Интервью с Тарьей и Туомасом после Wacken Open Air, 2000

  • Перевод на русский: (с) Kerttu

Со времен выхода второго альбома «Oceanborn» в 1999 году, Nightwish стали одной из самых многообещающих европейских металл-групп. Благодаря их последнему усилию, под названием «Wishmaster», они сделали еще один большой шаг на пути к таким громким именам в стиле Melodic Speed Metal, как Stratovarius и Rhapsody, еще один факт, способствующий их признанию и успеху, — конечно же, появление в 2000 году на главной сцене фестиваля Wacken Open Air; хотя день выдался полный хаоса — в Финляндии был туман, поэтому Nightwish пропустили транзитный рейс и прибыли в Гамбург намного позже, чем планировали, в связи с этим на сцену пришлось выйти практически сразу же, как они приехали в Вакен (Wacken). Задержка сделала невозможным взять первое запланированное интервью (встреча должна была пройти до начала шоу), но благодаря стараниям их промоутера Iris у меня все-таки появилась возможность сделать длинное интервью с клавишником и идейным вдохновителем Туомасом Холопайненом и вокалисткой Тарьей Турунен, которые оказались очень милыми и приятными собеседниками.

Итак, поздравляю с отличным шоу сегодня…

Tuomas: Спасибо!

Я предполагаю, это было ваше первое крупное выступление…

Tuomas: Фактически, это было вторым после Финляндии; мы уже участвовали в нескольких больших фестивалях в Финляндии, и я думаю, что пока это самый крупный за пределами Финляндии. Само шоу было нормальным, пока к нам не пришли и не сказали, что пора заканчивать; мы бы могли сыграть еще три песни. У нас не хватило времени, потому что группа перед нами выступала слишком долго, полное дерьмо.

У вас были проблемы с тем, чтобы добраться сюда; вы опоздали…

Tuomas: Да, погода в Финляндии настолько ужасная, что самолет не мог приземлиться, поэтому мы пропустили транзитный рейс, но ничего серьезного.

У вас вышел новый альбом, «Wishmaster», который очень хорошо встретили; а каких оценок ты ожидал для Nightwish?

Tuomas: Мы хотели сделать естественное продолжение «Oceanborn»; мы не хотели сильно менять свой стиль, просто отработать каждую деталь намного лучше, и мы надеялись на хорошую реакцию критиков и публики, так оно и получилось.

… и я думаю, отзывы были по-настоящему хорошими.

Tuomas: Да, они были очень хорошими.

«Oceanborn» был очень успешным альбомом, особенно в Финляндии; а как дела обстоят с «Wishmaster»?

Tuomas: Фактически, намного лучше, чем с «Oceanborn». Мы продали в одной только Финляндии 30.000 копий, так что продажа идет очень хорошо, что для меня сюрприз.

Какое количество дисков нужно продать, чтобы альбом получил статус золотого в Финляндии?

Tuomas: 20.000

Значит, он уже золотой…

Tuomas: Да, они оба.

А сколько нужно для статуса платинового?

Tuomas: 40.000

Для «Wishmaster» это возможно…

Tuomas: Ну, наверное, возможно; но я не думаю.

Может через пару лет, когда больше людей узнают о Nightwish и будут покупать ваши альбомы…

Tuomas: Да, и такое может случиться.

Выпустили ли вы какой-нибудь сингл с «Wishmaster»?

Tuomas: Да, сингл «Deep Silent Complete» на территории Финляндии.

И как обстоят дела?

Tuomas: Фактически, не так уж хорошо, ведь такого рода песен на альбоме только две.

Он не поднялся так высоко в чартах, как вы ожидали?

Tuomas: Нет, он поднялся только до третьего места.

В принципе, нормально…

Tuomas: Это очень хорошо, но, знаешь, все остальные синглы очень похожи..

Это все еще невозможно для металл-группы здесь.

Tuomas: Да, я знаю, Финляндия — это безумная страна. Children of Bodom были на первом месте, а ведь это группа в стиле extreme Metal.

Твой любимый трек на этом альбоме — это «Dead Boy’s Poem»; довольно-таки печальная песня — это реальная история?

Tuomas: Да, большинство текстов песен на «Wishmaster» основываются на реальных событиях, в отличие от «Oceanborn». «Dead Boy’s Poem» похоже на… Я хотел написать песню, вроде моего послания миру.

