Интервью Марко Хиеталы для RadioMetal.com, 12.04.2010
- Источник: RadioMetal.com
- Перевод: © Hevein
"Религиозное просвещение – я считаю это бредом"
пятница, 14 мая 2010, 14:15, интервью провел Метал’О Фил
Давайте будем честны: кто обращал внимание на Tarot до того, как Марко Хиетала и его двуглавая борода присоединились к Nightwish? И, тем не менее, Tarot, пусть и скромно, но существует уже около 25 лет. На заре своей карьеры финнам удалось чрезвычайно удивить техников Metallica своими невероятно тяжелыми и громоздкими усилителями. Их новый альбом Gravity Of Light посвящен религиозному притеснению неверующих. По случаю выхода в свет альбома на столь "горячую" тему, Метал’О Фил взял интервью у Марко.
Мы не смогли удержаться и не добыть у Марко хотя бы крупицы информации о грядущем альбоме Nightwish, который выйдет не раньше 2011 года. Заговорив о Nightwish, мы также выспросили у Хиеталы подробности его присоединения к группе – которое оказалось не таком уж и простым…
Radiometal: Пресс релиз нового альбома Tarot Gravity of Light гласит следующее: "Этот альбом – как встреча старого друга. Какие-то вещи остались прежними, но Ваш друг набрал вес. Он демонстрирует Вам новые шрамы, татуировки. Его борода стала длиннее, и характер его тоже изменился – стал более циничным и взрывным. Но по жизни его все так же ведет сердце, и оно все такое же большое". Здесь описано то, что недавно произошло с Вами? Вы повстречали старого друга и увидели в нем эти изменения?
*Марко**: Нет, по крайней мере не в недавнее время, но я понимаю, что Вы имеете в виду. Наш пресс релиз был написан под впечатлением от похожих обстоятельств. Подобного рода вещи случались и со мной, и я полагаю, они случались с каждым.
Следующее утверждение звучит как признание: Tarot шагнули вперед не только музыкально, но еще и выросли, заматерели и укрепили свой стиль. Gravity of Light звучит как вполне типичный альбом группы и особо не удивляет слушателя. Это вышло спонтанно, или Вы нарочно не хотите изменять Вашим старым поклонникам?
Нет, мы с парнями просто делаем то, что нам самим кажется интересным. Процесс написания песен длился некоторое время: я начал писать еще во время турне с Nightwish, потому что всегда вожу с собой акустическую гитару. Когда после окончания тура Nightwish мы собрались вместе с парнями, то стали работать над будущими песнями, особенно над 4-мя, которые понравились нам больше всех остальных. И так они и оказались на альбоме.
Подвергали ли Вы когда-нибудь сомнениям стиль, в котором играете? Чувствовали ли необходимость радикальной смены стилистики?
Конечно же, бывают ситуации, когда ты по-другому смотришь на вещи. Я имею в виду, всегда существовали какие-то элементы, которые мы не использовали в своих альбомах. Но мы стараемся делать вещи, которые достойны этого, которые подойдут нам. Мы слушаем музыку и подыскиваем идеи, например, как вернее использовать секвенции, или как бы похитрее добавить элементов индастриала. Это те вещи, которые мы периодически используем. Но, по большей части, мы пишем музыку так, как нам нравится.
На нескольких альбомах Вы делите вокальные партии с Томми "Тупле" Салмелой. На новом альбоме у него даже больше партий, чем раньше. Ваши голоса, кстати, очень похожи… Почему вы решили добавить второй вокал?
Томми во многом помогал нам, например, с вокальными гармониями. Если учесть, что мы вместе ездим в турне вот уже на протяжении 15-ти лет, мне кажется, было вполне справедливо выдвинуть его вперед. Он все это время пел на бэк-вокале, и я посчитал логичным в конце концов сделать его участником группы. Такой тандем позволяет нам добиваться очень мощной вокальной работы, и кажется, что ружья стреляют без передышки. Мне очень нравится эта идея, она создает впечатление, что ты задыхаешься. Мне нравится это гнетущее ощущение. Томми хороший вокалист, и мы взяли это на заметку – теперь у нас более мощные выступления, мы можем варьировать сетлисты.
