Интервью с Туомасом, 2000
- Перевод на русский: (с) Nymphe
Мечты о Диснее
О NIGHTWISH сейчас знают даже metal фаны, живущие в самых отдалённых уголках планеты, т.к. это одна из самых успешных групп этого жанра на данный момент. Их альбом WISHMASTER - проданный платиновым тиражом в Финляндии - великолепное достижение для metal группы. Я смог понять выдающийся ум Туомаса Холопайнена, поставить его с ног на голову, и некоторые довольно неожиданные вещи выскакивали из его памяти…
По сравнению с OCEANBORN музыка менее, ну, «дикая» что ли, более зрелая. Это был сознательный шаг, или это было естественное движение для вас?
Я думаю, что в большей степени это было естественно, мы просто хотели сделать продолжение к OCEANBORN, потому что я подумал, что с этим альбомом мы нашли свой стиль. Мы хотели всё усовершенствовать, я считаю, что OCEANBORN - великолепный альбом, но на нём не хватает хороших аранжировок, и в некоторых местах Тарья поёт слишком высоко и тому подобное. Поэтому, мы просто захотели сделать всё немного лучше, и, по-моему, у нас это получилось.
Вы могли легко жить успехом OCEANBORN, просто делая OCEANBORN-2. Была ли какая-нибудь негативная реакция по поводу изменения вашего стиля на WISHMASTER?
Нет, ничего подобного. Я был очень удивлен, и самую громкую жалобу, которую мы получили, было то, что мы недостаточно изменили свой стиль. Говорили примерно, что мы сделали другой OCEANBORN, но я, тем не менее, думаю, что они сильно отличаются.
Было довольно-таки много критики по поводу WANDERLUST, которая звучит в стиле OCEANBORN…
Да, фактически как GETHSEMANE…
…но в то же время похвалили CROWNLEES…
Да, некоторые люди просто хотят найти что-то, что можно было бы покритиковать. Я считаю, это нормально.
Туомас, ты пишешь почти всю музыку, как ты сочиняешь песни? У тебя есть что-то вроде «формулы» для этого?
Ну, она меняется. Знаешь, у меня всегда есть идея того, о чём должна быть песня. Я до сих пор не могу начать играть, не имея никаких идей. Это основная вещь; мне нужно видение, как с песней KINSLAYER о резне в Колорадо, затем я пытаюсь придумать, как я перенесу это в музыку. Это звучит немного банально, но обычно так и происходит. Первое, что я создаю это вокальные партии. Я слышу голос Тарьи в голове, затем делаю аккорды и основную структуру песни. Затем приношу песню в репетиционную комнату, и вся группа делает ее аранжировку, которая занимает много времени, потому что мы хотим сделать ее, ну, безупречной. Только после этого я начинаю писать лирику.
У тебя возникают проблемы написания вокальных партий для Тарьи?
Это вообще не проблема, я считаю ее нормальной, очень хорошей heavy metal певицей, которая просто является женщиной. Я не вижу в этом никакой разницы. Но смешно то, что WISHMASTER был первым альбомом, где в течение всего создания песен я думал о диапазоне ее голоса. На OCEANBORN я вообще об этом не думал, и просто просил ее петь так, а она говорила: «О, я не могу так петь, сделай на октаву ниже». Это было глупо с моей стороны, но сейчас я знаю ее диапазон, и поэтому могу создавать песни в соответствии с этим. (смеется)
NIGHTWISH в начале был акустическим фолк-проектом и довольно много мелодий всё ещё под влиянием этого. Это происходит естественно, или ты стараешься включить подобные мелодии?
Вот опять то, о чем я никогда не задумывался, потому что не слушаю фолк. И при этом я не слушаю классическую музыку; люди склонны думать, что я своего рода «помешанный на классике» или еще что-то. Это всё происходит абсолютно естественно, и я делаю это, чтобы песня хорошо звучала.
Так что ты обычно слушаешь?
Я слушаю музыку к фильмам, саунд-треки, я люблю взрывные композиции, таких авторов как Hans Zimmer, James Warner, Danny Elfman... Не говоря уже о том, что я слушаю все виды Metal, Black, Gothic, Power, что угодно.
Так ты не ограничиваешь себя в своих пристрастиях…
Нет, я так не думаю.
Откуда ты черпаешь вдохновение, музыкальное и лирическое? Есть ли какие-либо группы, исполнители или события, которые влияют на тебя?
Ну… [думает] Моя личная жизнь, мои личные переживания и чувства - источник для написания большинства песен. Я очень эгоистичный человек, и пишу все песни, чтобы успокоить свои чувства, чтобы воплотить свои идеи и мечты. Я не хочу, чтобы нашу музыку рассматривали как спасение мира или что-то вроде этого, как призыв прекратить загрязнение окружающей среды или убивать друг друга, это мелочи для нас.
Но КАК так происходит, что ты пишешь почти всю музыку? Неужели у остальных нет своих идей?
Нет, они могут подавать столько идей, сколько хотят, но, по-видимому, они удовлетворены тем, с чем я прихожу, и тем, что я делаю. Но NIGHTWISH - была моя идея, я создал группу, поэтому мне бы хотелось держать всё в своих руках, а также, песни, концепцию, музыку.
Ты был не очень доволен обложкой европейского издания OCEANBORN, доволен ли ты обложкой WISHMASTER?
Да, очень. Мы были очень довольны оригинальной обложкой OCEANBORN, но немецкой рекорд-компании она не понравилась, и они решили ее изменить. Мне она вообще не нравится, она какая-то глупая, это больше выглядит как «Swampborn» [Рождённый болотом] или «Corpse In The Swamp» [Труп в болоте], или что-то в этом роде. Но на WISHMASTER и обложка, и буклет очень хороши.
Имеет ли она снова какую-то связь с названием?
Да, на самом деле это странно, потому что она больше отражает песню DEAD BOY'S POEM, несмотря на то, что альбом называется WISHMASTER.
Вы были удивлены успеху, которым пользовался OCEANBORN?
Оооочень удивлены. Все пошло в гору с самого начала, и это так удивительно, я всё ещё не могу в это поверить. Я думал, что такая музыка малорентабельна, даже на metal рынке, но WISHMASTER достиг платинового статуса в Финляндии, поэтому я всё ещё не могу с этим совладать. Что за чёрт… Но я не возражаю [смеется]. Люди, кажется, стали более восприимчивыми, чем я думал, мне нужно перестать их недооценивать [смеется].
А какова была реакция за пределами Финляндии?
Также очень хорошая. В Германии всё очень хорошо, во всей Европе, Франция была изумительная, мы были там впервые в Wishmaster-туре, и реакция была, почти как в Южной Америке! Поэтому всё очень хорошо. Единственная тайна - это Япония, потому что все финские metal группы принимаются там очень хорошо, но, несмотря на большую рекламу, мы еще ничего оттуда не слышали…
Вы получали какие-нибудь отклики из Северной Америки?
Это очень сложный рынок, и мы только не так давно получили лицензию на выпуск трёх альбомов, но все билеты на наши выступления в Канаде были распроданы, поэтому кажется, что там нас тоже любят. [смеется]
Кстати о лицензиях, был ли ANGELS FALL FIRST официально выпущен за пределами Финляндии?
Да, т.к. у SPINEFARM было несколько распространительных сделок за пределами Финляндии, поэтому альбом издавался, но успех пришел позже…
Что изменилось для тебя с успехом OCEANBORN? В личном, и в музыкальном плане?
О, я должен был бросить свои занятия, и сейчас я только музыкант, и это прекрасно. Это было очень хорошим оправданием, чтобы оставить учёбу. [смеется] У меня больше ни на что не было времени. Вот таким образом это изменило мою личную жизнь. Как музыкант, я надеюсь продолжать развиваться, особенно как поэт-песенник. Это то, на что я надеюсь больше всего. Я не думаю, что во мне много от музыканта или исполнителя, я, скорее, создатель песен, это то, что я люблю, и то, чем хочу быть.
Во время турне, как вы умудряетесь сохранять голос Тарьи в идеальном состоянии? Я могу представить, что дым и всё, что в клубах - не лучшее для нее. Что вы делаете, чтобы сохранить ее голос?
Это всегда что-то очень трудно уловимое. Конечно, мы вообще не курим в автобусе или за кулисами, это происходит только на сцене, где есть дым. Мы просто должны идти на компромиссы, такие как много выходных, так она может оправиться, 3 концерта, затем один выходной и это абсолютный максимум. Даже это слишком много. Для нас это не проблема, но есть очень деликатный аспект для ее голоса… Он очень чувствительный и она сама говорит, что стиль, в котором она поёт в клубах более или менее подрывает ее голос, намного больше напрягаясь, чем исполняя в классическом стиле.
Может ли случится так, что однажды Тарья получит приглашение как оперная певица и решит оставить NIGHTWISH, это будет концом для группы или вы будете искать замену?
Лично я думаю, что если Тарье придется оставить группу, то это будет концом всей истории, но я не думаю, что это будет такой большой проблемой. Она учится на пятом курсе Академии Сибелиуса, поэтому однажды она СТАНЕТ оперной певицей, но она говорила нам, что любит то, что она делает с нами, и что она будет продолжать делать это столько, сколько это возможно. Мы думаем только о ближайших шести месяцах, вот так.
До NIGHTWISH ты также был занят в таких группах как NATTVINDENS GRÅT, FURTHEST SHORE и DARKWOODS MY BETROTHED...
Да, это было, но я также играл в джаз-группе, и мы выпустили 2 диска с ними…
Ты всё ещё играешь в этих группах, или они уже в прошлом для тебя?
Я всё ещё играю как сессионный музыкант в DARKWOODS MY BETROTHED, это всё; NATTVINDENS GRÅT больше не существует, а FURTHEST SHORE был лишь проектом моего приятеля.
Кое-что, что привлекло моё внимание во всех этих группах и также в NIGHTWISH, везде там заявлены только первые имена. На то были особые причины?
Я никогда об этом не думал… WISHMASTER - первый альбом, в котором есть фамилии, но это на самом деле то, чего я не осознавал прежде, хм, странно...
Твое личное мнение об Internet? Ты рассматриваешь его как шанс для продвижения, или как угрозу сцене?
Это очень трудный вопрос, потому что мы много думали об этом, поскольку у нас были большие проблемы, связанные с пиратством, с WISHMASTER. Я считаю, что Интернет очень хорош, в некоторых случаях, таких как промоушн; сайт, который у нас есть очень хороший, и вы можете скачать оттуда сэмплы новых песен, но это всегда имеет и негативную сторону, т.к. WISHMASTER был доступен по семи адресам в Финляндии еще до релиза. Полное дерьмо!
Итак, чтобы закончить это интервью, как всегда, какой твой любимый вопрос о NIGHTWISH, который тебе еще не задавали, но на который тебе хотелось бы, наконец, ответить?
Никогда не задавали… Ну и ну…
Или вопросы, на которые ты не отвечал прежде?
Дерьмо, их так много… [смеется] Вот это да… Кажется, никто еще не спрашивал о Диснее, несмотря на то, что на WISHMASTER есть целая песня о нём. Меня удивляет, почему репортеры никогда не спрашивают о Диснее… Это одна из моих любимых вещей во всем мире!
Это своего рода трибьют Диснею?
Да, FANTASMIC, в ней нет особого смысла, это просто части из мультфильмов и комиксов, и вещей подобных этому, я просто хотел отдать должное Диснею. Это важная часть моей жизни.
Но может же быть так, что никто не понимает, что это о Диснее?
Да, может, но я всегда был очень откровенен об этом во всех своих интервью, просто нужно прочитать лирику и вы увидите…
Но часто эта проблема связана с поставляемыми CD…
Да, часто в них нет лирики, я это ненавижу! Я также не люблю тех людей, которые пишут рецензии, просто из-за рекламы, только послушав музыку, без возможности прочитать еще и лирику…