Но все-таки не похоже, что парень правда написал письмо и покончил с собой…?

Tuomas: Нет, нет, ничего подобного; это символично.

Я думаю, что на каждом альбоме Nightwish есть песня, которая выделяется: «Elvenpath» на первом альбоме,»Stargazers» на втором и «Wishmaster» на новом… Как мне кажется, потому что они отличаются от остального материала. Ты так, конечно же, не думаешь, я предполагаю, ведь тебе знаком весь творческий процесс написания, поэтому ты, вероятно, чувствуешь все по-другому; они, наверное, одинаковы для тебя.

Tuomas: Да, это так. «Dead Boy’s Poem» — правда несколько выделяется для меня, но все остальные… Ну, есть еще песни, которые мне вообще не нравятся.

На новом альбоме тоже?

Tuomas: Нет, не на новом, но на «Oceanborn» мне не нравится «The Riddler», а на первом альбоме их очень много.

Я был рад, когда вы сегодня исполнили песню «Elvenpath».

Tuomas: Да, я думаю, что это лучшая песня на нашем первом альбоме.

Я даже не ожидал этого; и я думаю, вряд ли кто-то ожидал этого, потому что первый альбом несколько отличается от последующих двух. Nightwish подверглись быстрому развитию от «Angels Fall First» до текущего альбома; как на твой взгляд, сколько процентов оригинальной Nightwish концепции на сегодняшний день осталось со времен «Angels Fall First»?

Tuomas: Сложно сказать в цифрах, но я думаю, что основная идея та же самая. Я имею в виду, что мы делаем песни о том же самом, и я думаю, что структура мелодий и песен не изменилась, но мы ушли больше в сторону стиля symphonic и Power Metal.

То есть цель та же, но вы выбрали другие способы ее реализации.

Tuomas: Все правильно.

Большую часть песен пишешь ты; а как насчет остальных членов группы?

Tuomas: Я пишу всю лирику и на 95% музыку; наш гитарист написал несколько частей, но и все.

А кто разрабатывает вокальные партии?

Tuomas: В общем-то я. Обычно я с этого начинаю.

Это крайне необычно начинать с вокальных партий; потому что я знаю, что многие группы сначала делают штрихи к музыкальной части песен, потом пишут лирику, и лишь затем переходят к вокальным партиям.

Tuomas: Ну, я думаю, это имеет для нас очень большое значение, ведь у нас такая вокалистка, поэтому очень важно сосредоточиться на вокале.

Кажется, вокальное исполнение — это значительная марка для Nightwish.

Tuomas: Правильно, это то, что отличает нас от других.

В нескольких песнях есть намеки на Толкина — ты ведь большой фанат Толкина — таких как «Elvenpath» или «Wishmaster»; почему бы тебе ни сделать песню, целиком посвященную Толкину?

Tuomas: Это как раз то, что мне нравится… дразнить людей, используя лишь небольшое количество предметов, ведь многочисленные группы и так часто используют Толкина, так что я думаю, уже не будет так выразительно делать это еще раз.

Как бы ты описал вашу музыку для тех, кто никогда не слышал о Nightwish?

Tuomas: Melodic Heavy Metal с оперным женским вокалом. Я оставляю право характеризовать другим; я обнаружил несколько смешных описаний нашей музыки, таких как Neoclassical Progressive speed; Melodic Heavy Atmospheric Alternative Metal…

Лично я бы охарактеризовал Nightwish как «Northern Angra», из-за риффов, особенно на последних двух альбомах, это напоминает мне альбом Angra «Holy Land», и вы делаете, что-то похожее; Angra использует элементы племенной музыки Бразилии, их родную музыку, и немного классики, и Nightwish используют много элементов классики и немного северного фольклора, и в обеих группах есть опытные классические вокалисты…

Tuomas: Этим тоже можно обойтись.

В композициях Nightwish очень много различных идей и элементов, довольно-таки сложные аранжировки; как, по-твоему, другие люди, которые не настолько творческие, как ты, слушают твою музыку, как они воспринимают ее, что происходит с их мозгами, когда они слушают Nightwish?

Tuomas: Ну, фактически, я никогда не думаю об этом. Это будет банально, но я создаю все песни для себя, так как мне нравится; я никогда не задумываюсь о других людях. В таком стиле музыки, это естественно, когда люди думают «это слишком сложно, слишком странно».