Когда я впервые услышал его голос, то подумал, что это Вы поете!
Ну, в буклете есть один маленький секрет, призванный помочь слушателям различить наши голоса: если Вы обратите внимание на лирику, то заметите, что мои вокальные партии выделены курсивом, а те, что отданы в распоряжение Томми, напечатаны обычным шрифтом.
Эта игра с вокалами в некотором роде соотносится с обложкой альбоме, на которой изображена звезда с двумя лицами…Это было сделано нарочно? Этот двуликий монстр изображает Вас и Томми?
Я не интерпретировал обложку таким образом, но мне приятно такое Ваше сравнение. Интересно! [смеется]
Левая часть звезды вроде как символизирует Луну, в то время как правая представляет собой Солнце. Почему именно такие ассоциации?
Я обдумывал название альбома, то, что могло бы олицетворять его. В тематике света отражается дискомфорт, тяжесть ситуации, когда кто-то пытается "одарить" тебя своими философскими или религиозными идеями. Этот свет становится неприятным, давящим; и если Вы взглянете на лицо на обложке, на эту смесь Луны и Солнца, то поймете, что их свет не поможет цветочкам прорасти сквозь землю!
Обычно, когда используется подобный образ, возьмем, к примеру, Двуликого из вселенной Бэтмэна, одна часть олицетворяет собой добро, а другая зло. Тем не менее, на Вашей обложке обе стороны кажутся довольно агрессивными. Почему так?
Как я уже упомянул, все из-за этой темы, которая встречается и на нескольких песнях с альбома. Мне хотелось, чтобы лицо было неприятным, потому что это просвещение, этот свет, которым так много людей на этой планете стремится поделиться с другими, для меня все это очень тяжко, я считаю такие поступки очень самонадеянными с их стороны. Считаю, что это то, от чего мы вполне могли бы избавиться. Посмотрите на Осаму Бин Ладена и Джорджа Буша, например. Когда они посылают людей убивать других людей, они говорят, что Бог на их стороне. Не думаю, что это имеет отношение к религиозному вдохновению, наставлению для солдат с их стороны, я считаю это бредом.
У Tarot за плечами долгая карьера, и группа смогла добиться успеха даже несмотря на то, что никогда особо не выходила на международную музыкальную арену. Ситуация начала меняться с выходом предыдущего альбома Crows Fly Back, который гораздо легче найти во французских музыкальных магазинах, нежели предыдущие работы. Как Вы можете это объяснить? Это связано с проблемами, с которыми Вы столкнулись во время выхода Suffer Our Pleasures, когда альбом пострадал от слабой промо-кампании?
Да, это так. Suffer Our Pleasures был выпущен под лейблом Spinefarm Records, и у них были хорошие связи, но в то время они как раз продали большинство своих артистов лейблу Universal. Это жесточайшим образом повлияло на наш успех вне Финляндии, потому что альбому предстояло пройти через все каналы Universal, а с этим у лейбла была большая беда, например, в Германии. Лейбл посчитал альбом не настолько ценным, чтобы так с ним возиться. Но как только мы стали работать с менеджерским агентством King Foo Entertainment, они подписали нас на Nuclear Blast, и ситуация намного улучшилась. Прежде у нас всегда были проблемы с промо-кампаниями выходящих альбомов, по большей части потому, что компании, услугами которых мы пользовались, не знали, как вывести дело на международный уровень, или у них не хватало человеческих ресурсов.
Этот период закончился? Вы довольны работой Nuclear Blast?
Они хорошо знают свое дело: мы увидели очень хорошие результаты их работы с Crows Fly Black на международном рынке. Теперь они выпускают альбом через собственное отделение в США. Я уже успел дать довольно много интервью, так что, мне кажется, они отлично работают!
