Интервью с Туомасом для RockHard, 2005

  • Источник: RockHard, 2005
  • Автор: Conny Schiffbauer
  • Перевод: (c) Freeze

Сотрудничество Nightwish и Тарьи Турунен – теперь история. Через несколько часов после заключительного шоу «Once Upon A Tour 2004-2005» в Хельсинки официально выставил Туомас Холопайнен лицо своей группы на улицу. Rock Hard сопровождал группу на их последнем общем уикэнде и первым узнал в волнительном интервью причины для разрыва.

End Of An Era

Затишье перед бурей

При влете в страну в Хельсинки Финляндия показывает себя со своей самой прекрасной стороны. Солнечный осенний день. Леса и луга в различных коричневых и зеленых тонах, и белые облака отражаются в голубых со стальным отливом озерах. Все пассажиры самолета прижимаются носами к маленьким окнам, чтобы полюбоваться природным зрелищем. Лишь молодой американец с недоверчивым выражением лица достает уже раздраженную стюардессу, спрашивая, уверена ли она в том, что Финляндия не является частью Голландии.

Поездка к отелю проходит как полет, так как из радио водителя автобуса гремят попеременно HIM, Children Of Bodom, Green Day и Europe. Но истинными героями финской музыкальной сцены, кажется, будут на этот уикэнд Nightwish, о концерте которых в «Hartwall Arena» сообщают каждые несколько минут. Финский квинтет держит Хельсинки крепко в своих руках. Не только по радио разворачиваются сообщения о заключительном концерте следующим вечером, но также и в дневной печати, различных молодежных газетах и на регистрации в гостиницах Тарья и Co. – тема для разговора.

Однако первое отрезвление следует за телефонным разговором с менеджером группы Эво Риткененом. Квинтет закончит с репетицией не раньше полуночи, поэтому интервью в 21 час пролетает. «Тарья все равно не будет участвовать в беседе», добавляет светловолосый богатырь. Причина, по которой госпожа Турунен пропустит давно запланированную встречу, отсутствует. Ситуация становится еще страннее, когда выясняется, что Тарья даже ночует в другом отеле, а не в том, где ее коллеги по группе.

11 000 фанатов и незабываемое выступление

Во второй половине следующего дня лобби отеля «Sokos», в котором расположились Туомас Холопайнен, Марко Хиетала, Эмппу Вуоринен и Юкка Невалайнен, становится местом встречи для друзей, коллег и членов семей группы. Менеджер Эво подвозит на своем Вольво представителей фан-клубов со всей Европы, веб-мастеров сайтов группы, фотографов и журналистов. Обстановка как на оживленной семейной встрече. В самой середине видно специально для концерта прилетевшего из США Джона Two-Hawks, который, пожимая руки, прокладывает со своей женой путь сквозь лобби. Туомас стоит немного в стороне и кажется не особо разговорчивым. Юкка, с которым пришли его беременная жена Сату и мать, наоборот, носится от беседы к беседе. Наконец, все вместе двигаются на целой колонне такси к «Hartwall Arena». В этот день для группы это уже вторая поездка к арене на 11 000 мест, так как утром сет-лист уже полностью был сыгран для записи «End Of An Era»-DVD.

За кулисами арены, где действует запрет на курение, царит напряженное настроение. Из раздевалки разогревающей группы Sonata Arctica слышится пение, Туомас бегает с окаменевшим взглядом по коридорам, а Марсело, супруг и личный менеджер Тарьи, лихорадочно организовывает горячий чай, так как его жена страдает от гриппа. У изящной певицы отдельная комната, в которой она исчезает сразу после прибытия.

