Я решила, что надо-таки собраться с духом и оставить отзыв.
Rhapsody для меня чуть больше, чем группа (пусть даже с приставкой "любимая"), чуть больше, чем музычка из плеера. Это мой многолетний спутник, это в прямом смысле слова часть моей жизни - ощутимая, неотъемлемая. Я уверена, что не будь в моей жизни Rhapsody - это была бы, так или иначе, другая жизнь. Их музыка всегда была для меня источником энергии - опять же в прямом смысле: как жадно припадают к лесному ручью, чтобы напиться, так же жадно я вбирала задор, жизнелюбие, силу из этих пафосных песенок.
Я не могу, к примеру, много слушать Dire Straits - они выволакивают из меня наружу такую огромную, необъятную тоску, что непонятно, как она раньше у меня внутрях умещалась %). Точно так же - только совсем наоборот
- раньше действовала на меня Rhapsody - извлекала из меня столько живой, утробной радости, столько энергии, столько жажды жизни, что я и представить не могла, что во мне такое есть. В общем, пожалею читателя, забью на метафоры - много лет Rhapsody давали мне колоссальную эмоциональную подпитку - то есть давали мне намного больше, чем тривиальное удовольствие от музыки. Музыки, приносящей удовольствие, в мире дофигищща, музыки, которая действительно для меня что-то значит - всего ничего - собственно, такие команды можно по пальцам пересчитать и еще пальцы лишние останутся. И так получилось, что, благодаря разным людям и обстоятельствам, к двадцати пяти годам мне посчастливилось практически все такие команды видеть и слышать вживую - все, кроме одной. Rhapsody - моя, может, не самая большая. но самая горячая музыкальная любовь - шла в этом списке замыкающей, и собственно вот - 7 ноября я поставила галочку у последнего пункта в своем личном списке концертов, которые нужно обязательно услышать.
Ну, собственно - именно что галочку поставила. На этом можно было бы отзыв и закончить.
Мне не то чтобы концерт не понравился. Не то чтобы я осталась разочарована, и не то чтобы я ждала чего-то такого ого-го, и ожидания мои не оправдались - нет, абсолютно нет. Я просто слегка в недоумении. У меня осталось ощущение, что я посмотрела дивиди - и какбе все. Вот я, вот сцена, вот музыканты. Между нами - 10-20 сантиметров - а у меня такое чувство, что нас разделяет толстенный экран и вообще мы с ними где-то в разных местах и даже в разном времени - иначе как объяснить, что группа упорно делает вид, что зрителей в зале нет? У меня не то чтобы огроменный концертный опыт, но я впервые видела, чтобы группа
настолько не контактировала с залом - тем более что это же не стадион, не Олимпийский, даже не Горбушка - это крошечная Точка, тесная, прокуренная, по-своему уютная - тут все располагает к какому-никакому, но контакту - а музыканты смотрят куда-то мимо глаз, поверх голов, и как-то это дико.
Читатель имеет полное право сказать, типа: ты, мать, заелась! и спеть тебе, и сплясать, и еще духовного общения... с собой, может, еще завернуть чего? - и, наверное, будет прав. Сет-лист был отличный, спето и сыграно все было идеально - но все равно, все равно - имхо, концерт - это процесс взаимного обмена эмоциями - и когда со сцены эмоций к тебе идет ровно ноль - это удивляет, при том, что зал принимал группу более чем тепло. Отрепетированность, заученность, рутинность пропитывала все происходящее на сцене: вот Фабио Лионе делает живописные эпичные жесты, не забывая про живописную эпичную мимику; вот Турилли живописно выгибает спину дугой; вот басист корчит в зал устрашающие рожи, они уже такие не шибко живописные - все это хорошо и правильно, но тебя, зрителя, как будто вообще не касается, все это происходит как-то безотносительно тебя, никто не обращается тут к тебе лично - к общему, собирательному зрителю - все обращено куда-то в пространство. Никуда, никому. И из той же степи - группа первый раз в Москве и вообще в России. Их тут знают и нелогично, без особых на то предпосылок, любят - горячо, искренне, для многих они - символ уходящей юности и наивности, для многих - группа, с которой металл в их жизни начался и блаблабла. Короче, я считаю, можно было, впервые приехав в страну, где тебя так жарко и восторженно встречают, сказать по этому поводу хоть какую-нибудь пару слов, кроме "Spasibi". Ну вообще хоть какую-нибудь! Брюс Дикинсон на давешнем концерте вещал: ай-ай-ай, русские люди, вы вообще как себя ведете? вы вообще не покупаете наши диски, вы все скачиваете из торрентов! у вас прямо сейчас, прямо перед входом в Олимпийский, продавали пиратские копии, прямо вот в нашем присутствии! у вас совесть есть вообще, русские люди?! - и то, знаете, как-то приятно было
. Нас выделили, нас заметили! По крайней мере понятно, что чуваки осознали, куда приехали. Ладно, фиг с ним, мы скромные, обойдемся без дикинсоновских сентенций про таинственную русскую душу, обойдемся без ханси-кюршевского остроумия, но можно нам вообще хоть что-нибудь живое, дышащее? Нет, одна за одной сыпятся в зал заученные реплики, все в том же порядке, что на дивиди 2006-го года из Канады, только вместо "мерси боку, Монреаль" - "спасиби, Москоу". Такой find and replase. Слушаешь и думаешь: ну хоть бы слажали где, а! и то б приятней было - не, нифига, все безупречно, и золоченая глотка Лионе выводит руладу за руладой, и кудри его вьются, и мимика эпична до безобразия.
И опять же читатель скажет - ай-ай, тоже мне, плюшкой обиженная - группа, видите ли, лично с ней не пообщалась, лично ей преданно в глаза не заглядывала и нежных слов не говорила - никуда не годится! Нет, вообще не в этом дело - у меня, по сути, нет вообще никаких конкретных претензий, и нет и не может быть никаких таких строго определенных действий, которые группа должна совершать, чтобы было всеобщее счастье, и можно вообще ничего не говорить и в зал не глядеть и вообще спинами повернуться - суть вообще не в этом. Суть в том, что по какой-то причине от концерта остался полный эмоциональный порожняк. Ни положительных эмоций - никакой вибрирующей послеконцертной радости, никакого внутреннего подъема, никакого, прости господи, катарсиса; ни отрицательных. Просто ноль.
Забавная штука - на концерте Gamma Ray в Б1 я как-то так офигенно удачно встала, что справа от меня безумно колбасился в нулину угашенный слонище центнера под два, сбросив в порыве страсти рубашку и обнажив великолепное белое рыхлое тело, равномерно покрытое веснушками и капельками пота, колбасится и хаером трясет, и хаер в подмышках у него не сильно короче основного хаера; а слева стоит опять же угашенное существо, шатается, глазки прикрыло и, простите за подробности, козявки из носа достает и кушает. И тут у меня замыкает мозг: вот в двух метрах от меня стоит одна из любимых-любимых мною групп, играет одну из самых любимых-любимых мною песен, а меня, натурально, тошнит. Когнитивный диссонанс, помноженный на короткое замыкание. Но когнитивный диссонанс от концерта Rhapsody был сильно, сильно жестче: вот в двадцати сантиметрах от меня - группа, которая не просто группа, а ооо!, и песня, которая не просто песня, а ооо! - а я не чувствую
ничего вообще.
Тут можно сказать, что это у меня как у Гришковца с Джокондой: давай, падла, чувствуй! Типа, когда долго и сильно чего-то ждешь, и блаблабла, и синдром завышенных ожиданий - да нифига. Во-первых, ничего я так вот уж особо не ждала. Во-вторых, все-таки есть что-то способно оказать на тебя эмоциональное воздействие - оно его окажет так или иначе. После того же гаммарея я неделю не ходила, а летала - летала и лыбилась, как дебил - их эмоциональное воздействие как-то пробилось и сквозь танцующих белых слонов, и сквозь соплежуев, и сквозь прочие неприятности - а Кай Хансен между тем вообще не делал и не говорил ничего особенного, он просто стоял и улыбался, все время, весь концерт, и от него, от его улыбки шла такая волна энергии, тепла, радости, что... ну меня вот на наделю шандарахнуло, не знаю.
А тут - мне просто странно, что на концерте группы, которая всегда была для меня неиссякаемой энергетической подпиткой, я не почувствовала никакого энергетического потока вообще, даже на полшишечки. И дело тут даже не в отсутствии тесного контакта с залом - ну вспомним тех же мейденов, где из-за масштаба концертов никакой тесный контакт невозможен, и тем не менее павер физически, ощутимо прет со сцены и наполняет, как воздух, все предоставленное пространство. А тут вот нет, ничего ниоткуда не перло. Посмотренный дома после концерта фильм и то оставил во мне больший эмоциональный след, чем концерт группы, которая, ага-ага, много лет была для меня чем-то большим, чем группа; и это не расстраивает, не разочаровывает, это просто удивляет: как же это вышло? Они же всегда для меня были - как колодец - подходи и черпай энергию ведрами! И что, и где?!
Хотя, может, в том и дело, что энергия теперь аккумулирована - во мне самой?