – гитара, вокал
Андрэас Йоханссон – бас-гитара
Андерс Теглунд – синтезаторы
Томас Хедлунд – ударные, перкуссии
Магнус Линдберг – ударные, звукорежиссер
Дискография:
Полноформатные альбомы:
2001 - Cult of Luna
2003 - The Beyound
2004 - Salvation
2006 - Somewhere Along the Highway
2008 - Eternal Kingdom
Да уж, богата шведская земля на таланты. С данным септетом два месяца назад решил ознакомится спонтанно, только потому, что увидел информацию о предстоящем концерте в Москве. Теперь уже прошедшем, правда. Да и заинтересовался - что же всё-таки из себя этот жанр, слажд, представляет на ощупь. Потраченного на прослушивание времени не пожалел потом ни разу, хотя, если уж прямо говорить, покорила меня тягучая, обволакивающая пеленой атмосфера музыки "Культа Луны" далеко не сразу.
Начну издалека.
Итак, небольшой экскурс в историю для тех, кто только что сошёл с рейса "Альфа Центавра - Земля". Сладж (англ. sludge - "грязный") - это уже достачно престарелый поджанр тяжёлой музыки. По официальной трактовке - результат слияния doom metal с хардкором. На практике же самый ранний, традиционный сладж - Eyehategod, Buzzoven, Crowbar и сопутствующие - гораздо больше похож на синтез Black Sabbath и Black Flag. Слишком уж он агрессивен и напорист, чтобы можно было говорить о каких-то существенных влияниях дума. За прошедшие годы он активно эволюционировал и множился почкованием, разделившись на несколько стилевых направлений. Наиболее интересным, на мой взгляд, является "атмосферный сладж". Одними из пионеров этой ветви развития считаются американцы Neurosis. Альбом Souls at Zero стал для них поворотной точкой - соединив медленный темп и низкий гитарный звук дума с грязным и абразивным звучанием хардкора они создали на альбоме полностью аутентичную атмосферу. Но в большей степени он примечателен своей экспериментальностью - кроме привычных синтезаторов были использованы скрипка, виолончень и альт, духовые инструменты, а также различные сэмплы. На последующем альбоме темп замедлился ещё радикальнее, ритм практически лишился агрессивного напора, ещё больше акцентировано внимание на ритуально-фолковых мотивах и общей атмосфере психоделии. В середине творческого пути звучание стало заметно чище, кристальнее. В общем, каждая работа была экспериментальной и вносила что-то новое.
Естественно, у такой культовой формации появились последователи. Наиболее самобытными и яркими из "учеников" Neurosis я бы назвал такие команды как Pelican, Isis, Rosetta и Cult of Luna. CoL, как и те же Isis, используют общую схему построения композиций, когда вместо традиционных структур активно используются крещендо и декрещендо - постепенное "наращивание" или ослабление звучания, его громкости, музыкальной насыщенности, плотности. Этот момент прослеживается и на ранних альбомах, Cult of Luna и The Beyound, но идеальное воплощение он получил на Salvation, который я считаю лучшим творением CoL. Сей альбом стал, несмотря на свою многогранность, первым серьёзным шагом группы на пути к известности за пределами андеграунда за счёт щядящей для ушей тяжести в сравнении с первыми опусами. Не то чтоб они были какими-то особенно суровыми, но и ритм-секция была "ударнее", и гитары грязнее и грубее в обращении с барабанными перепонками. :grin: Кстати, о ритм-секции... Многие экспериментальные сладжевые коллективы выделяются на фоне своих слегка безмозлгых коллег по сталепрокатному цеху необычно активным басом и отнюдь не прямолинейной работой драммера а-ля "перфоратор style". Опять же, наиболее показателен Salvation, да и последующие альбомы тоже. Море перкуссий, как красивых и переливчатых, так и вдалбливающих в пол. Поначалу тоже была неплохая работа ударника, но потом стало лучше. А вот бас везде приятно послушать (хотя не везде он слышен ). Вокалист обычно издаёт "хардкоровые вопли" - не слишком высокие или низкие, где-то в среднем диапазоне - хотя может переключиться на чистый вокал. Ещё одна примечательная особенность Cult of Luna, наиболее характерная для них, чем для кого-либо ещё - нарочитая зацикленность некоторых музыкальных фрагментов, когда из-за повторяющихся фигур создаётся эдакое ощущение медитативности. Тем не менее постоянно появляются какие-нибудь новые "наслоения", музыкальное полотно становится всё разнообразнее и богаче с каждой минутой, постепенно увеличивается темп... А потом в один прекрасный момент происходит "бабах" и подходит момент кульминации. Этот принцип имеет нечто общее с тем, как строят композиции некоторые пост-рокеры, основываясь на постепенном развитии музыкальных тем. Кстати, оттуда и пришёл на Salvation гитарный дилэй (задержка звука), который в пост-роке любят использовать при игре мелодичных трелей. Если ещё вдаваться в подробности, то плотной, густой звук получается в первую очередь за счёт трёх гитар, играющих чаще всего в унисон, но различияя в звучании каждого инструмента таки имеются.
Никаких композиций выделить не могу да и не хочу. В принципе, на всех альбомах есть связанные композиции, а последний так и вовсе концептуальный. Потому слушать их надо как единое неразрывное целое, постепенно погружаясь в меланхоличную атмосферу. Если говорить о лирике, то на ранних альбомах чётко прослеживается линия сопротивления повсеместной глобализации и политической пропаганде. В интро Inside Fort Meade на альбоме The Beyond вставлено изречение Бенджамина Фракнклина: «Те, кто готовы пожертвовать насущной свободой в обмен на то, что бы получить временную безопасность, недостойны ни свободы, ни безопасности» ("If we surrender our liberty in the name of security we shall have neither"). Однако если Cult of Luna показывает агрессивные настроения по отношению к современному обществу в целом, то The Beyond и Salvation уже меняет угол обзора. Под критику попадают "сильные мира сего" - политические силы, стоящие у штурвала мировой власти. Чёрно-белое видео, снятое на композицию Leave Me Here, крутится вокруг темы подавления индивидуальности. Похожие вопросы описываются у Isis на альбоме Panopticon (вышедшим в том же году и месяце :roll2, хотя там атмосфера, передаваемая музыкой и лирикой гораздо более нейтральная и...не лишённая иронии, что ли.
Somewhere Along the Highway неожиданно сменил курс - там уже тема одиночества. Ну а в "Царстве" начался уж совсем откровенный укур в виде мистики с психологическими "заворотами" на манер Стивена Кинга. :grin: Впрочем, ничего плохого я тут не вижу, даже наоборот - групп, пишущех в жанре "политику не хаваем", полно. А вот групп, не зацикливающихся на одной теме или одном клише в текстах, не так уж много.