Около 20 часов Sonata Arctica начинают выступление с «Misplaced», первой песни с последнего альбома «Reckoning Night», затем следуют «Fullmoon» и «Blinded No More». Хотя много поклонников Nightwish находятся еще в барах или закусочных, несколько тысяч зрителей уже отрываются в зале. Атмосфера прекрасная. Когда фронтмен Тони запевает поздравление для клавишника Хенрика «Henkka» Klingenberg’а после «Broken», бесчисленные голоса начинают горланить веселую финскую «Happy Birthday!» На «Last Drop Falls» зажигаются первые зажигалки и колышутся в воздухе. Юкка и Туомас с серьезными выражениями лица смотрят выступление со стороны сцены и наблюдают за реакцией фанатов. Через час пятерка финнов заканчивает свой выход. «The Cage» гремит из колонок, а Тони в конце ревет в микрофон в такт все быстрее хлопающим зрителям «We need some vodka!»

Через четверть часа освобождается проход к раздевалкам, так как Nightwish должны подготовиться к шоу. Откуда-то слышно, как громко распевается Марко, в то время как в полностью распроданном зале первые волны La Ola прокатываются по рядам. Наконец, через 20 минут Nightwish готовы к заключительному выступлению тура «Once», продолжавшегося почти полтора года и включившего 150 концертов по всему миру. Туомас надевает шляпу, глубоко затягивается сигаретой и первым шагает в направлении сцены как ковбой. За ним идут остальные парни, и в конце следуют Тарья и Марсело. Когда начинает звучать интро, волны в зале становятся все сильней, а зрители на сидячих местах поднимаются на ноги для длительных оваций.

За черным занавесом, невидимо для публики, последний раз ждет квинтет свой выход. Туомас сидит на корточках в углу, отвернувшись от всех и погрузившись в свои мысли, Марко, ухмыляясь, репетирует пение, а Эмппу ободрительно берет заметно нервничающую Тарью за руку, в то время как Марсело лихорадочно поправляет ее одежду. Когда интро почти заканчивается, пятерка финнов образует круг, соединяются головами и разогреваются. Джон Two-Hawks стоит рядом, поднимает высоко кулак и что-то ревет в сторону Туомаса. В зале становится темно, крики набирают силу, и Nightwish идут на сцену, на заднем плане которой висит огромное знамя с логотипом актуального диска.

Когда звучат первые ноты «Dark Chest Of Wonders», начинается громкое ликование, и огни выстреливаются в воздух. Квинтет выдают фанатам шоу высшего класса. Кроваво-красный свет освещает сцену на «Planet Hell», огненные фонтаны высоко взлетают на «Ever Dream», и Туомас вскидывает руки в позе победителя. Во время «The Phantom Of The Opera» бесчисленные зажигалки освещают темную арену. Такое же настроение продолжается и на «The Siren». На пяти висящих видеоэкранах появляются картины моря, а бело-синие лучи погружают сцену в холодный свет. Тарья поменяла желтую одежду на черную. Эта атмосфера прерывается только восторженным топотом публики и позами Эмппу и Марко, которые театрально падают друг перед другом на колени.

«Sleeping Sun» исполняет Тарья на одном из двух возвышений, которые расположены слева и справа от Юкки. Напротив Тарьи наяривает на высоте Эмппу. Появление на экранах сказочного снежного ландшафта и звездного неба пробирает фанатов до дрожи. В зрительном зале передвигается в ритме песни море огней из зажигалок и экранов мобильных телефонов. В то время, когда Марко поет Pink Floyd’овский кавер «Highest Hopes», у Тарьи есть возможность переодеться в следующий черный наряд. Бесчисленное количество раз имеющая мощный голос финка бегает этим вечером за сцену и меняет поспешно одежду.

Между делом Туомас открыл бутылку красного вина, которая лежит в самодельном держателе под его синтезатором. На «Bless The Child» и бодром «Wishmaster» снова в воздух взлетают фонтаны огня, в это же время на видеоэкранах появляются картины мрачных лесов. Баллада «Kuolema Tekee Taiteilijan» исполняется Тарьей в одиночестве. Остальные используют время, чтобы немного отдохнуть. Туомас затягивается сигаретой и устало смотрит на стену позади, на которой показываются фото группы. В конце номера звучат гремящие аплодисменты, переходящие в истерический крик с началом хита «Once» – «Nemo». Тарья сияет, хотя она устала, и раздает воздушные поцелуи. Также мощная «Ghost Love Score» производит впечатление. Сцена погружена в кроваво-красный свет, взлетают огни, а из 4 пушек так много блесток выбрасывается в воздух, что секьюрити практически тонут в красно-белом дожде.