Я имею в виду, что когда я слушаю музыку, я обычно думаю «как они пришли к такой идее»? Я бы никогда до этого не додумался, я бы никогда так не сделал». Считаешь ли ты, что Nightwish привлекательно для многих людей, кто в принципе не увлекается металлом?

Tuomas: Да, я так думаю. Ведь у нас есть отклики от стариков, подростков, которые ценят нашу музыку благодаря балладам и вокальному исполнению.

Как Nightwish воспринимают в других частях света? Вас любят в Европе, особенно в Финляндии и Германии.

Tuomas: Да, это так; жители Европы очень благожелательны к нам, и в Южной Америке тоже все очень хорошо.

А как дела обстоят с Японией?

Tuomas: Для нас это пока что только разочарование; мы многого ожидали от «Oceanborn», но почти ничего не продали. Мы хорошо продаемся в Южной Корее — правда! Количество проданных копий «Oceanborn» в Южной Корее уже достигли 10.000, это удивительно. В Японии только недавно состоялся релиз «Wishmaster», так что все еще впереди.

Можно ли купить альбомы в Америке?

Tuomas: Фактически, нет. Они не получили лицензии там, так что официально не выпускаются.

Вы получали отзывы оттуда?

Tuomas: Да, у нас было несколько, но согласно нашему лейблу, они настолько плохи, что это бесполезно — выпускать альбомы там.

У вас довольно-таки приличный вебсайт в Интернете, даже на трех языках — на финским, английском и немецком — с огромным количеством информации, фотографий и музыкальных файлов; считаешь ли ты важным, создавать достойный образ группы в Интернете в наши дни?

Tuomas: В принципе, я думаю, это довольно-таки важно. Когда мы только начинали этот проект, я относился к этому скептически: хорошая ли это идея, сделать страничку в Интернете, но тогда мы все-таки взялись за это; и я думаю, это очень важно, фэны могут общаться друг с другом и с нами…

Этим кто-то специально занимается?

Tuomas: Да, это наш друг, он профессионал в сфере компьютеров и Интернета, и он занимается страничкой. Я сам ничего не понимаю в компьютерах.

Этой осенью вы первый раз будете хэдлайнерами; что нам стоит ожидать от этого шоу?

Tuomas: Помогать нам будут Sinergy и Eternal Tears of Sorrow, и я думаю, мы сделаем что-нибудь особенное, может быть полуторачасовое шоу с эффектами…

… и специальным оформлением…

Tuomas: Может быть, но ничего грандиозного; мы просто не можем это себе позволить.

[В этот момент все начинают смеяться при виде лица Тарьи, после того как она осмотрела портативные туалеты.]

Я читал, что сразу же после турне, вы опять начнете работу в студии над новым альбомом, это правда?

Tuomas: Нет.

Да? Я прочитал это.

Tuomas: Правда? Где?

Я не помню, какое-то интервью.

Tuomas: Нет, мы не собираемся работать в студии, по крайней мере, до марта или записывать EP.

Что вы будете делать после турне?

Tuomas: После турне мы собираемся в Канаду, фактически, чтобы дать три выступления, или может быть, потом поедем в Японию, у нас нет ничего запланированного, все свободно; может быть, я начну несколько новых песен.

К тебе никогда не приходила идея о Металл-опере? Многие группы делают Рок-оперы, идейные альбомы, но для Nightwish — это будет вполне возможным сделать настоящую Металл-оперу с сюжетом, и по-настоящему смешать оперу и Металл?

Tuomas: Да, в принципе, я об этом много думал; идейный альбом звучит весьма реалистично для нашего следующего альбома, своего рода концепция и сюжет, в общем, еще увидим.

У вас появилась бы хорошая возможность даже поработать с оркестром.

Tuomas: С оркестром, с хором… Я думаю, это прекрасно впишется в наши понятия.

А чем участники Nightwish зарабатывают себе на жизнь? Тарья учится в Академии им. Сибелиуса, а что делают остальные?

Tuomas: Мы ничего не делаем; Jukka собирался поступить в компьютерную школу, но остальные парни, мы ничего не делаем кроме музыки.

До Nightwish ты участвовал в различных группах, таких как Darkwoods My Betrothed и Nattvindes Gråt; каким образом различается твое положение в Nightwish?

Tuomas: Здесь намного сложнее, потому что мне приходится содержать группу и писать все песни; а в других группах я играл то, что мне говорили остальные парни.

Играешь ли ты еще в тех группах?

Tuomas: Я — сессионный музыкант в Darkwoods My Betrothed, а Nattvindes Gråt больше не существует.

[Тарья наконец-то присоединяется к нам на траве]

Какое самое разительное, по-твоему, отличие между вокальным исполнением в опере и в металл-группе?

Tarja: Тут много различий. Конечно же, мой голос отличается от настоящего оперного; когда я пою в Nightwish — мой голос намного объемнее и взрывнее. Здесь много технических отличий, подобно тому, что я не использую свое тело по максимуму, когда пою в Nightwish, но должна это делать в опере. Так что тут много отличий: дыхание и все остальное.

Поешь ли ты в Nightwish намного выше, чем обычно в опере?

Tarja: Нет. Это почти то же самое, но мой голос очень сильно отличается. В опере у меня тоже сопрано.

Я думаю, что различие также в том, что тебе не приходится много двигаться на оперной сцене.

Tarja: Нет, конечно; я не могу делать этого на оперной сцене, потому что нужно постоянно сосредотачиваться на всем теле.

Что ты думаешь о сегодняшнем выступлении?

Tarja: Оно было очень… коротким. Наш самолет опоздал; весь день был очень быстрым. На сцене было ощущение вроде: «А что я здесь, черт побери, делаю?», глядя на толпу — «Оооооо… что за песня, что за песня, что дальше?» Зрители были потрясающими, я не ожидала ничего подобного.

Да, отзывы замечательные. Что ты думаешь о своем собственном выступлении, выступлении группы? Нормально ли это по стандартам Nightwish?

Tarja: Это было довольно-таки испорченное шоу; у нас были технические проблемы. Это был настоящий беспорядок, что мы вообще не слышали барабаны, и мой голос не был настолько совершенен, так как я порядком устала.

Вы только что вернулись из Мексики.

Tarja: Да, и разница во времени все еще утомляет меня; я не спала три дня.

Видимо, предстоящее турне будет лучше?

Tarja: Да, я так думаю. Потому что все будет лучше организовано; так всегда бывает на крупных фестивалях.

Ты участвуешь и в Nightwish, и в опере, и одновременно учишься…

Tarja: Только учусь, пока еще не пою в опере на оперной сцене.

Но позже ты все-таки будешь петь в опере; если бы тебе пришлось сосредоточиться только на одной карьере, какую бы ты выбрала?

Tarja: Конечно, у меня только одна карьера, и это оперная певица.

Так что если тебе пришлось выбрать только одно, это была бы опера?

Tarja: Единственное, о чем мне следует упомянуть, это то, что ты никогда не знаешь, что будет завтра, потому что — это будет банальным, но все же — я жила Nightwish уже четыре года, и все так быстро случилось, наш рост был вполне естественным; конечно же, мы не знали, что и делать и все такое, мы не ожидали такого рода успеха или чего-нибудь другого, но для меня… Я не занималась уже в течение двух лет, я ничего не делала, только брала несколько уроков классического пения, только и всего. Но мне нужно опять заняться своей учебой, к тому же некоторые из парней собирались поступить в университет, конечно же, у нас есть и другие проекты. Но Nightwish все еще живет, и даже если я уеду отсюда в Германию на следующий год, я все еще буду бывать здесь и давать концерты с Nightwish, новые альбомы с Nightwish, все будет как обычно, так что никаких проблем.

Я спрашиваю, потому что кто-то упомянул, что даже если оперных певцов почитают и уважают, то это вряд ли сравнится со страстью и почтением, которые могут дать Металл фэны.

Tarja: Это очень различно, очень различно. Я думаю, что металлисты - в начале у меня было предвзятое мнение насчет всего этого: как воспримут меня зрители и какова будет моя реакция; но реакция была очень милая, и зрители приняли меня, они по-настоящему ценят то, что я делаю в классической музыке, и это потрясающе. Сейчас в опере это уникальное явление, но я рада, что люди понимают меня.

Но ведь есть мнение, что многие металл фэны восторгаются классической музыкой и даже слушают ее…

Tarja: … но классические музыканты не питают уважения к хэви-металлистам, в этом-то и разница; я не могу понять этого.

В этом-то и существенная разница между серьезной музыкой и музыкой для развлечения.

Tarja: Да, это так.

Но все же еще раз, классическая музыка не раз оказывала влияние на металл. Как мы можем видеть, твой костюм на сцене и на промоуторских фотографиях претерпел значительные изменения со времен «Angels Fall First»; персонаж, которого ты играешь, похож скорее на Тарью на сцене или Nightwish Тарью?

Tarja: Это, конечно же, роль. Естественно я не ношу такие костюмы дома. Безусловно, меня можно назвать удачливой, ведь у меня есть такая возможность, я счастлива, но это все-таки не совсем то, что я на сцене. Мне нравится находиться на сцене, заводить толпу и петь для нее; но когда я дома, мне приятнее находится в тишине, совершенно другая сторона моей жизни. Но такой образ жизни определенно расстраивает, особенно в такие минуты, когда нужно отправляться в турне и все время быть единственной девушкой, это всегда было очень тяжело для меня. Но все равно, когда я возвращаюсь домой, все по-другому, и мне нравится все как есть. Я много бегаю и естественно наслаждаюсь природой.

Итак, фактически, это две разные стороны одной и той же персоны.

Tarja: Да… Но как личность я — Тарья на сцене.

Ты — единственная женщина в группе, для многих людей ты, как певица, представляешь собой Nightwish, и на сцене ты всегда находишься впереди, все сконцентрировано вокруг тебя, ведь именно на тебе задерживается взгляд; может ли быть так, что люди приходят послушать не вашу музыку, а посмотреть на тебя?

Tarja: Это очень странно, что многие люди не понимают, что представляет собой наша группа, когда мы играем вживую; они не верят, что мы хорошо выступаем, что звучание хорошее, что мы звучим как обычно. Они очень восторженны, стремятся услышать нас.

То есть они думают, что у Nightwish все складывается удачно только потому, что у них такая прекрасная вокалистка?

Tarja: Может быть, они думают, что я оперная певица, которая предпочитает двигаться на сцене, место того, чтобы стоять на месте все время; но всегда есть маленькие сюрпризы.

Встречали ли вы когда-нибудь группиз Nightwish, людей, которые преследуют вас, только потому, что кто-то играет в группе?

Tarja: Да, конечно, иногда такое случается, но в общем, наши слушатели — очень разные люди; у нас — как это лучше сказать? [она поворачивается к Туомасу и разговаривает с ним на финском, единственное слово, которое я могу понять — это «perkele»…] — нет стереотипов относительно фанатов.

Через две недели тебе исполнится 23 года…

Tarja: О Боже!

… и ты замужем…

Tarja: Нет, только обручена.

Есть какие-нибудь планы относительно детей?

Tarja: Конечно да, но сейчас на это нет времени.

Но если они когда-нибудь появятся, то ты будешь их воспитывать как металлистов, или скорее будешь учить любить классическую музыку.

Tarja: У них будет свобода выбора.

Вопрос для вас обоих: есть ли вопросы, которые вам уже порядком поднадоели, которые вам постоянно задают?

Tuomas: Меня всегда спрашивают, правда ли песня «The Carpenter» про Иисуса Христа; я никогда ничего подобного не имел в виду.

И вопрос, который, наверное, не так часто вам задают, и таким образом, пока не успели возненавидеть его — если бы Nightwish было животным, то кто бы это был?

Tuomas: Волк.

Какие черты волка у Nightwish были бы?

Tuomas: Все, что есть у волка. Это таинственное, очень величественное животное, символ одиночества… Ночное животное - Nightwish.

«The howling of Nightwolf…» (строчка из «Elvenpath»)

Tuomas: Да, точно.

Tarja: Оооо… [она поворачивается к Туомасу и начинает говорить с ним на финском] Орёл. Ведь наша карьера предполагает быть свободной, как орёл.

Медленный разбег, а затем он всегда поднимается ввысь, может быть, с предстоящим турне он целиться на жертву…

Tarja: Я не знаю, никогда не знаешь.

Ну, спасибо за терпение ко мне, потрясающее выступление и великолепную музыку, встретимся на следующем турне!

Загрузка...
Быстрый вход: