Статья о новом альбоме Nightwish из журнала Soundi, 30 октября 2010
- Источник материала - журнал Soundi, 10/2010, http://s1119.photobucket.com/albums/k632/afroditesarchive/Lehtijuttuja/Lehdet%201/
- Сканы предоставлены Afrodite
- Перевод с финского выполнен Cursarion
- Перевод на русский выполнен Hevein
Новый альбом Nightwish создается посреди дикой природы
Альбом Dark Passion Play, проданный миллионными тиражами, обрел свой финальный вид в деревне Jäävi в регионе Тампере. Основные идеи следующего альбома, который увидит свет как минимум через год, родились в Китее – и в Австралии.
Туомас Холопайнен сидит у брызжущего искрами костра. В расположенном неподалеку навесе для гриля ждут своей участи разнообразные овощи и мясо. В то же самое время солнце опускается за линию горизонта и всего на несколько недолгих мгновений окрашивает темнеющие воды озера Ätäskö сотней пылающих осенних красок. Вид невозможно прекрасный – и сейчас становится понятным, почему Nightwish выбрали именно это место, этот Северо-карельских пейзаж, в качестве своего летнего лагеря, где они провели 8 недель за работой над альбомом.
— Первое время единственной моей заботой было то, что по вечерам я буду сбегать из лагеря слишком часто – это место находится недалеко от моего дома. Мысль об этом беспокоила меня, ведь главной задачей лагеря было полностью изолировать нас от повседневной жизни и в течение ближайших двух месяцев сконцентрировать все наши силы и время только на следующем альбоме Nightwish, - поведал веселый Туомас, и усмехнулся.
— В конце концов, мои опасения оказались беспочвенными. За прошедшие 8 недель я только одну ночь провел дома. Так что задача сконцентрироваться была выполнена практически идеально. И это хорошо, потому что мы создавали нечто ощутимо единое.
Сейчас вторая суббота сентября. Мы примерно в 20 километрах от центра Китее. Примерно на том же расстоянии находится дом Туомаса. Летний лагерь группы располагается в окрестностях Китее в местечке Röskö, площадь занимаемой территории которого достигает 3,5 га. На территории лагеря расположены 13 отдельных построек. Есть главное здание, где находится кухня и несколько жилых помещений разного размера и назначения; и есть так же небольшие, уединенные домики, приютившие участников группы на время их пребывания в лагере.
— Такой избыток жилья нам не мешал. Мы так много времени провели здесь, понятное дело, что нам и нашим семьям, частенько гостившим здесь, требовалось много места.
Турбаза Röskö строилась последние лет 60, причем по большей части местными добровольцами, и за все это время успела побывать сезонной резиденцией самых разнообразных организаций. Родившиеся в Китее участники Nightwish в свои молодые годы не раз бывали в Röskö.
— В этих местах располагалась конфирмационная школа 1, куда ходил я, а так же Юкка и Эмппу. Церковь расположена прямо на горе Röskö – и прямо рядом с ней находится большая расщелина, которая, согласно старой легенде, является отметиной, оставшейся после ниспосланной дьяволом молнии. Так что место это имеет самые разные оттенки, - говорит Туомас, кивая в сторону близлежащего холма.
— Да, некоторое время назад мы стали размышлять, где бы нам найти хорошее место для репетиций и подготовки нового материала. В какой-то момент я вспомнил о Röskö. Это живописное место, и оно расположено не так далеко.
Туомас испытывал некоторые сомнения по поводу такого истинно скаутского путешествия.
— Я не был уверен, что парни из Karhu, владельцы этого туристического комплекса, позволят группе снять такое прекрасное место, что захотят пойти на подобного рода авантюру. Или в том, что тяжелая метал-группа вписывается в их имидж. Летом 2009 года я поведал им о том, что у меня на уме, и они сразу же согласились. С другой стороны, для этих парней это все очень просто: на протяжении 8 недель у них будет очень надежный арендатор.
Поздним летом Восточная Финляндия была охвачена сильнейшими штормами, но Röskö отделался малой кровью.
— Погода свирепствовала и здесь. Ветер достигал 10 км, и было повалено много деревьев. В Simpele было тоже довольно жутко. Казалось, будто гигантская армия с боем прорывалась через всю местность.
Длительное времяпрепровождение в летнем лагере не совсем в новинку для Nightwish, если Вы помните материал из выпуска Soundi 08/2006. Тогда, летом 2006 года, Nightwish на несколько недель уединились в одном из лагерей Sävi в Suodenniemi, чтобы отработать и сделать аранжировки для материала, ставшего впоследствии альбомом Dark Passion Play и выпущенного в сентябре 2007 года.
