Статья о "Конце Эры" в немецком Metal hammer, 2005
Перевод: Freeze
Конец эры
Вообще-то, выступление Nightwish в Хельсинки 21 октября должно было быть всего лишь последним шоу перед длинной паузой. Однако после концерта взорвалась бомба: Туомас Холопайнен & Co. уволили Тарью Турунен — навсегда. Как и почему дошло до такого неожиданного поворота, Metal-Hammer рассмотрел с обоих сторон.
Хельсинки, 21-е октября, 18 часов. В Hartwall Arena, гигантском хоккейном зале, царит напряженная атмосфера. Здесь Nightwish через пару часов дадут свое последнее выступление перед объявленным 2-летним тайм-аутом. Название: «Конец Эры» . Двусмысленный заголовок, как окажется впоследствии. Одновременно финны используют возможность для записи Live-DVD. Фанаты с нетерпением ожидают увидеть группу еще один, последний, раз с программой Once. За кулисами также распространяется нервозность, которая является для некоторых участников даже больше чем обыкновенное беспокойство перед выходом. Туомас Холопайнен хмурится необычно рано перед выходом. «Я чувствую себя сейчас печально, радостно, опустошенно и волнительно», описывает глава группы чувства. В области Backstage также друзья и семьи всех участников группы, так что здесь не продохнуть — только певице Тарье Турунен предоставлена отдельная комната, которую она делит со своим супругом и менеджером Марсело Кабули. Однако, несмотря на съемку для DVD и тесноту за кулисами, кажется, что для Nightwish идет все как надо.
ПОСЛЕДНЕЕ ШОУ
Тем временем фанаты занимают свои места на трибунах и в партере огромного зала, билеты в который были распроданы за 2 часа после объявления. Наряду с тысячами финнов поклонники со всего мира держат на высоте свои государственные флаги, в том числе и много немцев. Честь открытия отдана Sonata Arctica, которых не выбьешь из колеи даже огромной толпой и которые представляют первоклассные тяжелые мелодии и живые баллады. Тони Какко завораживает своим многогранным голосом и вместе с группой зарабатывает одобрение Туомаса после обязательного потребления водки. Затем клавишник Nightwish спешит назад — у него остается лишь полчаса, чтобы подготовиться к выступлению. Однако, к счастью, Туомас заранее приготовил шляпу и сделал черные черты вокруг глаз. Практически пунктуально операторы идут на свои места, и Nightwish устраивают свой маленький ритуал за сценой. Все обнимаются с серьезными, сконцентрированными выражениями лица, причем гитарист Эмппу Вуоринен, кажется, старается быть поближе к Тарье: он обнимает ее и пожимает плечо. Юкка Невалайнен концентрируется в себе и бормочет хрипло: «Это будет хорошо. Это должно быть хорошо.» Барабанщик может не волноваться: уже на интро по залу ходят мощные волны и внушительно подчеркивают характер заключительного концерта. К официальному концу турне Nightwish выдумали еще кое-что и добавили к пиро-шоу еще несколько эффектов. «Это мой город, который я взорву», ухмыляется специалист по огню Маркку Алто и выстреливает при вступлении «Dark Chest Of Wonders» и «Planet Hell» сразу несколько убойных ракет и огненных колонн в воздух. Группа показывает себя на высоте и сразу достигает совершенства. Пробное выступление, которое Nightwish закончили во второй половине дня для съемок крупным планом, пошло на пользу. Только Тарья Турунен не принимала участие в этой генеральной репетиции. Есть уважительная причина: певица борется с гриппом и берегла себя для последнего выступления. Неплохая идея, так как на концерте Тарья блещет своим пением и, кроме того, ей необходимы силы, чтобы постоянно убегать со сцены и переодеваться в новую одежду. К каждому хиту певица одевает сегодня наряд из соответствующего клипа.
Также и на сцене Эмппу старается быть поближе к Тарье, в то время как Туомас одиноко окапывается за синтезаторами и бушует там как берсерк. Юкка, кажется, хочет разломать свои ударные, а Марко Хиетала кажется со своим тяжелым басом сразу на несколько сантиметров больше. Всем ясно: группа хочет сделать еще раз все возможное, не думая о последующих концертах.