Большой финал начинается с соло-номера Джона Two-Hawks «Stone People». Американец проходит в индейском костюме по погруженной в туман сцене, играет на флейте и начинает медитативное пение. К «Creek Mary´s Blood» подключается и группа. Эмппу и Марко стоят на возвышениях, Тарья, которая между тем надела сияющее белое платье, театрально простирает вверх руки. Двухчасовое выступление заканчивается кавером Гари Мура «Over The Hills And Far Away» и «Wish I Had An Angel». В такт взрываются фейерверки, группа кланяется, а публика благодарит длительными овациями.

После выступления в раздевалке Nightwish празднуют члены семьи, друзья и коллеги. Туомас привел половину своих родственников. Его племянник гордо носится с большой VIP-наклейкой в суматохе вечеринки, его сестра рассказывает о своей учебе в Германии, а мама Холопайнена беседует с певцом Finntroll Вильской. Также жена Юкки Сату и родственники Марко и Эмппу поглощают закуски или заливают финское пиво в горло. Только простуженной Тарье, кажется, здесь делать нечего и она покидает арену вскоре после выступления. Также Туомас не в настроении праздновать и уже в час ночи с усталым выражением лица настаивает на отъезде. Однако ночь еще не совсем закончилась. Эмппу с парой приятелей двинули в центр города, и Юкка отводит своих друзей и коллег еще до 3 часов в бар. Большая вечеринка и письмо с последствиями.

Суббота – день, которому все радуются, так как в этот день в тайном месте должна состояться шикарная вечеринка по поводу окончания турне. Как и накануне, собираются все кроме Тарьи, которая уехала уже утром в лобби отеля «Sokos». Группа расслабляется. Марко и Эмппу прикалываются со своими друзьями, Юкка с менеджером Эво размещают одну партию гостей за другой в гудящие такси, а Джон Two-Hawks со своей женой просматривают дневные газеты на предмет сообщений о вчерашнем выступлении.

Вечеринка состоится в уютной деревянной хижине на озере, в 30 минутах езды от центра города. Перед дверью в маленькой палатке приготовляется Paella (испанское блюдо из риса с овощами, рыбой и мясом – прим.), в то время как внутри у мерцающего камина первые напитки журчат по горлу. Снаружи заходит солнце. Настроение непринужденное. Каждый привел друзей. Вильска поднимает бокал за клавишника из Sonata Arctica Хенрика, и маленькая мужская группа, прихватив пива, идет испытывать стоящую на берегу озера сауну.

Наконец-то у Туомаса есть время на запланированное интервью. «Мы должны сделать это сейчас, пока я не сильно пьян», со странным выражением лица настаивает глава группы. В хижине нет по-настоящему спокойного места, поэтому мы перемещаемся в маленькую, неуютную кухню.

Туомас, ты выглядишь очень устало

«Подготовка и шоу были очень утомительны. Я почти не спал в течение последних дней. Но это стоило того. Мы дали самый лучший концерт в нашей карьере. Это был превосходный конец. В рамках этого концерта одновременно состоялась самая большая запись DVD, которая проводилась национальной группой в Финляндии».

Можешь ли ты уже сказать, когда DVD «End Of An Era» выйдет на рынок?

«Вероятно, весной 2006».

Недавно немецкую группу J.B.O. спросили в интервью, могут ли они представить себе, что пародируют Nightwish. Ответ был: «Это не возможно, так как эта группа сама является пародией на себя».

«Таковы мы. Мы делаем все от сердца и любим это. Мне это доставляет удовольствие. Иногда мы должны смеяться даже над собой. Самоирония очень важна для такой группы. Я люблю в культуре Heavy Metal то, что не всегда нужно рассматривать себя на полном серьезе».