— Идея арендовать Röskö естественным образом родилась из того опыта, что мы получили в Sävi. Там было потрясающе, и мы были сплоченными как никогда, после всех довольно тяжких событий. Но, безусловно, воспоминания о Sävi с течением времени сильно сгладились – ведь в то время у нас даже не было вокалистки, - бормочет Туомас и продолжает:
— Как бы то ни было, еще тогда в Sävi мы решили, что превратим работу над следующим за Dark Passion Play альбомом в теперь уже длинный летний лагерь. И сейчас можно с уверенностью утверждать, что таким же образом мы будем поступать и в будущем. Надеюсь, мы будем находить замечательные, и, самое главное, уединенные, спокойные места, когда они нам понадобятся.
Практически любой мог добраться до Röskö на машине или по воде, несмотря на запрещающие знаки "частное мероприятие". Но Ваш покой никто не нарушал?
— Да. Мы не заметили незнакомого транспорта, за исключением пары случаев. Местные жители наверняка знали, кто в данный момент проживает в лагере, но, по финской традиции, нас оставили в тишине и покое.
Коль скоро мы завели речь о Китее, понятно, что на огонек забегало много друзей.
— Лето было потрясающим, температура воды достигала 31 градуса, чудесная природа вокруг… Скажем так, я довольно часто наведывался в магазин, чтобы сдать пустые бутылки 2, - смеется Холопайнен.
В конце августа лагерь навестили гонщик Формулы1 Хейкки Ковалайнен и лидер Apulanta Тони Виртанен. С последствиями их пребывания в лагере знаком уже весь мир.
— Все совершенно вышло из под контроля. Парни пришли навестить нас и вечером заглянули в репетиционную комнату. Хейкки объявил, что обладает некоторыми навыками игры на барабанах, и мы немедленно решили собрать новую группу. Поменявшись инструментами между собой, мы в результате получили группу The Myötähäpeä. Наши версии песен "Sukset" [Popeda] и "For Whom the Bell Tolls" [Metallica] уже стали хитами. Следующими мы обработаем баллады по типу "Nothing Else Matters" [Metallica] или "Wind of Change" [Scorpions], а далее в наших планах значится турне, - смеется Холопайнен.
Говоря о других группах, Туомас рассказал нам о демо-сессиях и подготовке следующего альбома Kotiteollisuus, выпуск которого состоится в начале следующего года.
— Я совершенно искренен в своих словах: Kotiteollisuus собираются презентовать очень освежающий в плане звучания альбом. Группа подошла к записи альбома и всяким сопутствующим мелочам совершенно по-иному, верите Вы мне или нет. Они готовят этот альбом с особенным чувством – Хюнюнен даже всю лирику написал заранее.
Но давайте все-таки забудем о других группах. Сегодня, в субботу 11 сентября, состоялось небольшое событие для Nightwish. Причина его довольно приятна – всего несколькими часами ранее вокалистка Анетт Ользон закончила записывать вокал для демо-записей следующего альбома группы. Из всего квинтета она была последним участником, внесшим свой вклад в запись. Другими словами, все инструментальные треки и вокальные партии, запланированные для демо, были записаны на жесткий диск.
— Мы приехали в Röskö в середине июля. После пары дней проб и подготовки мы начали работать над песнями, и процесс их "обработки" был дольно интенсивным… Все, что мы запланировали, было записано, несмотря на то, что меланхолия атмосферного метала порой была настоящим испытанием – работали мы в экстремальных условиях невероятной жары, будто находились в сауне, - усмехается Туомас.
— Довольно быстро мы поняли, что попытки ускорить работу не принесут никакой пользы. Главной идеей этого лагеря было, конечно же, закончить написанные мною демо-версии с помощью остальных ребят, но была и другая цель – поднять боевой, товарищеский дух в группе после долгого перерыва. Настроение, обретенное нами в этом месте, обязательно будет чувствоваться в финальном продукте.
Многие поклонники при прочтении Дневника интересовались, прикасались ли вообще участники Nightwish к своим инструментам, ведь на фотографиях, сопутствующих письменным отчетам, можно было видеть, как группа рыбачит или активно занимается водными видами спорта.
— Конечно же, у нас была уйма свободного времени, ведь мы и жили и работали в одном месте. Подумайте сами: когда Вы 6 часов подряд репетируете в буквально тропической жаре, идея покататься на водных лыжах покажется Вам очень заманчивой. Сходить на бейсбольный матч Kiteen Pallo тоже отличный вариант. Или сыграть в виртуальный хоккей, к которому я пристрастился окончательно. Собрать свою собственную команду и решать тактические задачи – это очень захватывает. Это в два раза привязчивее курения.
Весна и лето 2010 для Nightwish прошли так же, как и время, предшествующее записи Dark Passion Play. Подготовка к летнему лагерю началась еще весной, после того, как Туомас записал черновые демо-варианты всех 12-ти новых песен. Затем эти заготовки были разосланы остальным членам группы для оценки.
— В принципе, песни были практически готовы уже весной, когда я впервые представил свои идеи остальным. Например, во время летней подготовки ритмы и темпы песен изменены не были, а вот структуры некоторых композиций претерпели некоторые изменения. Мы так же работали над аранжировками, "причесывали" их звучание, выправляли вокальные мелодии и так далее. В целом, тем же мы занимались и в прошлый раз, - кивает Туомас.
Еще один знакомый по работе над Dark Passion Play эпизод, это то, что среди написанных тобой композиций есть так же и одна песня авторства Марко.
— Точно. Его песня появилась в середине прошлого турне. Он наигрывал на акустической гитаре симпатичную мелодию, и я набрался храбрости спросить, пойдет ли эта песня в каталог Tarot. Ответ был отрицательным, так что она очутилась в наших руках.
— И все же, по сравнению с предыдущим альбомом, процесс работы был немного другим. На этот раз у меня было заранее готово более четкое представление, видение как каждой отдельно взятой песни, так и всего альбома в целом. Порядок песен и все остальное, - подчеркивает Туомас.
— Кстати, люди периодически интересуются, зачем делать такое доведенное до идеала и продуманное демо. На то есть много причин. Например, с таким заранее усовершенствованным и продуманным материалом нам не нужно тратить время непосредственно в студии при записи альбома. Вдобавок, Пипу Уильямсу (ответственному за оркестровые и хоровые аранжировки) необходимо иметь точное представление о том, что будет нести в себе альбом, что в него будет входить. В противном случае его работа невероятно усложнилась бы. Та же схема действует и в случае с мульти-инструменталистом Троем Донокли, который отметился так же и на предыдущем альбоме. На новом альбоме ему отведена еще бОльшая роль, а одна из песен вообще написана специально для него, для его волынок, дудочек и остальных инструментов.. Так что старая банда снова вместе!
Конечно же, между репетиционными сессиями в Sävi и Röskö есть одна большая разница – и имя ей Анетт Ользон. Летом 2006 года будущее группы Nightwish было окрашено в тона сомнений и нерешительности, несмотря на шикарный музыкальный материал, ведь группа все еще находилась в поисках новой вокалистки взамен уволенной Тарьи Турунен. Так что Туомасу приходилось работать над материалом альбома Dark Passion Play, не зная ни звучания, ни диапазона вокалистки, которая будет исполнять новые песни. Но в этот раз ситуация была иной с самого начала.
— Можно писать музыку и без вокалистки, но, конечно же, нынешняя ситуация намного более приятна. Теперь я с самого начала знал диапазон и голос певицы, и что у нее получается лучше всего. У каждого вокалиста есть свои сильные и слабые стороны, и то, что ты в курсе их, существенно облегчает работу каждого. Звук "А" легче всего петь на высокой ноте, но, к примеру, звук "И" куда более 'хитрый'. Как автор песен, а не вокалист, ты можешь поначалу даже не задумываться о таких вещах.
— К счастью, запись вокальных партий для демо прошла чрезвычайно хорошо. Оба наших певца тщательно подошли к выполнению своего домашнего задания. Оказалось, что в песнях не было ничего, что мне пришлось бы изменить из-за чрезмерной сложности или проблемной тональности. Как бы то ни было, у нас есть два потрясающих вокалиста, и мне не приходится долго размышлять над вышеуказанными проблемами. Анетт и Марко способны воплотить в жизнь практически любую идею. И это, конечно же, невероятно успокаивает меня.
Но нервничал ли ты когда-нибудь, показывая свои вокальные мелодии таким опытным вокалистам? Этот вопрос рассмешил Туомаса.
— Да, обычно я прокаркивал им вокальную мелодию и… Ну, для них этого было достаточно. Такие ситуации больше не нервируют меня, я знаю Марко уже много лет, а Анетт в этом бизнесе на протяжении одного альбома и мирового турне.
— А вообще, в последнее время презентация вокальной мелодии упростилась до следующей схемы: я наигрываю демо-версии вокальных партий и даю лирику вокалистам. Далее они уже сами "доходят" до того, что я имел в виду. Так что мы вместе достигли очень плодотворного симбиоза – я распознаю таланты вокалистов, а они претворяют в жизнь мои вокальные мелодии.
Насколько сильные эмоции вызывают в тебе полностью готовые, полностью спетые вокальные партии?
— Это правда, что песня пробуждается и действительно расцветает только после того, как она спета. Инструментальные версии тоже хороши, но лишь голос, дарящий песне жизнь, вызывает окончательные эмоции.