Волшебству этого вечера содействует также новый сценический эффект: на «The Siren» у Nightwish впервые появляются большие видеоэкраны на заднем плане. Знамя Once опадает и морские волны шумят над группой. Большой театр. На эпической «Ghost Love Score» появляются свечи и страницы рукописей, а «Sleeping Sun» сопровождается звездным небом. Однако ничто не может превзойти неповторимое выступление Джона Two-Hawks: сначала Лакота-индеец играет соло на огромной двойной флейте в родовой одежде, затем вступают Nightwish с «Creek Mary's Blood», и Джон вносит свою часть в музыку и вокал. Аплодисменты после этого исполнения просто оглушительны – вряд ли овации после выходов на бис превзойдут их. Nightwish кланяются со слезами на глазах публике, машут и уходят в последний раз со сцены в этом турне.
РАЗРЫВ
После выступления музыканты удаляются как обычно. Менеджер Эво Риткенен закрывает двери Backstage, даже мать Туомас осталась снаружи. На фоне восторгов от великолепного выступления никто и не удивляется сначала, что музыканты задержались сегодня несколько дольше. Все думают, что группа радуется удавшемуся шоу. Однако то, что действительно происходило за кулисами, Тарья описывает через 3 дня в электронном письме: «В конце концерта люди аплодировали и кричали. Они стояли на сидениях – это было невероятное ощущение, я плакала от счастья. В этот момент я еще не знала, что я скоро снова буду плакать», добавляет певица горько. «После выхода парни пригласили меня в свою раздевалку, и мы обнялись. Это было странно, так как обычно так происходит перед концертом. Мы сохраняли этот ритуал вопреки растущему напряжению всегда. Я поблагодарила их за концерт, но не получила ответа. Затем они дали мне письмо и просили меня, чтобы я прочитала его только на следующий день.»
Тарья принимает его и уходит в отель. Там она открывает конверт и узнает, что она уволена. Шокировано певица решает уехать как можно скорее с мужем в Аргентину. Она собирает вещи и берет билет на следующий рейс.
О письме и его содержании к этому времени знали только несколько членов семьи. Они сохраняют эту тайну, тем не менее, в себе, и таким образом неосведомленная толпа гостей отправляется через день после концерта на полуостров в Хельсинки на заключительное празднование. Там царит хорошее настроение: группа, семьи, друзья, деловые партнеры и представители прессы отдыхают. Пиво и водка текут рекой – кажется, все в порядке. Только Туомас кажется подавленным. Ответы на вопрос о причине его печального настроения прерывисты: «Из-за Тарьи. Так как Тарья больше не в группе. Нет, Тарья не объявила об уходе. Нам пришлось расстаться с нею», бормочет лидер группы. Доказательством, что это не жестокая шутка, служит еще не опубликованное письмо, которое Туомас достает из кармана. «Мы представим это письмо нашем web-сайте», вздыхает музыкант и стискивает зубы. Скоро эта новость расходится вокруг. Гости обсуждают ее, не переставая нажимать на клавиши своих телефонов. Новость уже не удержать, она распространяется со скоростью молнии по всему мира. Эмппу рано покидает праздник, в то время как Туомас, Марко и Юкка терпеливо отвечают на вопросы.
ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Болезненное сообщение оказывается для толпы фанатов Nightwish, лейбла и прессы как гром среди ясного неба. Сервер официального сайта Nightwish из-за перегрузки падает, а форумы в интернете просто взрываются. На лейбле появляются первые отзывы. У поклонников туча вопросов.
Но приходится потерпеть. Тарья первая дает несколько ответов, отправив письмо и запланировав пресс-конференцию, в которой она хочет представить свою точку зрения на вещи. Туомас объявляет себя готовым к короткой беседе. Прошло 2 дня после увольнения Тарьи, и глава группы удалился на остров, где ночью выпал саван снега высотой 10 сантиметров.
«Я себя чувствую не очень хорошо», описывает свое душевное состояние Туомас. «Это смесь из глубокой печали и надежды на будущее. Хотя ситуация неприятна теперь, я не сожалею о моих действиях и поддерживаю полностью.» Финн не увиливает от создающей нагрузку ответственности, которая причиняет ему, вероятно, больше боли, чем он хочет показать. Увольнение не было стихийным решением, а стало результатом длительного обдумывания. «Мы размышляли с января этого года над расставанием, однако мы хотели подождать дальнейшего развития. В конце оказалось лишь две возможности: либо распад Nightwish, либо уход Тарьи.»
