Делюсь своей июльской поездкой в Украинские Карпаты. К горам я, как обычно, более чем неравнодушна, поэтому впечатлений много и будьте готовы к необъективным восторженным восклицаниям по поводу данного края.
Ивано-Франковск
Ивано-Франковск до 1960-х годов назывался Станиславов/ым городом, в честь отца первого владетеля этих земель, графов Потоцких, который, собственно, и передал их вотчину сыну. Советская власть, разумеется, не могла попустить такой памятник феодализму и польской эпохе. Впрочем, замок Потоцких, к фундаментным основаниям которого (остались стоять только флигель и ограда) мы дошли после, был разобран по камушкам ещё при Австрийской империи, а из камня было вымощено и застроено 6 улиц. Так что напоминание осталось, в том числе остатки рвов, укреплений и т.п. Впрочем, замок в 17 . выполнял декоративную функцию и все башенки несли скорее эстетическое значение, чем были предназначены для военно-стратегических целей, как большинство замков Среднеековья. После разрушения замка во флигеле был обустроен госпиталь, поэтому улица так и называется - Шпитальна (укр. Госпитальная). Но вначале от вокзала наша дорога лежала к зданию юстиции, перед ней - собственно памятник всем местным героям УПА и ранее времен 1-й мировой войны, боровшимся за независимость края. Здесь никогда хорошо не относились к русским, в 1939 году вырезавшим несколько тысяч (до четырех) человек местной интеллигенции.
Чуть далее был бывший иезуитский костел и улица бернардинцев, если я не ошибаюсь, или каких-то других "черных братьев" -черноризцев. Собственно, тогда было выгодно уговаривать молодежь и их родителей посвящать души и богатство служению церкви, как и повсюду в те времена в католическом мире. Следует помнить, что греко-католики были немного на ином счету после Берестейской унии 1596 г. в попытке объединить католиков и приверженцев Константинопольского патриархата. Но это, на самом деле, был костел до определенного времени, сейчас он отошел после незалежности к УПЦ-КП. Мы начали прогулку утром, повсюду шла утренняя служба. Затем мы двинулись через парк к руинам замка, мимо нового памятника - Христу, установленного в 2000-м году. Собственно, к той знаменательной дате было построено на западе множество культовых объектов, особенно придорожных статуй Богоматери. Памятник мне не очень понравился, непримечательный, просто в хорошем месте. Сам город нравился, аккуратный. Далее мы обогнули замковую ограду, посмотрели на рыцарей, охраняющих главный вход - останки, бледные следы былой силы. Затем мимо рынка Настя нас повела к ратуше 17 века. Она в интересном стиле, австрийский классицизм, в основании крест, по сути, центральная башенка повторяет форму 8-конечной звезды (в христианстве, я знаю, это символ рождения Христа).
Рынок - неплох, но менее внушает, чем Львовский. Опрятно, отреставрировано, приятно. Собственно, как и в каждом старинном городе, через улицу от главной площади с ратушей находится соборная площадь с главным собором города.
На самом деле их два на площади, но один из них остался музеем искусства (раньше - атеизма) ещё с советских времен. К нему мы и вышли. Над первым ярусом здания виднелся герб Потоцких. Ранее он был голубой с белым, но эмаль на металле давно стерлась. Пока мы слушали рассказ, одновременно по площади разносилось песнопение из центрального собора города. Нам сказали, что оно транслируется также из динамиков по периметру, и по радио, чтобы люди могли не пропускать службу - оставаясь на работе в офисах и т.п. В круглой ротонде, ближе к главному собору на другом краю площади, стояла фигура Богоматери. Ближе к нам находился памятный солярный языческий знак (оригинально, не правда ли?), солнце с кучей маленьких солнц, выпускающее протуберанцы. Очень здорово. Далее наш путь лежал еще правее вниз, где располагалась в дар городу еще одна памятка фестиваля - кованая карусель. Затем мы вернулись на площадь и подошли к собору - люди как раз выходили со службы. Он очень больших размеров, с красивыми статуями в полтора-два человеческих роста.
Потрясает. Затем мы двинулись в сторону красивой старинной застройки, наткнулись еще на два кованых произведения в парке, взглянули на памятник Мицкевичу, изначально планировавшийся для другого города - но там власти просто не разрешили его установить. Краков или какой другой - не помню. Дальше мы двинулись на стометровку - Банковую улицу. Она красива, напомнила мне главные улицы Феодосии и Сум. Здания этажа в четыре уникальны, примечательны архитектурой. Есть и фонтаны, и ряды деревьев. Очень здорово. Далее нас повели к сувенирному магазину по улице Сечевых Стрельцов. Он потрясающий, очень милый! Как картинка из сказки. Белоснежно-панянский, чистенький, доверху наполненный разными милыми маленькими вещицами.
Украшения, шляпки, вся эта галантерея, завоз как импортный, чуть ли не с Америки, так и местный. Народ сразу же разбрёлся фотографироваться - у входной двери с фатоватым приветливым кроликом, у белого (гондорского) дерева, на качелях, возле мельницы, под красивыми окнами-витринами с козырьками, повязанными роскошными бантами. И все это оформлено в неповторимом шляхтанско-западноукраинском, лощеном, но милом стиле - узнаваемом и во Львове, и здесь. Это заняло какое-то время (как-никак, нас было 44 человека), и потом мы направились обратно к ратуше. Возле Ратуши нам дали свободное время, что-то около двух часов - походить самим, осмотреться.
Сначала мы сфотографировали ратушу, затем пошли в музей - бывшую церковь. От входного билета отрезается уголок с контролем - и получается открытка. Там много работ по дереву, в этом бывшем музее атеизма, а также каменных изваяний святых и ангелов. Плюс выставка работ ИФ/Станиславовских видов одного местного художника. И собрание икон из разных сёл. Были там и распятия, и портреты австрийской школы, даже кисти одного русского живописца. Но мне больше всего понравились символические образные работы одного замечательного мастера, выставка которого проходила в помещении слева от алтарной части. Это настолько сильно, образно, многомерно и многозначимо одновременно - все символы, которые он сплетает воедино - что впечатление огромно. Нет слов. Очень большая энергетика значимости у каждого из сплетений, отражающего то или иное календарное явление, событие и т.п.
Дальше мы вышли к началу парка с памятником Мицкевичу и площади, посреди которой на проезжей части стоит фонарь, разграничивая движение. Там же в глубине уходящей улицы видна синагога. Мне это напоминает одну из парижских площадей, место понравилось. Далее мы вернулись на Банковую, чтобы присесть в кафе "Старый Станиславов" и поесть. Было тепло, дул ветерок, мы сидели в тени, напротив бил фонтан. Я заказала солянку и "не больше 200 г" белой рыбы с овощами. Плюс минеральную воду регионального разлива как-то на Л. ... название забыла. Пока это все великолепие готовилось, я решила пойти поискать батарейку. Я думала, что это дело несложное - в том же доме, где находилось кафе, пестрели вывески фотостудий, мастерских и т.п. Но - везде было закрыто! Видимо, как в Европе, на западе у нас свято чтут торговцы воскресенье как выходной день, когда никто не работает. Закрытых магазинов была уйма, я бесполезно спускалась в подвалы и поднималась на этажи. Я обогнула дом в конце стометровки и завернула на улицу, идущую параллельно Банковой - ею оказалась улица Сечевых Стрельцов. На ней меня ждало то же самое - и! - тот самый волшебный сувенирный магазинчик. Туда я на этот раз зашла. Глаза сразу разбежались. Так красиво. Я пошла налево, к прекрасным подвескам из венецианского стекла millefiori. Кругляшек с запечатанными нем геометрическими фигурками, сердечками и проч. был оправлен в серебряный изящный ободок. Я купила его в подарок сестре.
У солянки был чудесный вкус, чуть острый и кислый одновременно, неожиданно бульон был почти прозрачный и плавал лимончик. Далее мальчик принес мне заказ с рыбой. Я была потрясена порцией. Спросила - утвердительно - Здесь больше 200 г.!? - Он ответил: "Чуть больше". Я кое-как управилась с 2/3 щедрого огромного куска, остальным докормила подругу. Мы не спешили, хотя знали, что немного опаздываем на условленное время в точку сбора. Поесть не спеша и в удовольствие важнее. Рыбка-то весила 400 г.!! Действительно огромная порция. Я мягко высказала небольшое недовольство, но на самом деле огорчаться было нечего - ни один кусочек вкуснятины не пропал. Мы опоздали на 15 минут, и наш микроавтобус тронулся первым. Во время поездки в Ворохту я не закрывала глаз ни на минуту. Однажды я уже проделала этот путь в январе 2009, зимой. Тогда все было иначе. Сейчас быстро пошла благословенная зелень лесов, особенные небесные краски. Сердце билось, словно я возвращалась домой. Джерельца, горные потоки, мосты через них, камень и дерево. Прекрасно. Словно глаза дышали тогда свежим воздухом. Это я сейчас так передаю, но в горах нет ничего высокопарного.
Ивано-Франковск
Ивано-Франковск до 1960-х годов назывался Станиславов/ым городом, в честь отца первого владетеля этих земель, графов Потоцких, который, собственно, и передал их вотчину сыну. Советская власть, разумеется, не могла попустить такой памятник феодализму и польской эпохе. Впрочем, замок Потоцких, к фундаментным основаниям которого (остались стоять только флигель и ограда) мы дошли после, был разобран по камушкам ещё при Австрийской империи, а из камня было вымощено и застроено 6 улиц. Так что напоминание осталось, в том числе остатки рвов, укреплений и т.п. Впрочем, замок в 17 . выполнял декоративную функцию и все башенки несли скорее эстетическое значение, чем были предназначены для военно-стратегических целей, как большинство замков Среднеековья. После разрушения замка во флигеле был обустроен госпиталь, поэтому улица так и называется - Шпитальна (укр. Госпитальная). Но вначале от вокзала наша дорога лежала к зданию юстиции, перед ней - собственно памятник всем местным героям УПА и ранее времен 1-й мировой войны, боровшимся за независимость края. Здесь никогда хорошо не относились к русским, в 1939 году вырезавшим несколько тысяч (до четырех) человек местной интеллигенции.
Чуть далее был бывший иезуитский костел и улица бернардинцев, если я не ошибаюсь, или каких-то других "черных братьев" -черноризцев. Собственно, тогда было выгодно уговаривать молодежь и их родителей посвящать души и богатство служению церкви, как и повсюду в те времена в католическом мире. Следует помнить, что греко-католики были немного на ином счету после Берестейской унии 1596 г. в попытке объединить католиков и приверженцев Константинопольского патриархата. Но это, на самом деле, был костел до определенного времени, сейчас он отошел после незалежности к УПЦ-КП. Мы начали прогулку утром, повсюду шла утренняя служба. Затем мы двинулись через парк к руинам замка, мимо нового памятника - Христу, установленного в 2000-м году. Собственно, к той знаменательной дате было построено на западе множество культовых объектов, особенно придорожных статуй Богоматери. Памятник мне не очень понравился, непримечательный, просто в хорошем месте. Сам город нравился, аккуратный. Далее мы обогнули замковую ограду, посмотрели на рыцарей, охраняющих главный вход - останки, бледные следы былой силы. Затем мимо рынка Настя нас повела к ратуше 17 века. Она в интересном стиле, австрийский классицизм, в основании крест, по сути, центральная башенка повторяет форму 8-конечной звезды (в христианстве, я знаю, это символ рождения Христа).
Рынок - неплох, но менее внушает, чем Львовский. Опрятно, отреставрировано, приятно. Собственно, как и в каждом старинном городе, через улицу от главной площади с ратушей находится соборная площадь с главным собором города.
На самом деле их два на площади, но один из них остался музеем искусства (раньше - атеизма) ещё с советских времен. К нему мы и вышли. Над первым ярусом здания виднелся герб Потоцких. Ранее он был голубой с белым, но эмаль на металле давно стерлась. Пока мы слушали рассказ, одновременно по площади разносилось песнопение из центрального собора города. Нам сказали, что оно транслируется также из динамиков по периметру, и по радио, чтобы люди могли не пропускать службу - оставаясь на работе в офисах и т.п. В круглой ротонде, ближе к главному собору на другом краю площади, стояла фигура Богоматери. Ближе к нам находился памятный солярный языческий знак (оригинально, не правда ли?), солнце с кучей маленьких солнц, выпускающее протуберанцы. Очень здорово. Далее наш путь лежал еще правее вниз, где располагалась в дар городу еще одна памятка фестиваля - кованая карусель. Затем мы вернулись на площадь и подошли к собору - люди как раз выходили со службы. Он очень больших размеров, с красивыми статуями в полтора-два человеческих роста.
Потрясает. Затем мы двинулись в сторону красивой старинной застройки, наткнулись еще на два кованых произведения в парке, взглянули на памятник Мицкевичу, изначально планировавшийся для другого города - но там власти просто не разрешили его установить. Краков или какой другой - не помню. Дальше мы двинулись на стометровку - Банковую улицу. Она красива, напомнила мне главные улицы Феодосии и Сум. Здания этажа в четыре уникальны, примечательны архитектурой. Есть и фонтаны, и ряды деревьев. Очень здорово. Далее нас повели к сувенирному магазину по улице Сечевых Стрельцов. Он потрясающий, очень милый! Как картинка из сказки. Белоснежно-панянский, чистенький, доверху наполненный разными милыми маленькими вещицами.
Украшения, шляпки, вся эта галантерея, завоз как импортный, чуть ли не с Америки, так и местный. Народ сразу же разбрёлся фотографироваться - у входной двери с фатоватым приветливым кроликом, у белого (гондорского) дерева, на качелях, возле мельницы, под красивыми окнами-витринами с козырьками, повязанными роскошными бантами. И все это оформлено в неповторимом шляхтанско-западноукраинском, лощеном, но милом стиле - узнаваемом и во Львове, и здесь. Это заняло какое-то время (как-никак, нас было 44 человека), и потом мы направились обратно к ратуше. Возле Ратуши нам дали свободное время, что-то около двух часов - походить самим, осмотреться.
Сначала мы сфотографировали ратушу, затем пошли в музей - бывшую церковь. От входного билета отрезается уголок с контролем - и получается открытка. Там много работ по дереву, в этом бывшем музее атеизма, а также каменных изваяний святых и ангелов. Плюс выставка работ ИФ/Станиславовских видов одного местного художника. И собрание икон из разных сёл. Были там и распятия, и портреты австрийской школы, даже кисти одного русского живописца. Но мне больше всего понравились символические образные работы одного замечательного мастера, выставка которого проходила в помещении слева от алтарной части. Это настолько сильно, образно, многомерно и многозначимо одновременно - все символы, которые он сплетает воедино - что впечатление огромно. Нет слов. Очень большая энергетика значимости у каждого из сплетений, отражающего то или иное календарное явление, событие и т.п.
Дальше мы вышли к началу парка с памятником Мицкевичу и площади, посреди которой на проезжей части стоит фонарь, разграничивая движение. Там же в глубине уходящей улицы видна синагога. Мне это напоминает одну из парижских площадей, место понравилось. Далее мы вернулись на Банковую, чтобы присесть в кафе "Старый Станиславов" и поесть. Было тепло, дул ветерок, мы сидели в тени, напротив бил фонтан. Я заказала солянку и "не больше 200 г" белой рыбы с овощами. Плюс минеральную воду регионального разлива как-то на Л. ... название забыла. Пока это все великолепие готовилось, я решила пойти поискать батарейку. Я думала, что это дело несложное - в том же доме, где находилось кафе, пестрели вывески фотостудий, мастерских и т.п. Но - везде было закрыто! Видимо, как в Европе, на западе у нас свято чтут торговцы воскресенье как выходной день, когда никто не работает. Закрытых магазинов была уйма, я бесполезно спускалась в подвалы и поднималась на этажи. Я обогнула дом в конце стометровки и завернула на улицу, идущую параллельно Банковой - ею оказалась улица Сечевых Стрельцов. На ней меня ждало то же самое - и! - тот самый волшебный сувенирный магазинчик. Туда я на этот раз зашла. Глаза сразу разбежались. Так красиво. Я пошла налево, к прекрасным подвескам из венецианского стекла millefiori. Кругляшек с запечатанными нем геометрическими фигурками, сердечками и проч. был оправлен в серебряный изящный ободок. Я купила его в подарок сестре.
У солянки был чудесный вкус, чуть острый и кислый одновременно, неожиданно бульон был почти прозрачный и плавал лимончик. Далее мальчик принес мне заказ с рыбой. Я была потрясена порцией. Спросила - утвердительно - Здесь больше 200 г.!? - Он ответил: "Чуть больше". Я кое-как управилась с 2/3 щедрого огромного куска, остальным докормила подругу. Мы не спешили, хотя знали, что немного опаздываем на условленное время в точку сбора. Поесть не спеша и в удовольствие важнее. Рыбка-то весила 400 г.!! Действительно огромная порция. Я мягко высказала небольшое недовольство, но на самом деле огорчаться было нечего - ни один кусочек вкуснятины не пропал. Мы опоздали на 15 минут, и наш микроавтобус тронулся первым. Во время поездки в Ворохту я не закрывала глаз ни на минуту. Однажды я уже проделала этот путь в январе 2009, зимой. Тогда все было иначе. Сейчас быстро пошла благословенная зелень лесов, особенные небесные краски. Сердце билось, словно я возвращалась домой. Джерельца, горные потоки, мосты через них, камень и дерево. Прекрасно. Словно глаза дышали тогда свежим воздухом. Это я сейчас так передаю, но в горах нет ничего высокопарного.