В какой пропорции построены вокальные партии Анетт и Марко?
— Мне кажется, пропорции остались теми же, что и на Dark Passion Play. Может, 73 и 27 процентов? Или 67 и 33?
Темнота накрыла Северную Карелию уже довольно давно. Пришло время познакомиться поближе со свеженькими демо группы. Освещенная лунным светом тропа змеится от крытой площадки к зданию красного цвета в сотне метров от нас. На нижнем этаже расположена репетиционная комната, а на втором – импровизированная студия для записи вокала. Все внутри очень простое, без претензий.
Проверенный временем звукоинженер и техник группы, Теро "TeeCee" Киннунен все еще работает над демо, перемещая файлы из одного места в другое и попутно производя небольшие изменения в микшировании. Тем не менее, уже в скором времени МакБук исторгает из себя материал на такой громкости, что позволяет всем местным медведям и волкам послушать новые песни Nightwish.
Несколько моментов в скором времени проясняются. Как и отметил Туомас, работали они гораздо больше, чем катались на водных лыжах: столь массивный звук сам собой не рождается. Еще одна вещь, которую я сразу приметил, это разнообразие материала. В добавление к более коротким песням в стиле "Bye Bye Beautiful" и "Dark Chest of Wonders", на альбоме есть также более головокружительные и "извилистые" вещи. Это не совсем в новинку, ведь на прошлом альбоме были такие 7-миминутные работы, как "7 Days to the Wolves" и "Meadows of Heaven", не говоря уже об эпиках с альбома Once, а именно "Ghost Love Score" и "Creek Mary's Blood".
— В этот раз мы следим за хронометражем, продолжительностью новых песен, потому что закрывающая альбом композиция будет длиться около 20 минут. С другой стороны, на альбоме будет и пара песен длиной не более 4 минут… Но материал и звучание группы раз от раза становятся все больше, объемнее. На мой взгляд, дискография Nightwish представляет собой некий континуум, совокупность связанных между собой явлений, и вот снова настала пора открыть совершенно новую страницу, - откровенничает Туомас и через некоторое время продолжает:
— Это новая страница еще и в том смысле, что новый альбом рассказывает цельную, связную историю. На этот раз я четко знал, что хочу сказать этим альбомом, с самого начала. И это знание привело к тому, что тематика песен еще более разнообразная, чем раньше. На альбоме будет присутствовать мистическая, призрачная атмосфера, атмосфера ночного клуба, в качестве персонажей выступят невменяемые герои сказок. Конечно же, некоторые вещи вызовут противоположные реакции, но так и должно быть. Нет смысла бояться своих идей, так можно и ошибиться.
Обсуждение длится еще немало времени. Разговор зашел о том, как скрупулезно группа собирается планировать расписание будущего тура ("Dark Passion Play тур был очень тяжел для тех, у кого дома оставались семьи…"), и о лагерном лисенке, и о записи оркестра и хора для будущего альбома ("В середине февраля мы отправимся в Лондон, оркестр и хор будут теми же, что и в крайний раз, с небольшими добавлениями").
В какой-то момент времени Туомас произносит пару предложений, которые определенным образом характеризуют в краткой форме всю карьеру Nightwish и волшебный мир, созданный группой.
— Группа это, по большей части, когда вы выступаете вместе, отыгрываете концерты, пьете свои напитки и доставляете поклонникам радость. Но, возможно, сторонние наблюдатели не всегда понимают, что у артистов так же есть потребность сделать что-то стоящее, значимое. Тебе хочется создать что-то такое, что действительно тронет людей и даже сделает мир лучше.
-
Конфирмационная школа - конфирмация - у протестантов это обряд приобщения подростков к церкви. В конфирмационной школе (или лагере) проводились занятия по подготовке к обряду. До совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения по катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации. А церковный обряд этот имел исключительное значение, поскольку наделял юного христианина гражданским правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь. ↩
-
Выражение "сдавать бутылки" в Финляндии не имеет такого ярко выраженного негативного оттенка, ассоциирующегося с бедностью и нищетой, как в России. В Финляндии сдавать бутылки/банки (стеклянные, пластиковые, металлические) - это следствие принятой в стране программы по утилизации и вторичной переработке отходов. Процент сдачи пригодных к вторичному использованию бутылок и банок находится в Финляндии на высочайшем международном уровне. Из всех стеклянных и пластиковых бутылок в Финляндии сдается 98 процентов, а металлических банок – почти 90 процентов. Такой энтузиазм основан прежде всего на том, что за сдаваемую тару выплачивается ее залоговая стоимость, то есть деньги. ↩