Собственно разлад между певицей и группой произошел во время возвращения с концерта в Торонто в декабре 2004. «Тарья сказала мне, что она не нуждается больше в Nightwish для своей карьеры и могла бы покинуть группу со дня на день», высказывается Туомас. «Вместе с этим ее мотивы были ясны.» В течение лета стало ясно, что расставание неизбежно. Но тем не менее о форме разрыва можно поспорить. «Мы должны бы были объяснять фанатам, почему мы вынуждены так поступить именно так, и почему у нас не было другой альтернативы», объясняет Туомас. «Если бы мы объявили только об увольнении Тарьи из группы, мне бы пришлось в течение следующих 6 месяцев постоянно давать разные интервью — или нас бы линчевали тот же час», полагает музыкант. «Люди имеют право узнать причины.» Но даже если отношения были нарушены слишком сильно, чтобы найти другой способ расставания — образ действия 4 оставшихся участников разочаровал некоторых поклонников. Туомас также может понять это. «Я понимаю такую реакцию, но, конечно, фанаты не могут знать все детали. Многие знают Nightwish только из средств массовой информации — с Тарьей на переднем плане. Такое представление группы очень хорошо функционировало, и я не хочу ни в коем случае обесценивать его. Однако фанаты должны понять, что участие Тарьи в группе было очень незначительно. Поэтому Тарью можно заменить.» Без сомнения, Туомас является сердцем Nightwish, он пишет песни. Но все же много поклонников вряд ли могут представить группу без харизматичной певицы. «Тарья села в студии, можно так сказать, за накрытый стол», говорит он в ярости. «Nightwish — это не сольный проектом. Она не приходила 9 лет на репетиции, не внесла ни одной песни, линии пения, строки текста или аранжировки, в конце не хотела больше давать никаких интервью, кроме того, пропускала саундчек и не принимала больше участие во встречах с фанатами. Но все равно Тарья контролировала всю нашу деятельность, выступления и жалованье. Тот, кто так делает, может быть заменен, verdammt!»
Заметно, что Туомас все не может пока стряхнуть разочарование последнего года. При этом речь идет не о том, что сделала Тарья. Это отчетливо видно также в письме, которое нацелено во многом против ее менеджера и супруга Марсело. «Я действительно не хочу ссориться с Тарьей или унижать ее, также я не ненавижу ее», подчеркивает Туомас. «Между строчками стоит, кто подлец (Schurke). Я всего лишь хочу иметь возможность продолжать.» В этих словах звучит дикая решимость, но также чувствуется отчаяние. «Для меня настоящая проблема, что многие ко мне теперь чувствуют отвращение», признается Туомас. «Я могу только надеяться, что они в конце концов поймут мое положение.»
СВЕТ НА ГОРИЗОНТЕ
Если бы поклонники разделились на два лагеря, это бы не послужило ни одной стороне – тем более, что обе стороны желают лучшего и не хотят знать о вражде. Как выглядит будущее, остается в данный момент неизвестным. По меньшей мере ясно одно: дикие слухи из финской бульварной печати, что теперь Лив Кристин (Leaves’ Eyes) присоединится к Nightwish, не имеют никакого основания. «У нас нет еще новой певицы!», объявляет Туомас. «Но мы по-любому продолжим в будущем с женским вокалом.» Таким образом Nightwish придерживаются запланированных студийных сроков в следующем году, но для начала присматривают себе новую певицу. «Расставание должно быть полностью завершено, прежде чем мы будем ставить конкретные планы. У нас есть время до начала 2007 года для поиска. Так как все гармонии и линии пения исходит изначально от меня, мы можем подключить певицу в самом конце нашей записи.» У Nightwish будет запланированная пауза, в то время как Туомас пишет новые песни. В следующем году начнется запись следующего альбома. Возвращение старой фронтвумен Туомас не может представить в данный момент, однако полностью не исключает его. «В жизни нет ничего неневозможного, а время — это лучший целитель на Земле», обдумывает Туомас. «Однако я едва вижу надежду на воссоединение.»
Тарья Турунен также придерживается своих планов, даст через пару недель несколько рождественских концертов, в том числе во Франкфурте (6.12.) и Берлине (9.12.). «Я исполню смешанную программу из классических песен, традиционных рождественских произведений и нескольких подходящих поп-песен», говорит Тарья, которая привезет с собой квартет струнных, пианиста и флейтиста. Тарья уделяет внимание не в последнюю очередь стилистическому разнообразию: «Никто может не опасаться целого вечера пения опер. Определенно будут люди с самыми различными пристрастиями, поэтому концерт для всех должен оставаться интересным. Несмотря на случившееся я особенно буду рада фанатам Nightwish, которым я смогу представить, наконец, себя с другой стороны.»