Ощущаете ли Вы некий "Nightwish эффект" на продажах альбомов Tarot?
Безусловно, я не столь популярен, но не удивлюсь, если подобный эффект имеет место быть. Понятное дело, что людям легче прийти к чему-то новому, если им известна хотя бы одна деталь этого нового. Другими словами, ситуация упрощается, когда тебе не приходится сталкиваться с неизвестностью. Я не против подобного явления. Если ты знаешь, что у того парня, который играет в той группе, что тебе нравится, есть и другая группа, то ты послушаешь её. Думаю, это прежде всего зависит от того, ищешь ли ты новую музыку или нет.
На заре своей карьеры, Вы выпускали альбомы и концертники гораздо чаще, чем сейчас. Теперь же Вы "возвращаетесь" каждые 3 года в преддверии выхода нового альбома. Ваше участие в Nightwish послужило тому причиной?
Да, быть может, и так, но еще перед тем, как я стал участником Nightwish, мы никуда не торопились. Мы следуем порыву – когда чувствуем, что у нас есть достойный публикации материал, то начинаем работать над ним. Теперь, когда у Nightwish перерыв, мы планируем выпустить альбом и прокатиться с туром по северу. Теперь у нас всегда так: пока одна группа взяла перерыв, другая отправляется в тур и выпускает альбом, а когда заканчивает, то уже первая группа возвращается к покорению музыкального Олимпа. Как по мне, эта система очень хороша. У нас так же один и тот же менеджмент и та же компания, занимающаяся планированием туров, так что эти ребята прекрасно осведомлены о том, кто из нас свободен, а кто все еще занят с другой группой. Мне не приходится заботиться об этих вещах!
У всех участников Nightwish есть сторонние проекты, или же они выступают гостями, приглашенными участниками на альбомах других разнообразных команд. Всё это необходимо для того, чтобы не покидало вдохновение?
Не могу утверждать за остальных, некоторые из них довольно обленились за этот год, после того, как подошел к концу прошлый тур! Но если говорить обо мне, то я просто не могу долго сидеть на одном месте или отлеживать бока на диване. Мне необходимо работать, чтобы чувствовать биение жизни.
Появилось немного информации о новом альбоме Nightwish. Согласно сообщениям Туомаса, несколько песен уже готовы. Вы помогали писать их? Ели нет, слышали ли Вы их? Что Вы можете нам рассказать обо всем этом?
Я не всё слышал из того, что Туомас уже написал, но знаю, что он уже делает демо-записи материала. Мы получим их через несколько недель. Я тоже сделал несколько демок, и уже на 99% знаю, что одна из песен будет представлена а альбоме. Мы собираемся начать репетиции этим летом, так что к тому времени наверняка будем знать гораздо больше о готовящемся материале. Это пока все, что я знаю.
Вы так же заняли еще более важную позицию в группе, став ее вторым вокалистом. Вы, фактически, целиком и полностью поете целых две песни на Dark Passion Play. Можем ли мы ожидать, что Ваши с Анетт партии будут поделены примерно пополам на следующем альбоме?
Не могу сказать. Я имею в виду, в этой группе идея, где вокалистка является центром внимания, уже довольно устоялась; мне бы не хотелось ее менять.
Туомас заявил, что этот альбом станет для него возможностью исполнить мечту детства. Но ведь он повторяет это раз от раза, описывая каждый выходящий альбом Nightwish! Кажется невероятно сложным представить себе, что же может "побить" массивную оркестровую работу на Dark Passion Play…
[смеется] Ну, у нас есть некие планы, но если я расскажу Вам о них, мне придется Вас убить! [смеется]
Нет ли риска переусердствовать, когда Вы постоянно стараетесь "побить" предыдущий альбом, во всех смыслах этого слова?
Ну, определенный риск есть. Необходимо крепко стоять на земле и концентрироваться на смысле каждой песни, над которой ты работаешь, на музыке и лирике, что составляют эту песню, на ее способности захватывать людей и на некоторое время уносить из этого мира. Все это ты должен держать у себя в голове. Нельзя ставить оркестр, хор или любой другой элемент, который ты используешь, во главу угла. Цель всего мероприятия – получить на выходе динамичную и сильную композицию.
В официальной биографии Nightwish написано, что поначалу Вы были не очень-то уверены в том, стоил ли Вам присоединяться к группе, потому что Вам не нравились их предыдущие работы. Но, вероятно, Туомас пообещал, что музыка преобразится таким образом, чтобы лучше подойти Вами Вашему стилю. Есть ли в теперешнем стиле группы элементы, которые до сих пор Вам не по душе?
Нет, я просто был не очень уверен в этих пауэр-метальных корнях группы, с множеством барабанов с двойной бочкой и быстрыми темпами, и в математической точности этого стиля музыки. Казалось, что ты можешь буквально предсказать, как дальше разовьется композиция. Туомас говорил мне о смене звучания на более тяжелое, мрачное, атмосферное, что сделало этот проект более интересным для меня. Это не значит, что мне не нравились предыдущие альбомы группы, потому что все было наоборот, мне были очень по душе некоторые их песни. Я просто был неуверен во всей этой затее.
Ну, а теперь Вы удовлетворены на все 100 процентов?
Да, в целом…
Пожалуйста, ответьте честно!
[смеется] Да, я доволен, я считаю, что в музыкальном плане группа очень сильно развилась; мы можем написать и сыграть очень мягкие, нежные песни, и в то же время тяжелые и агрессивные. Мне это очень нравится, эта группа способна на очень амбициозные вещи. Это то, что я люблю в этой группе.
Думаю, что если выбирать между Tarot и Nightwish, то первая группа, должно быть, более дорога Вам в сентиментальном плане?
Да, с сантиментами Вы не промахнулись, ведь мы с этими парнями дружим вот уже более 20-ти лет. В следующем году у нас будет юбилей, 25 лет с момента выхода первого альбома, так что, конечно же, я считаю их своими самыми старинными и лучшими друзьями. Между нами в группе есть некая химия, и благодаря ей мне всегда легко обратно влиться в коллектив, по ощущениям это как возвращение домой. Но все практически точно так же и с парнями из Nightwish, ведь я в группе уже почти 10 лет, и мы успели стать очень хорошими друзьями.
Глупый вопрос: Вы известны тем, что у вас достаточно громоздкое оборудование. Настолько громоздкое, что даже техники Metallica были очень впечатлены. Это было задумано, чтобы посоревноваться со штабелями усилителей Marshall, принадлежащим Лемми из Motorhead?
Это были ранние деньки Tarot. Сейчас мы немного сократили количество оборудования, но в то время у нас было 12 кабинетов Marshall, по 4 на каждого участника группы. Это не так много, если сравнивать с целыми стенами, что возводили на сцене другие артисты. Вообще, все это вышло случайно. Очень часто, когда артист хочет установить стену из усилителей на сцене, он просто заказывает у компании пустые кабинеты. Но мы-то были молодыми ребятами, не имели о такой уловке ни малейшего понятия, и поэтому вся наша аппаратура была полной и тяжелой, и техники Metallica были под впечатлением! Когда они стали устанавливать стену на том фестивале в Финляндии в 1986-м году, они внезапно поняли: «Ох ты, черт, все эти кабинеты не пустые, они реально тяжелые!» [смеется]
Играли ли Вы так же громко, как Manowar или Motorhead, чтобы посоревноваться с уровнем шума в аэропорту?
Ну, должен признаться, мы пробовали пару раз, но это не так чтобы и круто. Мне кажется, что главное это чтобы мониторы справлялись с задачей достаточно громко выводить вперед голос, чтобы мне не приходилось кричать до полного отвала головы. Хотя я периодически так поступаю!
Интервью от 12 апреля, проведено по телефону.