Интервью с Туомасом для Inferno, 2004
- Источник: Inferno №18, май 2004
- Перевод на русский: (с) Merenkova Ekaterina
В июне выходит пятый грандиозный альбом Nightwish, созданный на видениях Туомаса Холопайнена. Многие дают разные названия стилю Nightwish, начиная от «death metal», «тяжелая опера», «атмосферный, прогрессивный, скоростной хэви, готик, фэнтэзи металл». Но я лично получил возможность услышать композицию «Nemo» в день интервью группы для журналистов. И теперь клавишник — композитор — лирик — создатель Туомас Холопайнен комментирует свое произведение...
ONCE — пятый альбом группы Nightwish, это естественное продолжение вышедшего ранее альбома CENTURY CHILD. В этом альбоме все сделано с большим размахом, и сегодня мы узнаем о бюджете альбоме, о количестве создателей, о славе или усердии, и о времени, затраченном на создание альбома.
Саундтрэк к фильму под маской металла
Когда у маэстро спрашивают, к какому стилю музыки относятся его творения, то традиционный ответ такой: «Мы создаем собственную историю с чувствами, мы даже не знаем, как оценить или с чем сравнить нашу музыку».
В июне выходит пятый грандиозный альбом Nightwish, созданный на видениях Туомаса Холопайнена. Многие дают разные названия стилю Nightwish, начиная от «death metal», «тяжелая опера», «атмосферный, прогрессивный, скоростной хэви, готик, фэнтэзи металл». Но я лично получил возможность услышать композицию «Nemo» в день интервью группы для журналистов. И теперь синтезаторщик — композитор — лирик — создатель Туомас Холопайнен комментирует свое произведение.
TUOMAS: «Ну, если надо сравнить ONCE с чем—либо, то лучше всего с предыдущим альбомом CENTURY CHILD. На этом альбоме нет классических рower-элементов, которые довольно часто можно было услышать на OCEANBORN. ONCE — это естественное продолжение прошлого альбома, но здесь все уже создано на более высоком уровне. В произведении есть претенциозность, но, в то же время, это наш самый тяжелый альбом», — упоминает Холопайнен в описании своего альбома.
Здесь участвовал и хор, как в свое время и на CENTURY CHILD национальный хор города Йоэнсуу (Joensuu), вживую играющий Лондонский Симфонический оркестр на фоне ONCE, состоящий более чем из 50 человек, и который ранее, например, играл для саундтрэка фильма «Властелин Колец». Кроме того, на диске можно услышать хор из 18 человек, игру настоящего американского индейца, который читал стихи на языке племени Лакота, Олли Халонена из группы Disko с его слайд-гитарой и элементы техно—ударных группы Rammstein.
TUOMAS: «И все—таки, если сравнивать ONCE с нашими прошлыми работами, он все же больше похож на саундтрэк фильма, как «Гладиатор» Ганса Циммера или «Танцы с волками» Джона Барри. Хотя, все же, ONCE слышится намного тяжелее. По-моему, ONCE тяжело с чем—либо сравнивать. Я могу с гордостью сказать, что подобный стиль альбома еще никто никогда не делал».
Дисней становится драмой
На Туомаса Холопайнена всегда сильно влияла музыка из кинофильмов, и это находило отражение в произведениях Nightwish.
TUOMAS: «Но на этот раз мы раздвинули границы звучания. На одной из композиций ONCE мы вообще постарались избежать использования ударных. Так что мы, как никогда раньше в хэви, стали использовать киномузыку под маской металла. Каждую мелодию я создавал как маленькую кино-историю с саундтрэком. Это 11 историй, в которых музыка как средство для создания образа. У меня всегда на первом месте идея о том, что рассказывает песня, и только потом, я подбирал подходящую музыку к этой истории. И только после этого рождалось полное, глубокое, настоящее исполнение этой мелодии!».
Или первоначальной идеей все же был какой—то написанный от руки «маленький кино—сценарий»?!
TUOMAS: «М-м! Можно сказать и так. И конечные реплики писались тогда, когда композиция уже была готова».
Многие истории Nightwish на первых альбомах были веселые и по—детски наивные, то на СENTURY CHILD эта тема резко меняется. По—прежнему осталось кино—исполнение, но жанр был уже далеко не диснеевским, напротив, это переросло в драму с глубокой трагедией. Холопайнен рассказывает на СENTURY СHILD о человеческих переживаниях и проблемах, с которыми Туомас столкнулся за последние два года. Так что же есть такого на ONCE, чего нет у других альбомов с их глубиной и историей о хоббитах?!
TUOMAS: «СENTURY СHILD был нашим образцовым безграничным произведением. Сейчас у нас уже совершенно другой образ диска. Я никогда не видел, чтобы моя личная жизнь улыбалась мне, да и в группе раньше было много разногласий. Поэтому я не мог писать всегда только о радостных моментах. Тексты ONCE мрачные, с потерянной невинностью, и в них все столько же боли. Но на этой пластинке можно услышать и радость, которая присутствовала у нас при записи самых первых альбомов. Все, что создавалось на ONCE, было сделано с хорошими чувствами, хотя иногда было и тяжело во время звукозаписи альбома. В студиях Китее и Лондона, а также в Finnvox, в общей сложности мы провели больше шести месяцев, причем, мы были заняты каждый день. На отдых было всего пара недель на Рождество. У СENTURY CHILD была очень длинная тема альбома, на ONCE каждая песня со своей историей.
Nightwish, вероятно, не был бы Nightwish, если всегда держался бы одного уровня, потому что на этом альбоме нет какой—либо определенной линии. Очень многие группы делают на альбоме две одинаковые, хорошие композиции, а затем только о них и говорят. Я считаю, это ужасно глупо. Nightwish в этом отношении хорошая группа, потому, что я не могу делать так, иначе это не был бы Nightwish».
Ты мечтаешь записать свой собственный большой саундтрэк к большому кино. Будешь ли ты делать это совместно с Nightwish?!
TUOMAS: «Вероятно, сейчас режиссер пойдет мне навстречу. Это было бы приятно, когда создаешь для себя определенные границы и можешь создать своими собственными силами что-то стоящее!»
На самом первом альбоме Nightwish ANGELS FALL FIRST в одной из композиций играла флейта. В арсенале OCEANBORN была пара скрипок, альт-скрипка и виолончель. У WISHMASTER был уже мужской хор, а у СENTURY CHILD было больше десятка приглашенных гостей. У каждой из пластинок есть всегда что—то новое и неординарное, но ведь это требует с каждым разом еще больше финансовых затрат и огромного бюджета.
Конечно, такие большие суммы это бизнес-тайна, но менеджер группы Эво Рютконен открыл секрет, что только видео Nemo и альбом ONCE стоили группе свыше миллиона (финских марок). Туомас Холопайнен рассказал, что только два дня работы с Лондонским Симфоническим оркестром стоили больше, чем весь бюджет СENTURY СHILD.
Скажи, успевали ли вы оставить достаточно средств, чтобы вам хватило достаточно денег на создание следующего альбома?
TUOMAS: «Мы никогда не торопимся с заказом. У нас всегда готова необходимая сумма, в которой мы нуждаемся. Производство — это последнее дело, в котором следует копить».
У кого и с кем вы бы создавали новый альбом, если бы были ограничены в средствах?!
TUOMAS: «К счастью, мы очень хорошо рассчитали с кем бы мы хотели играть, и сколько это нам будет стоить… Кроме того, мы позволили себе использовать на альбоме хор и Лондонский Симфонический оркестр, в котором больше сотни исполнителей. Но для нашего альбома хватило и половины Лондонского Симфонического Оркестра».
Можешь ли ты еще раз описать, как создавали пятый альбом Nightwish?
TUOMAS: «Хочу отметить, что в группе по—прежнему играет состав из пяти человек, мы постарались предать альбому новое звучание и использовали новые элементы. Все, что мы играем, приходит к нам из жизни. На выходящем альбоме есть много необычной информации. Но я надеюсь, что слушатели оценят ONCE, и если поначалу он не понравится, мой совет, прослушайте наш альбом еще раз, найдите время, и тогда каждый найдет что—то своё!».
ONCE словами Туомаса Холопайнена
Туомас Холопайнен комментирует новый, огромный, высокий и сильный альбом Nightwish — ONCE, который выходит 7—го июня.
Dark Chest of Wonders
Эта песня длится всего четыре с половиной минуты. Здесь можно услышать радость. Созданная история в 2000 году как точка отрыва, и чувство детской наивности. Здесь, как и в песне «Walking in the Air» Howard Blake с OCEANBORN полет к мечте по ночному небу.
Wish I had An Angel
Тема всех начальных песен Nightwish. Название этой песни пришло мне в голову в баре Китее, но я не хочу подробно говорить о ней. Я хотел решить в ней тяжелые моменты. В конце концов, она близка к Rammstein.
Nemo
Песня была создана до мультфильма «В поисках Немо». Это имя заимствовано из латинского языка, которое по-фински «ei kukaan», т.е. «никто». Песня не рассказывает об аквариумной рыбке или о легендарном капитане Немо, как предположил один немецкий издатель, это всего лишь страница из моего личного дневника. Nemo было очень легко выбрать в качестве нашего первого сингла из—за ее простой конструкции и запоминающегося припева.
Planet Hell
Эта песня рассказывает о современной ситуации в мире, в котором порой нельзя увидеть ничего разумного. Порой хочется заткнуть уши и не слышать всего, что происходит вокруг. Музыкально, эта песня одна из самых глупых песен на диске, но на сингле Nemo она будет идти второй по счету после мирного Nemo.
Creek Mary's Blood
Это лучшая композиция, которую я когда—либо делал! Я хотел написать историю об американских индейцах, к которым я всегда проявлял живой интерес. Приглашенный индеец Джон 'Two-Hawks' поет песню на индейском языке племени Лакота. Племя Лакота также принимало участие в съемках фильма «Танцы с волками», но я не только из—за этого выбрал Джона. Важнее было то, что он истинный индеец и очень хороший музыкант, что нетипично.
The Siren
Я смотрел фильм о пожилой женщине-шотландке, которая жила уединенно на побережье острова. Каждый вечер она выходила на берег и играла на скрипке для морских котиков, которые приплывали к берегам слушать её. Подобный сюжет истории описан в песне Junnu Vainion, но The Siren музыкально все же отличается, и эта песня даже немного похожа на греческие мифы. Очень интересная деталь этой песне в том, что в ней играет соло электро—скрипки.
Dead Gardens
Когда я приступил к написанию материала для ONCE, в начале мне вообще ничего не приходило в голову. Эта песня рассказывает об уже пришедшей боли. Затем, когда я закончил создание этой песни, создание других песен пошло намного быстрее.
Romanticide
Типичная тяжелая песня, которая рассказывает о том, как романтика умирает в тебе самом и вокруг тебя. Я исполнил ее на английском языке, и многие спрашивают, что означает слово Romanticide. Не знаю, но слышится великолепно.
Ghost Love Score
Это самое королевское наше творение. В начале мы изображали эту песню похожей на «Beauty of the Beast» с CENTURY CHILD, только еще более претенциозной, но это превзошло все наши ожидания. Здесь очень сильно чувствуется влияние Ганса Циммера.
Kuolema Tekee Taiteilijan
Я очень хотел, чтобы на диске была песня на финском языке, результат удовлетворительный! Это всего 10 строчек слов, но было ужасно трудно написать их. Баллада, которая звучит без всякого хора на заднем плане.
Higher Than Hope
В Сан-Диего живет семья — большие поклонники Nightwish. Мы очень близко познакомились, и я пару раз встречался с ними. В семье жил парень, которому 29 лет, он болел раком, и умер в прошлом октябре. В песню входят его слова, а Марко Хиетала писал песню.