Интервью с Туомасом для Голландской прессы, 2004
- Источник: Интервью для голландской прессы, 12.05.2004
- Перевод на русской: (с) Silvering
"Представь себе чувство, когда песня готова, и ты понимаешь, что ты создал что-то действительно хорошее, действительно прекрасное, что-то новое. Это дает очень сильное ощущение удовлетворения. Больше всего я люблю это чувство. Но, с другой стороны, когда песня готова и записываешь ее в студии, это также доставляет большое удовлетворение. А в особенности, когда ты играешь ее на концерте для людей, которые одобряют и страстно поддерживают все это..."
Интервью с Туомасом Холопайненом, 12 мая 2004
Как бы ты описал характер и звучание нового альбома «Once?»
Он очень крупный. Я имею в виду, по-разному многосторонен. И, конечно, самый тяжелый из всех наших альбомов. В нем много гитарных риффов. Настоящий тяжелый заряд. Много бас-гитары и ударных, чего не было прежде, на наших предыдущих альбомах. Этот — и вправду тяжелый, по крайней мере, по меркам Nightwish. Но, с другой стороны, в нем много оркестровых партий, что придает всему альбому очень особенный оттенок. Они есть в 9 песнях из 11.
Трудно было написать «Once»? Писал ли ты песни с большим вдохновением?
На самом деле, писать его было приятнее, чем все предыдущие мои песни. Сделать его было трудно, но я постоянно был уверен в себе. В течение всего процесса ощущения были очень приятными. Начало было очень сложным. Я имею в виду, дико трудно было начать писать тексты. Я просто пытался создать что-то, но ничего не получалось. И я все время чувствовал себя обосранным и неудовлетворенным. Но затем я написал песню «Dead Gardens,» которая идет седьмым треком на альбоме, она как раз об этом писательском тупике. Так что я написал об этом, лед был разбит, и потом дела пошли довольно легко.
«Century Child» не был концептуальным альбомом, но в нем была тема невинности, которая проходила через большинство песен. Какого характера лирика «Once»?
Это уж точно не тематический альбом. Никакая тема не проходит красной нитью через все песни, так что то, что вы слышите — 11 абсолютно разных песен, и в каждой рассказывается своя история. Хотя они опять об одних вещах, как всегда, как и раньше. Как мои личные взгляды, желания, мечты... О вещах, которые интересуют меня. Но за ними не стоит одной общей темы.
Как другие члены группы повлияли на новые композиции? Что они привнесли в творческий процесс на этот раз?
Ну, примерно то же, что и раньше. Я написал 95% музыки и все тексты. Но на этот раз есть одна песня, «Higher Than Hope», последняя, которая практически полностью была написана басистом Марко. Но есть и пара риффов, сделанных гитаристом, Эмппу. Так что все так же, как и раньше.
В новых песнях Тарья поет немного мягче. Даже менее «оперно», чем на «Century Child». Это был ее выбор? Или ты давал ей какие-то специальные указания?
Мы всегда обсуждаем, как следует ей петь, вдвоем. Самое важное — это просто петь так, как нужно петь в этой песне. Например, есть бонус-трек «White Night Fantasy,» и все время я держал в голове стиль пения Бьорк, и она спела так. Я просто думал, что на этот раз песни необходимо петь именно так. Но я также думал, что поскольку на «Century Child» вообще не было классического оперного стиля, нам стоит немного вернуться к нему на этом альбоме. Если вы послушаете «Romanticide» или «Dark Chest Of Wonders,» там все еще осталось немного этого классического стиля.
Расскажи, пожалуйста, что-нибудь о том, как проходила запись.
Мы просидели в студии, в общей сложности, около 6 месяцев. Так что это самое большое время, которое мы безвылазно просидели в студии. Также мы использовали 4 разные студии. Те же две, что и всегда раньше — в нашем родном городе (Caverock, в Китее — ред.) и Finnvox в Хельсинки. Но, кроме того, некоторые партии гитары были записаны в собственной студии нашего гитариста, а вся оркестровая часть и хоры были записаны в Phoenix Studios в Лондоне. Мы записали оркестр за два дня, так что оба раза мне приходилось ездить туда. Знаешь, у меня там было мало работы, потому что оркестровые аранжировки были готовы, и оркестр играл так прекрасно, так профессионально. Я просто наслаждался всем этим.
Ты сначала пишешь текст или музыку? Или от песни к песне по-разному?
Почти всегда одинаково. Сначала приходит сюжет или мысль, о чем будет песня. Это — самое главное. Затем я начинаю как бы «рисовать» музыкой эту мысль, которую держу в голове. А когда музыка к песне готова, я пишу окончательный текст.
Что ты предпочитаешь: писать песни, записывать их или играть на концертах?
Скорее — писать. Это я люблю больше всего, это мне ближе. Представь себе чувство, когда песня готова, и ты понимаешь, что ты создал что-то действительно хорошее, действительно прекрасное, что-то новое. Это дает очень сильное ощущение удовлетворения. Больше всего я люблю это чувство. Но, с другой стороны, когда песня готова и записываешь ее в студии, это также доставляет большое удовлетворение. А в особенности, когда ты играешь ее на концерте для людей, которые одобряют и страстно поддерживают все это. Так что, я бы сказал, в конце концов, получилось, что все три варианта вместе.
С какими чувствами ты оглядываешься на предыдущие альбомы? Хотел бы ты изменить в них что-нибудь?
Дело в том, что всегда что-нибудь изменил бы. Я имею в виду, никогда не бываешь полностью довольным, но все-таки эти альбомы — лучшее, что мы могли сделать на то время. Я стою за всеми теми песнями, всем тем, что было на тех альбомах. Так что я не изменил бы ни ноты, потому что они отражают те периоды, в которых была группа.
Nightwish очень популярны. В Голландии вы почти культовая группа. Здесь много групп, которые сильно вдохновлены Nightwish. Что ты знаешь о голландской металл-сцене?
Я очень хорошо знаю After Forever, потому что мы ездили с ними в предыдущий тур. Знаю Epica, новую группу Марка Янсена (Mark Jansen). И, конечно, The Gathering, они уже стали классикой. Первыми приходят на ум вот эти три.
Какие группы/исполнителей ты слушаешь в последнее время?
Я слушаю много музыки к фильмам. Вот ее я довольно много слушаю дома. Разные саундтреки, просто музыка к фильмам. Но также пытаюсь, по мере сил, следить за металл-сценой. Я всегда получаю CD от звукозаписывающей компании, и стараюсь прослушать и их. Например, на меня очень большое впечатление произвел новый альбом Entwine «Diversity». Пару дней назад у меня появился новый альбом Edguy, мне он понравился.
Ваш последний DVD, документальный фильм «End Of Innocence», получился довольно эмоциональным, с глубокими, личными интервью. Ты еще до записи намеревался так сильно раскрыться в нем, или это стало неожиданным даже для тебя?
Честно говоря, это совпадение. Я имею в виду, что то, что вы видите в фильме — это я и Юкка, разговаривающие с парнем, который пишет о нас книгу. Вот почему мы так открыты. Мы никогда не думали, что это станет фильмом, DVD, и это увидят все. Автор привел с собой оператора, который заснял все. Когда мы просмотрели отснятое, и когда звукозаписывающая компания просмотрела отснятое, мы подумали, что из этого может получится неплохое документальное видео. Могу себе представить, что скучен как ад для тех, кто не знает группу. Или не любит ее. Но для поклонников — это что-то действительно уникальное.
О чем в сфере музыки ты еще мечтаешь?
О, об очень многом. Может, самая заветная моя мечта — написать однажды саундтрек к фильму. Эта мечта — одна из самых больших. Кроме того, я хотел бы однажды сыграть в Nightwish с настоящим оркестром и хором. Может, уже через пару лет или что-то около того. И, кроме того, просто чтобы песни могли получаться все лучше и лучше.
Спасибо, что уделил свое время. Успехов во всем. Надеюсь вскоре увидеть тебя в Голландии и Бельгии.
Не вопрос. Спасибо!