То, что удовольствие у тебя не проходит слишком быстро, видно по самодельному держателю бутылок под твоим синтезатором, в котором всегда лежит бутылка вина.

«Приятель сделал мне этот держатель. Он очень практичен, так как я люблю пить красное вино во время шоу».

Тур «Once» привел вас также и в США. Каких успехов вы достигли там?

«Мы играли в относительно маленьких клубах для нас на 1000-2000 зрителей. Но это был хороший старт, и я уверен, что с нашим стилем музыки можно достичь там еще больших успехов».

Полагаешь ли ты, что резкий подъем Evanescence открыл для вас двери в США?

«Я уверен, что их успехи помогли нам. Evanescence и Nightwish имеют много общего. Кроме того, женщины на вокале сейчас играют большую роль. Нельзя забывать об этом».

Вследствие этого возрастет и конкуренция.

«Это не так сильно волнует меня, так как я все еще считаю нас пионерами этого музыкального направления. Мы были первыми, кто объединил симфонический метал с классической певицей. В этой отрасли главное не талант или то, кто поет лучше или хуже. Победитель в итоге тот, кто может представить лучшее написание песен и увлекающую атмосферу. Кроме того нужно много удачи».

[Туомас ерзает беспокойно туда-сюда. Он глубоко вдыхает и серьезно смотрит на меня.]

«Есть еще момент, от которого я должен освободиться: Тарья больше не в группе. Ты — первая журналистка, которой я рассказываю об этом. В данный момент только несколько людей знают об этом решении».

[Черты лица клавишника расслабляются. Кажется, будто огромный груз упал с его плеч. Затем он вытаскивает письмо из кармана.]

«В этом письме все написано. Я должен выставить его тотчас же в Интернет. Мое самое большое желание – продолжать Nightwish с новой певицей. В данный момент я еще не могу сказать, кто это будет. Я еще сам не отошел. Ситуация должна сначала успокоиться. Только тогда я смогу планировать дальше. Это решение – самая большая трагедия моей жизни».

Как получилось, что зашло так далеко?

«Мы с Тарьей больше года не общались по личным вопросам друг с другом. Ситуация становилась все хуже. У меня было лишь 2 выхода: либо распустить всю группу, либо продолжить с другой певицей. Естественно, Тарья – лицо Nightwish, но она была с самого начала только приглашенной певицей в этой группе. Это она сама сказала. Она не сочинила ни одной единственной песни, не написала ни одной строки текста, не писала линии пения и не участвовала в аранжировке песен. В недавнем прошлом она даже меньше давала интервью или участвовала во встречах. На саундчеки она не приходила уже давно. Поэтому я полагаю, что я имею право вынести это решение. Для многих людей Nightwish равно Тарье, но это ошибочно!»

Почему вы никогда не говорили об очевидных проблемах?

«Это сложное дело. Мы никогда не находили общего языка с аргентинским супругом Тарьи Марсело, являющимся одновременно и ее личным менеджером. Он разрушил все. Она слепо доверяет ему, но в моих глазах этот тип – змея. Для него все упирается в деньги. Ты не можешь представить себе, насколько Тарья изменилась за один год. У меня не было никакого шанса, к ней ближе подойти, так как Марсело никогда не уступал и требовал всегда только лишь больше денег. Тарья – действительно милая личность, но Марсело совершенно изменил ее. Если с ней наедине, она становится совсем другим человеком. Если кто-то может назвать Nightwish своей группой, то это, конечно, я. Я написал все песни, составил все тексты и даю 90 % интервью. И затем приходит этот аргентинский тип, который никак не относится к группе, и контролирует все. Мы отменили второй американский тур, так как для Марсело гонорар был слишком низким и концертные залы слишком маленькие. За официальные концерты он часто требовал особенного гонорара для Тарьи. Я мог бы назвать тебе бесчисленные примеры. Речь идет для этого типа только о деньгах, деньгах, деньгах. Это как у Джона Леннона и Йоко Оно.»

«Такая позиция не подходит остальным. Юкка, Марко, Эмппу и я любим музицировать, выражать наши чувства на сцене, ездить по всему миру и знакомиться с новыми людьми. Наш идеализм стоял всегда на первом месте. Я совершенно разочарован. По сути я не могу это ставить в вину Тарье, так как я полагаю, что она слепа и не понимает, что действительно происходит вокруг нее. Для нее Марсело – это король. Его слово – это закон. Мы опубликуем в мае 2006 биографию группы, в которой эта проблематика будет затронута еще раз во всех деталях. В этой книге будет правда о Nightwish – включая все высшие и низшие пункты».

Не было ли все же возможности поговорить с Марсело?

«Это не сработало. Никто из группы не нашел общего языка с ним. Просты мы слишком разные. Кроме того, они оба появлялись, в основном, лишь за 5 минут до выступления в зале, а после последней песни они сразу исчезали. Больше всего меня ранило отношение Тарьи к Nightwish. Она говорила всегда, что она жертвует своей жизнью, своим голосом и своей карьерой классической певицы ради нас. Она не ценило то, какие возможности предлагает ей наша группа. Вместо этого она жаловалась, что мы играем музыку, под которую она не хотела бы петь. Она видела себя всегда только жертвой. Для парней, а в особенности для меня, Nightwish значат все. Эта группа – это моя жизнь, и поэтому я был также готов идти на любые уступки. Тарья не должна была ездить с нами на автобусе. Мы оплачивали билеты, чтобы она с Марсело могла перелетать от выступления к выступлению. Она спала всегда только в лучших отелях. Мы принимали то, что она не давала интервью и являлась на саундчеки. Но хотя мы делали все для нее, она едва отдавала энергию и страсть группе. Вместо этого она жаловалась на наше потребление спиртных напитков и на нашего менеджера. В сущности, она не входила в нашу повседневность, но при этом все контролировала».

Правда ли, что Марсело занят в южноамериканском музыкальном бизнесе?

«Он – владелец аргентинского лейбла».

Когда ты решился выгнать Тарью из группы?

«Это решение было принято некоторое время назад. Еще в прошлом году я говорил во всех интервью, что Nightwish без Тарьи не может существовать. Однако затем произошло кое-что очень печальное. В декабре 2004 она сказала мне в самолете: «Я больше не нуждаюсь в этой группе для моей карьеры. Никогда не забывай, что я могу покинуть Nightwish в любое время!» Эти слова были ударом для меня. Это причинило настоящую боль. Я мог не понять, но она подразумевала точно то, что она сказала. В начале года мы впервые серьезно заговорили о возможности выгнать Тарью из группы. Мы решали выждать до конца турне в надежде, что ситуация улучшится. Но в конце мы поняли, что другой возможности нет. Весь год мы переносили то же самое. Так как все концерты были уже забронированы, не могли мы ничего ей сказать. Нам не оставалось ничего иного, как отдавать все лучшее на сцене и дожидаться последнего шоу».

Как ты считаешь, Тарья без Nightwish сможет достичь подобных успехов как соло-исполнитель?

«Никто не знает, но, честно сказать, я так не думаю».

Когда ты собственно сказал Тарье, что она больше не в группе?

«Я сказал это ей вчера вечером непосредственно после шоу. Точнее, я подошел к ней и вложил в руку официальное письмо со словами: «Здесь письмо для тебя. Спасибо за все. Пожалуйста, прочитай его завтра утром!» С тех пор я больше не слышал ничего от нее».

Как Марсело отреагировал на письмо?

«Его там не было. Я хотел быть наедине с Тарьей».

Как ты думаешь, догадывалась ли она?

«Она сказала лишь: «Okay, спасибо, я прочитаю его завтра!», но я уверен, что она догадывалась. Это ведь было очевидно. Мы не обменивались ни словом уже год, ничто не функционировало, и она знала, что я не выношу ее супруга. Было ясно, что что-то должно произойти. Кто знает, что она думает теперь» [вздыхает]

Боялся ли ты, когда ты передавал ей письмо, или ты оставался спокойным?

«Я совсем не был спокойным. Я не закрывал последние два дня глаза, так как я должен был думать снова и снова об этом одном моменте. Во время концерта я забыл о письме, но затем началось снова. Я дрожал, когда шел в раздевалку Тарьи. Это было ужасно».

Как ты считаешь, как отреагируют фанаты?

«У меня нет никакого страха перед будущим, выбором новой певицы или моими будущими решениями. Моим самым большим беспокойством являются фанаты и средства массовой информации, так как я не знаю, как они примут увольнение Тарьи. У меня есть совесть и я уверен мне, что я не сделал ничего ошибочного, но, тем не менее, я боюсь представления в прессе. Много средств массовой информации не смотрят за кулисы. Для них являются Nightwish – группа Тарьи. Она – красавица, мы – чудовища, проспиртованные панки, которые грубо обходятся с ней. Таким образом видят это люди, которые не интересуются нами поближе. Тарья очень популярна. Будет легко для нее все перевернуть и представить ее увольнение как счастливый случай. Она может утверждать, что лучше для нее больше не быть в Nightwish, так как мы никогда не заботились о ней и слишком много пили. Я очень надеюсь, что средства массовой информации не позволят показаться нам в неверном свете и что болельщики примут правду. Есть несколько действительно фанатичных поклонников Тарьи. Никогда не знают, на что они готовы».

Предстанешь ли ты перед СМИ в течение следующих недель, или ты затихнешь до тех пор, пока все не уляжется?

«Я на самом деле решил исчезнуть из виду и уехать в отпуск, но этим бы я все упростил себе. Я хочу защитить группу и рассказать, в чем дело. Это я виновен перед нами и поклонниками. Если кто-то на сцене стоит, он принимает ответственность. Это было всегда нашей позицией. Мы никогда не разочаровывали фанатов, даже если мы были больны, усталые или просто было плохое настроение. Тарья имеет на этот счет, к сожалению, другое мнение».

Тогда ты вряд ли сможешь отдохнуть от тура в течение следующих недель.

«Вероятно, я буду висеть до рождества на телефоне и объяснять людям, что произошло между нами и Тарьей. Надеюсь, хотя бы в следующем году я могу рассчитывать на небольшой отпуск».

В одном из ранних интервью ты сказал, что тебе трудно разделять личную жизнь и работу. Это значит, тебя ожидают несколько тяжелых месяцев.

«Я страдал уже весь год. Хуже быть уже не может. Я даже очень счастлив, что я наконец об этом сказал. В данный момент мной владеет смесь из чувств печали, надежды и облегчения. Я уверен, что Тарья также страдала все это время из-за сложившейся ситуации. Это нелегко для нас обоих, и так будет еще некоторое время. Несмотря на все, что произошло, я не ненавижу Тарью. Я просто очень разочарован. Nightwish продолжит с новой певицей, а она скажет о себе своими соло-проектами».

Знаешь ли ты уже, когда вы начнете запись следующего альбома?

«Мы хотим отправиться в студию в сентябре 2006. Я надеюсь, новый диск выйдет на рынок самое позднее весной 2007. У меня такое ощущение, что у Nightwish есть будущее».

Что было высшей и низшей точками в твоей прежней карьере с Nightwish?

«Безусловно, это кажется сумасшедшим, но самым прекрасным событием было вчерашнее шоу. Оно была супер. Это было лучшее выступление нашей карьеры. Самый плохой момент произошел 20-ю минутами позже, когда я должен был передать письмо Тарье».

Ты сказал, что в твоих глазах Тарья слепа и не понимает, что действительно происходит вокруг нее. Как ты считаешь, это когда-нибудь изменится?

«Я очень на это надеюсь, так как, собственно, она – моя очень хорошая старая подруга».

Загрузка...
Быстрый вход: