Интервью с Туомасом для coedmagazine.com, 09.11.2007

Интервью с Туомасом Холопайненом

Музыкальный мир в наше время очень однообразен. Особенно это касается "тяжелой" сцены. Однако есть группа, которая умеет быть неповторимой. Это Nightwish.

Группа была образована в 1996 году. Сочетание мощных гитарных рифов, глубоко личной - и в то же время масштабной лирики, симфонического звучания и академического вокала Тарьи Турунен сделали Nightwish одной из самых узнаваемых групп в тяжелой музыке. Однако в 2005 году в коллективе начались проблемы, которые привели к тому, что Тарья была уволена, а ее место в итоге заняла нынешняя вокалистка Анетт Ользон. В настоящий момент, когда группа отмечает релиз нового альбома Dark Passion Play и начинает свой первый мировой тур с новой вокалисткой, у меня появился удобный случай поговорить с клавишником, отцом-основателем Nightwish, об испытаниях и неприятностях , выпавших на долю группы в прошлом году, усиленном поиске новой вокалистки и целительной силе времени.

Для начала – добро пожаловать в Америку. Как вам нравится тур?

Пока все проходит просто превосходно. Я не преувеличиваю. Люди так дружелюбно настроены, а ведь мы не знали, чего ждать, особенно учитывая шумиху вокруг смены вокалистки и нового альбома. Ехать сюда было действительно жутко, но теперь-то мы знаем, что у нас и сейчас здесь есть поклонники, за что им большое спасибо.

Отсюда вытекает мой следующий вопрос: последние полтора года вы находитесь под пристальным вниманием из-за увольнения Тарьи. Что труднее всего было слушать из этого моря сплетен?

Это был определенно самый трудный этап. Мы были полностью уверены в том, что новая вокалистка будет найдена. Мы были полностью уверены в новом материале и в том, что запись пройдет хорошо. Это никогда не было проблемой. Самой большой проблемой стали СМИ, и вся эта писанина, и все эти лживые слухи. Это въелось в кожу, и от этого уже невозможно избавиться.

Как вы нашли Анетт?

Мы объявили на нашем сайте о проведении открытого прослушивания и получили около 2000 демок.

2000?

Даааа….

Как вы справились с таким количеством?

Ну, мы просто слушали их. Весь процесс занял около года, то есть не получилось так, что мы все одолели за неделю. Мы прослушали около 2000 записей в течение года и лично встретились примерно с десятью девушками, поболтали с ними, чтобы проверить нашу взаимную переносимость. Мы заполняли пробелы один за другим, пока не остановили выбор на Анетт.

Вопрос из чистого любопытства: сколько демок вы прослушивали за день?

Дело в том, что все демки проходили через офис нашего менеджмента. Уже оттуда мы получали картонные коробки. Это происходило раз в две недели или около того.

Вы прослушивали демо целиком или по кусочку каждой песни?

Некоторые песни были настолько многообещающими, что мы слушали их до конца, а на многие тратили не более десяти секунд. К примеру, если становилось понятно, что их прислали тринадцатилетние девочки.

Получается, все было похоже на конкурс "Фабрика Звезд - Nightwish"?

Дааа, на самом деле было очень забавно. Как будто каждые две недели наступало Рождество.

Есть шанс услышать сборник лучших демо?

Не думаю, что это было бы корректно.

Анетт нервничала, когда пришла к вам на прослушивание?

Если и да, то виду не показывала – и это была первая черта, которую мы заметили в ее характере. Ей была присуща действительно хорошая самооценка и невозмутимость – все это она сохраняет до сих пор. Маловероятно, что она не волновалась, встретившись с нами впервые, исполняя новые песни, исполняя старые песни – но никогда это не показывала.

Голос Анетт, как мне кажется, намного нежнее глубоко академического вокала Тарьи. Пришлось ли вам менять тональность некоторых песен, чтобы адаптировать их под Анетт? И есть ли вещи, которые вы не можете исполнять с новой вокалисткой? Я задавал этот вопрос людям перед вашим концертом в Нью-Йорке, и песня Stargazers называлась чаще всего.

Тарья тоже уже не может ровно исполнять эту очень специфичную песню, потому что там приходится брать невероятно высокие ноты. Она также никогда не хотела ее петь, потому что песня "высоковата" для нее. Поэтому мы никогда не играли Stargazers вживую. Это покажется довольно удивительным, но у голоса Тарьи и голоса Анетт одинаковый диапазон. Просто их голоса разные. Но Анетт может спеть любую нашу песню. Но есть пара песен, которые мы больше никогда не будем исполнять (к примеру, Phantom of the Opera), поскольку в них слишком многое зависело от особенностей голоса Тарьи.

Расскажу тебе одну вещь: я присутствовал на одном вашем концерте и видел, как люди начинают принимать Анетт. Смену эмоций можно было прочитать на их лицах: переход от скептицизма к одобрению. Особенно когда вы исполняли Ever Dream.

Что это был за концерт?

Шоу в Nokia Theatre. Я был прямо внизу перед сценой и поймал один из медиаторов Эмппу. Это было классное шоу, и Анетт действительно завоевала сердце толпы той ночью. Это было волшебное зрелище. Она может гордиться собой.

Я передам ей это.

Насколько твои песни личные?

Они сверхличные. В этом – большое противоречие, потому что я не люблю слишком много рассказывать о каких-то личных вещах. Мне не нравится этот вид публичности. Но я раскрываю очень много сокровенных вещей через свою поэзию. Это мой способ общения с миром. Этот мой вид деятельности – лучшая форма человеческого существования, когда я пишу свои песни и делюсь своими чувствами с миром. Песни Nightwish – это во многом дневник моей жизни.

При этом они метафоричны…

Да, в песнях Nightwish всегда много символов и метафор. Последним примером может служить трек, открывающий новый альбом - The Poet and the Pendulum.

Это песня-эпик. Но лично у меня есть подозрение, что другая песня, Bye, Bye Beautiful, кажется, в большей степени прямолинейна, чем метафорична. Я обращаюсь к заключительным строчкам припева: "You chose the wrong road, but we'll be waiting". Это попытка протянуть руку Тарье для воссоединения в будущем?

Не воссоединения, она никогда больше не будет частью группы. Речь шла о том, что когда-нибудь мы, возможно, встретимся на улице и я смогу угостить ее чашечкой кофе или мороженым и сказать: "Давай снова будем друзьями". Что подразумевается под словами "мы будем ждать"? Не то, что она вернется в группу.

Значит, на их дуэт с Анетт можно не рассчитывать?

Это было бы как-то чересчур сентиментально, тебе не кажется?

Я в этом не уверен.

Что ж, поживем - увидим. Время обладает огромной целительной силой, поэтому подождем, что оно принесет. Но я пока не вижу, чтобы что-то такое происходило сейчас, потому что мы с Тарьей не общаемся уже больше двух лет.

Ладно, поехали дальше. Назови несколько песен, которые ты особенно любишь исполнять на сцене?

The Poet and Pendulum определенно. А также The Islander, She is my Sin, Dark Chest of Wonders, Wishmaster, к примеру, и, возможно, Slaying the Dreamer – эти песни мы играли на каждом концерте на протяжении последних нескольких лет.

Вам нравится что-то менять в сет-листе на каждом шоу?

Да, мы стремимся каждое шоу сделать интересным. Мы сохраняем один и тот же сет-лист на пяти-шести последних концертах просто для того, чтобы Анетт чувствовала себя уверенно и спокойно практиковалась в исполнении песен этого привычного для нее сет-листа. Однако совсем скоро, думаю, мы начнем экспериментировать и поменяем несколько песен. Сейчас в нашем сет-листе около 18 песен, а отрепетированы уже 27 или 28.

Очень часто твоя музыка напоминает саундтреки к фильмам. Last of the Wilds с альбома Dark Passion Play рождает у меня ассоциации с "Храбрым сердцем". Насколько сильно тебя вдохновляют саундтреки?

Очень вдохновляют. Саундтреки – это единственное, что я слушаю дома. Это немного раздражает, потому что когда я смотрю фильм, я всегда больше слушаю музыку, чем слежу за действием, и изучаю ее. Я хочу, чтобы моя музыка давала визуальный эффект. Я хочу, чтобы мой слушатель увидел историю песни, а не только услышал ее.

Какие твои любимые композиторы?

Ханс Циммер ("Пираты Карибского моря") и Дэнни Элфман ("Бетмэн") - это два моих главных кумира, особенно Циммер, он для меня – бог в мире музыки. У Вангелиса ("Бегущий по лезвию") есть хорошие вещи. Еще можно назвать Джеймса Хорнера ("Храброе сердце"). Изумителен Джеймс Ньютон Ховард, особенно его саундтреки к фильмам М. Найт Шьямалана. К примеру, саундтрек к "Таинственному лесу", я думаю, - одна из лучших вещей, когда-либо написанных. Великолепен Тревор Джонс с его саундтреком к "Последнему из Могикан". Джон Уильямс ("Звездные войны", "Индиана Джонс", "Челюсти"), Джерри Голдсмит ("Руди") – это все классика.

Как насчет музыки Горварда Шора ("Властелин Колец")?

О да! Это тоже потрясающая вещь.

Я спрашиваю потому, что обратил внимание на некоторые отсылки к "Властелину Колец" в вашей музыке. Есть шанс на то, что вы в будущем исполните кавер на этот саундтрек?

Кто знает? Почему нет? Это классная идея.

Я узнал, что Walking in the Airэто песня из мультфильма "Снеговик", который я не видел многие годы. Поэтому я делаю вывод, что ты, должно быть, фанат Рэймонда Бриггса.

На мой взгляд, эта особенная песня – лучшее музыкальное произведение из всех, что были когда-либо написаны на этой планете. Если вы нарисуете душу группы Nightwish, то из этих картинок получится тот самый мультфильм, "Снеговик".

Мистер Бриггс работал с Роджером Уотерсом, создавая мультфильм "Когда дует ветер". Ты никогда не задумывался над аналогичным сотрудничеством? Вы могли бы создать видео или небольшой фильм, что-то вроде хэвиметальского римейка диснеевской "Фантазии"…

Звучит действительно круто. Это неплохая идея.

В вашем творчестве есть немало каверов: на песни Pink Floyd High Hopes и Over the Hills and Far Away, к примеру. Какие песни из числа тех, на которые вы сделали каверы, ты любишь больше всего, и с кем бы из музыкантов ты хотел сотрудничать?

Все песни хороши, все, которые приходят на ум. Walking in the Air, Phantom of the Opera, Over the Hills and Far Away, High Hopes – все они очень много значат для меня лично. Кроме того, я думаю, что сделать кавер – это значит не просто перепеть песню, но и внести в нее что-то новое. Поэтому я не думаю, что удалось бы сделать кавер на песню вроде Master of Puppets: она слишком хороша в своем первозданном виде.

А в данный момент есть ли на примете какая-либо вдохновляющая песня?

До сих пор на каждом нашем альбоме имелся кавер, но на Dark Passion Play ничего такого не появилось, и у нас нет ощущения, что нужно как-то форсировать этот вопрос.

Значит, нет планов выпустить альбом, состоящий из каверов?

Нет, не думаю, что мы это сделаем.

А что насчет творческого сотрудничества?

Я несколько лет пытался наладить контакт с Хансом Циммером, но безуспешно. С этим парнем я хотел бы сотрудничать.

Вы не планируете выступления в сопровождении оркестра и хора? Насколько я знаю, на альбомных записях они присутствуют.

Мы мечтаем об этом много лет. И это почти случилось в 2005 году, но такое шоу требует огромного количества денег и решения организационных проблем – ведь требуется разместить на сцене 130 музыкантов. Я уже не говорю о репетициях… Размер площадки для такого выступления тоже должен быть соответствующим. В общем, пока это событие не произошло, но мы определенно делаем все возможное, чтобы такой концерт состоялся в рамках одного из наших грядущих туров.

А какова обстановка за кулисами?

Что ты имеешь в виду?

Вы веселитесь? Устраиваете вечеринки после каждого шоу?

Ты не представляешь, как в действительности все у нас скучно. Время от времени мы закатываем дикие вечеринки, люди бегают голыми, и все это выливается в реальное безумие. Но, к примеру, накануне мы обсуждали выступление в Торонто, за два часа до концерта трое ребят лазили в Интернете, двое читали книги, я давал интервью, а Анетт делала упражнения для распевки. Так что все было скучно, тихо и ничего не происходило.

Ух ты!

Называй это рок-н-роллом.

Так значит, вы не подсовываете друг другу крем для бритья вместо шампуня или что-то вроде этого?

Эти милые проказы мы оставили в прошлом. Возможно, мы становимся старше и спокойнее, да к тому же у нас уже не хватает энергии на подобные проделки. Но время от времени мы выходим из-под контроля. Это часть нашей профессии.

Это рок-н-ролл.

О да.

Как долго продлится этот тур?

Мы планируем выступать до конца 2009 года. Таким образом, мы намерены не расставаться два года.

Ничего себе. И сколько времени вы пробудете в Америке?

Эту часть тура мы планируем завершить до 19 ноября, то есть это будет пятинедельный этап. Но мы уже почти спланировали новый этап и намерены нанести вам визит в мае 2008, а затем и в третий раз. Так что мы собираемся на сей раз уделить Америке больше внимания, чем Европе и Азии.

Чего нам ждать от вас в течение следующей пары лет? Вы собираетесь ненадолго утихомириться или вернетесь в студию?

Ну, я полагаю, что по прошествии двух лет нам потребуются маленькие каникулы. Для меня – это пара недель в моей летней хижине, затем мне снова станет скучно и я начну писать новые песни, а это означает, что мы вернемся в студию очень скоро. Так всегда бывает, когда замыкается круг.

Я догадался, что будет такой ответ. Спасибо тебе большое, что выкроил время для беседы со мной в своем плотном графике. Большой удачи тебе, большой удачи группе, большой удачи Анетт. Я надеюсь, что ваше пребывание в Америке будет приятным.

Уверен, что так и будет. Большое спасибо.

Загрузка...
Быстрый вход: