Интервью с Туомасом, 2000

  • Перевод на русский: (с) Nymph

Nightwish стали известными как оригинальная финская группа, которая соединяет оперу и мелодичный хэви-металл, и которую очень трудно охарактеризовать какой-то отдельной категорией тяжелой музыки. После двух шедевров, третий альбом группы «Wishmaster» достиг высшей позиции официального финского чарта, однако, это может быть только началом, так как выступления группы становятся только лучше, и кажется, у нее есть большой творческий потенциал.

Мы связались с клавишником, лириком и главным композитором Nightwish - Туомасом Холопайненом, чтобы задать ему несколько вопросов. Так как лирика занимает важную часть всего дела Nightwish, и Туомас прокомментировал, что лирика недостаточно трактуется в обзорах и интервью, то мы захотели исправить это, и сосредоточиться на роли Туомаса как на авторе лирики.

Давай разомнемся. Как прошло лето? Гастролировали повсюду?

В течение лета мы довольно интенсивно гастролировали по Финляндии, а также в других странах. Мы были на паре фестивалей в Германии и Бельгии, и трёхнедельном туре по Южной Америке. Между ними было достаточно времени, чтобы пожить в летнем домике, и побродить по Лапландии.

Как «Wishmaster» был принят за границей? Я провел три недели во Франции, и там в местных metal-журналах были очень хорошие рецензии…

Да, альбом также был очень хорошо принят за пределами Финляндии. Я бы мог сказать, что после «Oceanborn» «Wishmaster» не был таким «шокирующим», т.к. люди знали, чего ожидать. Большинство критики, которую мы получили, было то, что «Wishmaster» слишком похож на своего предшественника, хотя лучше спродюссирован и аранжирован. Также статья в журнале «Rock Hard» была просто замечательной…

В некоторой степени, Nightwish совершили скачок от походного костра в чарты, что возможно было настоящим ударом на персональном уровне; сейчас ты, после трёх альбомов, привык к известности?

Это процесс изучения. Конечно, известность приветствуется, однако, самое важное — это способность развивать себя и группу, когда твои ноги находятся на соответствующей высоте от земли.

Ты упоминал, что в рецензиях и интервью недостаточно внимания уделяется лирике — насколько важна роль лирики, когда это доходит до цельности альбома?

Конечно, это зависит от самой группы. Для нас лирика — существенная часть музыкальной цельности. Например, меня удивляет, почему большинство обзоров альбомов делаются на основании promo-записи, которая не содержит лирики. В тяжёлой музыке часто довольно сложно понять слова только слушая. (Также и в нашем случае)

Ты заботишься о лирике Nightwish; возможно ты учился литературе или просто интересовался без особой причины? Ты пишешь что-нибудь вне Nightwish?

Я не учился ничему со средней школы (смеется). Сочинение песен - лучший способ излить чувства — это начало для лирики. Я читаю много литературы и даже поэзии. И конечно, я также читаю лирику различных групп, некоторые из моих любимых: My Dying Bride, Tiamat, Pantera, Timo Rautiainen & Trio Niskalaukaus...

Откуда у тебя этот впечатляющий запас английских слов; некоторые из них я не могу найти даже в словаре… Добавляют ли необычные слова особую пикантность в лирику?

На самом деле, я пытаюсь писать насколько это возможно без словаря, но иногда, тем не менее, мне приходится им пользоваться. Те более «экстраординарные» слова обычно основаны на фэнтази или мифологических темах.

Лирика на «Wishmaster» более легкая для понимания, чем на предыдущих альбомах, — это было сделано сознательно?

Нет, не было. Может быть, это потому, что «Wishmaster» имеет дело с вещами из реальной жизни и личными переживаниями. Только песни «Wishmaster» и «FantasMic» продолжают тему фэнтази.

Что собой представляет обычный процесс написания лирики; откуда приходят темы и влияния, ты пишешь сразу на английском, сколько времени это занимает…? Какие были бы 3 наиболее типичные вещи, которые вдохновляют тебя? (Моё предположение: романтизм, религия и сама жизнь)

Я всегда сразу пишу на английском. Обычно сюжеты приходят из моих собственных переживаний и чувств, за исключением песни «The Kinslayer». Если мне нужно выбрать 3 вещи, то это были бы: моя собственная жизнь, любовь и природа.

Тебе возможно нужна соответствующая атмосфера, когда ты пишешь песни, или ты веришь в интуицию / используешь ли ты её?

Всегда должен быть соответствующий эмоциональный заряд, но, конечно, не нужно полнолуния или 2-ух промилле алкоголя в крови. Обычно я ношу с собой блокнот, чтобы записывать идеи и настроения, потому что я имею тенденцию забывать некоторые великолепные идеи, если не записал их.

Ты также сочиняешь основную часть музыки Nightwish — слова или музыка рождаются в первую очередь, или, может быть, они появляются одновременно. Насколько сложно приложить лирику к музыке или наоборот?

Во-первых, всегда есть идея/тема для песни, и после этого появляется музыка. После аранжировки я пишу окончательную лирику. Иногда к восторгу, стихи и музыка легко гармонируют, но обычно с ними нужно работать несколько дней.

Прежде чем вышло большее издание «Angels Fall First», Nightwish выпустили издание в 500 копий, на котором есть треки «A Return To The Sea» и «Once Upon A Troubadour». На официальном дебюте эти треки были заменены парой, ну, лучших песен. Согласно вашей страничке в Интернете, лирика этих песен не опубликована по твоей просьбе - почему? Тем не менее, мог бы рассказать, о чем эти песни?

Ну… Они могли бы быть опубликованы, если бы я был обеспокоен написать их на домашней страничке. Это только из-за этого. Я нахожу, что у «A Return To The Sea» совершенно бедная презентация, а лирика «Once Upon a Troubadour» довольно забавная. Давным-давно я почерпнул идею из сцены в книге Дэвида Эддинга.

Твой самый худший кошмар, по слухам, — связан с пауками; ты действительно боишься пауков? В песне «A Return To The Sea» я слышал строчку «giant spiders who learn how to swim» — это фрейдистский случай?

Скорее дарвинистский… И да, у меня есть своего рода комплекс, связанный с пауками. Детская травма, не знаю. Фу.

«The Kinslayer» рассказывает о резне в школе в Колорадо, а строчка «Need to understand/ No need to forgive/ No truth no sense left to be followed» идеально описывает чувства, пробуждаемые подобными происшествиями. Рассматриваемый случай пытались понять, как если бы он был вдохновлен фильмом «Матрица» и музыкой Мэрлин Мэнсона; насколько силен, по-твоему, требуемый эффект от фильмов и музыки в случаях убийств и самоубийств?

Всегда можно предположить, но я думаю, что несерьезно обвинять фильмы или музыку в чьих-либо поступках. Однако я мог бы представить, например, фильм, в котором присутствует насилие, - побуждающим фактором, но тогда проблемы, должно быть, намного глубже в голове у человека.

Ссылаясь на предыдущий вопрос, ты когда-нибудь чувствуешь себя ограниченным из-за подобных событий? Я имею в виду, есть ли что-то, о чем ты не можешь написать, потому что это может рассматриваться, например, аморальным твоей семьей и фанатами?

Никаких моральных ограничений.

Есть ли что-нибудь, о чем бы ты не написал? Может быть, политика?

Ну да, это не моя проблема и не проблема Nightwish. Вообще я бы не написал лирику, которой пытался бы повлиять на общество или политику, или пытался бы сделать мир лучше. Это просто не наше дело.

К тому времени, как вышел «Oceanborn», я читал гостевую книгу вашего сайта, и там был комментарий «Fucking Jesus-metallists!». Другое сообщение было примерно таким: «Надеюсь, вы не какие-нибудь дьяволопоклонники, потому что «Devil & The Deep Dark Ocean» имеет отношение к чему-то подобному…» Ты когда-нибудь расстраивался из-за подобных сообщений и предрассудков, которые, вероятно, были вызваны просто поверхностным просмотром лирики определенной песни? Я так понял, ты также преподавал религию в школе — было ли это причиной каких-либо реакций среди фанатов, и вызывала ли твоя лирика какие-либо реакции в учительской?

Поверхностно разобранная лирика очень часто расстраивает меня. Песня «Devil & The Deep Dark Ocean» была причиной одного чертового шума. Я получал сообщения, в которых говорилось, что мать одного фаната забрала у него «Oceanborn» из-за этой самой песни. В Китее они даже обращались к священнику из-за этого. А на обложке альбома некоторые видят перевернутый крест. В одном городе распространение афиш «Wishmaster» было запрещено, потому что там изображено поклонение дьяволу (маленький мальчик протягивает руки к группе) (О, Матерь Божья, эти люди должно быть глупые! — ed.) Также «The Kinslayer» говорит вам, убить вашу семью и заявляет, что Бога нет… Есть очень много подобных примеров. Но я думаю, что большинство heavy metal групп страдали от этого (например, HIM), поэтому на такие вещи просто не нужно обращать внимания.

Готов ли мир услышать официальную информацию о том, что песня «The Carpenter» рассказывает об Иисусе Христе?

Ха-ха-ха!!! Да, она о нём. Стало бы это теперь ясно?!

Кстати, благодаря ее истории и диалогу «Devil & The Deep Dark Ocean» слишком сильно похожа на своего рода пьесу; каково основное значение этой песни?

Однажды мне нужно было разобрать эту песню, слово за слово, и я никогда не буду делать этого снова. Это глупо, если мне нужно толковать свою лирику, потому что это дает слушателю изменить собственное представление. Я пытаюсь рассказывать столь немного о лирике, насколько это возможно.

В песне «Dead Boy’s Poem» появляется концепция «ocean soul», также как и в листе благодарностей; каково определение «ocean soul»?

Смотри предыдущий ответ.

Также «mirrors of a wolf» появляются в двух различных песнях — есть ли у этой концепции важное значение?

Смотри предыдущий ответ. :)

В твоей лирике очень много символизма, но можно ли в ней найти также какие-нибудь потаенные значения? Если да, то мог бы ты раскрыть важный смысл?

Ну, океан — важный символ для меня, и он часто повторяется в лирике. Океан — неистов, как чувства, он — это красота, спокойствие, колыбель, могила, он великий, неизвестный…

Вообще, я слышал автора, который заявлял, что стандарт финского рок-лиризма очень высок по сравнению с обычным «I love you zubbi dubbi duu»; ты согласен?

Главным образом, да. Я думаю, что в основном финны очень глубокомыслящие люди. Северная меланхолия преобладает в лирике и музыке.

Возможно, у тебя есть любимый лирик/поэт или лирика/стихи? Какую из лирик Nightwish ты считаешь очень успешной? Есть ли такая, которую не следовало бы вообще писать?

Аарон из группы My Dying Bride был великолепным вдохновителем в течение долгого времени. Я считаю песни «Dead Boy’s Poem» и «Gethsemane» лучшими, и кто-нибудь мог бы закопать «Nymphomaniac Fantasia» на заднем дворике.

Итак, я думаю пришло время закончить интервью. Еще, нам было бы очень приятно услышать что-нибудь о дальнейших планах Nightwish.

Послезавтра (4.10) начинается Европейский тур вместе с Sinergy и Eternal Tears Of Sorrow. В конце ноября: одна неделя в Канаде. Январь-февраль: пара гигов в Финляндии, и в марте мы отправимся в студию записывать MCD, в котором будет 1 кавер-версия, парочка новых песен, и несколько live-треков. Новый полноформатный альбом выйдет в начале или в конце 2002 года.

Загрузка...
Быстрый вход: