Интервью с Туомасом для Metalized Magazine, сентябрь 2011
- Источник: датский журнал Metalized Magazine, 10.2011
- Автор: Kristian
- Перевод: (c) Hevein
Сотрудник датского журнала Metalized Magazine Кристиан оказался среди счастливчиков, посетивших предпрослушивание альбома Imaginaerum для прессы, состоявшееся в Германии. Он также взял интервью у основателя и лидера группы, Туомаса Холопайнена, в котором подробно расспросил клавишника о том, под влиянием каких эмоций и событий был написан Imaginaerum, как прошла запись вокала и о многих других интересных вещах.
Прослушивание альбом и интервью состоялось 11.09.2011 в офисе лейбла Nuclear Blast в городе Донцдорф.
ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ
Туомас: Этот альбом гораздо более позитивный по сравнению с Dark Passion Play. Хотя, с другой стороы, я так не люблю это слово, "позитивный". Для меня лично этот альбом звучит как торжество жизни и существования, но в это чествование включено так же и немалое количество темноты, грусти и меланхолии. По сравнению с предыдущим альбомом, в этот раз света в конце тоннеля гораздо больше. В Imaginaerum рассказывается также о фантазии, красоте и любви, хотя я и не пытаюсь выступить в роли гуру любви или чего-то подобного.
Изменилось ли как-то Ваше восприятие жизни после альбома Dark Passion Play?
Да, думаю, изменилось, не без помощи произведений Уолта Уитмена и Генри Дэвида Торо. То чистилище, через которое мы прошли после всей этой чехарды 2005 года, на самом деле открыло для меня много нового. Чтение подобной литературы по-настоящему научило меня быть беспристрастным. В каком-то смысле я даже обрел это чувство единства, цельности, и того, что все взаимосвязано.
Взаимосвязанность и цельность, об этом и писал Уолт Уитмен...
Да, и я наконец-то стал понимать, что он имел в виду, и это очень утешающая идея. Все происходит не без причины, все эти разговоры о добре и зле, о пороках и добродетели. Он абсолютно прав.
Что такого утешительного в единении?
Просто философия того, что все является частью одного. Все в этой вселенной состоит из сотни с лишним основных элементов. Любовь, как таковая, безоговорочна и бессловесна. Я не говорю о любви между двумя людьми или любви к какому-либо Богу. Просто чувствую, что она во всем, и это так успокаивает.
Наверное, этот вопрос затронет слишком личные вещи, но, возможно, Вы больше не ощущаете себя птицей в золотой клетке?
Да, и это очень точно сформулированный вопрос, потому что я чувствовал себя так 4 года назад, но, наверное, сейчас это ощущается не так сильно. По крайней мере, клетка открыта. Может быть, я все еще сижу в ней, но дверца распахнута.
IMAGINAERUM
Туомас: Еще до того, как была написана самая первая песня [для этого альбома], у меня была идея: мы снимем 12 музыкальных видео, объединенных общим сюжетом, которые станут одной длинной историей; но наличие каких-либо диалогов или актеров в этот замысел не входило. В клипах должны были быть только группа и какое-то количество анимации. Для каждого видео у меня была придумана история и её видение, например, действие одного ролика происходио бы в задымленном джаз клубе, в другом появился бы живой снеговик, такие вот разные "сценарии". Потом я преподнес эти идеи Стобе, и он согласился, что задумка получилась отличной. Когда я написал все песни и поставил ему демо, он сразу сказал, что мы должны снять полнометражный фильм. Так что вся эта идея создания фильма в стиле голливудской драмы полностью его.
Нам уже довелось выслушать некоторые мнения о том, что это эгоистическая история о нас самих. Но это совершенно не автобиографичный ход, это просто фильм о мощи и силе воображения, воспоминаний и прощения. Это основные его темы, но в силу того, что этот фильм создается под нашим именем, под именем Nightwish, в нем должны быть подобные отсылки, например, главных героев зовут Том, Анне, Маркус и так далее. Стобе проделал прекрасную работу, если говорить о создании гармоничной и связной истории, в которую вплетены и мои оригинальные идеи и задумки. Он просто выткал целую историю вокруг этих вещей. В среду я лечу в Монреаль, где проходят съемки, и я очень жду момента, когда смогу увидеть декорации, место действия, костюмы и все остальное. Съемки начинаются завтра, и всего на них отведено 18 дней.
Вы сказали, что фильм не автобиографичен, и что всю историю придумал Стобе. И всё же, из-за всех эти отсылок люди начнут делать некие выводы о Вас и думать, что показанное в фильме может быть чем-то вроде истинной правды о Туомасе Холопайнене. Как Вы себя ощущаете, зная, что люди будут так считать?
Их право так считать, я ничего не могу с этим поделать. Я понимаю точку зрения Стобе, что это фильм Nightwish, и что в нем должны быть какие-то отсылки к группе. И всё же, главному герою 75 лет, каким образом он может быть мной?
Да, но люди все равно будут думать о Вас. Главный герой - композитор по имени Том, и так далее. Не ощущаете ли Вы себя в какой-то мере обнаженным из-за этого, и что Вы вообще чувствуете, понимая, что люди могут прийти к каким-то умозаключениям, основанным на вещах, которые вы, возможно, и не имели в виду?
Мы с режиссером довольно долгое время придерживались разных точек зрения насчет того, что главного героя будут звать Том. Мне это казалось немного наивным. Но он [режиссер] настоял на необходимости такой отсылки, и я принял его точку зрения. И все же я хочу, чтобы люди поняли, что это не было нашей идеей. Я даже сказал ему, что не хочу, чтобы группа каким бы то ни было образом появлялась в контексте фильма, за исключением небольших музыкальных вставок. Но он снова настоял на своем, на наших небольших ролях в фильме. Мой персонаж так вообще произносит целую фразу.
НАПИСАНИЕ ПЕСЕН
Вы часто повторяете, что Вы из тех авторов песен, которые не могут написать композицию до тех пор, пока у них не оформится идея или не "словится ощущение" песни...
Я не могу просто сесть и начать джемовать, в том-то и проблема. В моем случае это не работает, просто присесть и попытаться написать что-то, что звучало бы хорошо. Для того, чтобы начать писать, мне нужна тема или переживание.
ОК; мне интересно, а тот факт, что Вы были в курсе, что все эти композиции будут превращены в различные видеоролики (по Вашей первоначальной задумке), это что-то изменило или, может быть, даже помогло Вам?
Всё было, в принципе, как и всегда. У меня и раньше всегда была заготовлена вполне конкретная идея для каждой песни, но в этот раз идеи были еще более ясными и полными, хотя бы потому, что их сразу было 12 штук. Например, трек Storytime - он о полете со снеговиком, и я сначала представил все видео, длиной в пять минут, у себя в голове. Потом подумал, как бы всё это могло звучать, и эта мелодия ‘dee-dee-dee-dee-deee’ [напевает] пришла мне на ум.
Все становится еще амбициознее. На это раз нам готовят фильм. Чувствуете ли Вы, что каждый раз стараетесь побить собственные рекорды?
Да, есть такое. Тебе хочется бросить самому себе вызов и сделать что-то по-другому. Каждый раз это "что-то" становится все больше и больше. Так намного веселее. Я не хочу клепать одинаковые альбомы один за другим и зевать от скуки, и всем нам нравится пробовать новые идеи. Очень здорово пробовать и в итоге делать какие-то новые артистические шаги, и при этом залезать в эти новые дебри по уши, бросая вызов себе и поклонникам.
Вы специально стараетесь привносить в свою музыку какие-то новые элементы?
Да, и это тоже. В большинстве случаев все зиждется на том, что ты просто отпускаешь свое воображение в свободно плавание, а затем рассказываешь историю в том ключе, который ей требуется. И в то же время, например, джазовая композиция Slow, Love, Slow написана вполне намеренно, потому что я представил себе историю, происходящую в прокуренном джаз клубе; а еще я большой поклонник сериала "Твин Пикс" и музыки к нему. Мы просто сказали: "Хорошо, давайте попробуем поработать с этой идеей". Я всю жизнь любил атмосферу джаза, но никогда не мог дослушать альбом до конца, у меня просто не получается. Это совсем не моя музыка, но я понимаю, о чем она, понимаю, что это музыка в ее чистейшем виде, точно так же, как и блэк метал.
Прошло немало времени с тех пор, как я читал Уитмена, но мне показалось, что та часть Song Of Myself, где вслух зачитываются стихи, как раз была взята из Уитменовской Song Of Myself ["Песнь о себе"], но финальные строчки про “All I am is smoke and mirrors” и “G to E minor” точно не его. Вы добавили что-то свое?
Вообще, всю лирику написал я, просто сделал это в том же духе, что и мистер Уитмен. Просто попытался написать свою маленькую "Песнь о себе". В песне все эти строки зачитываются более, чем 20-ю разными людьми [как я услышал позже, на прослушивании, чтецами выступили члены семьи музыкантов NW и тд. - прим. автора]. По своему содержанию лирика сильно отличается от всего, что мы когда-либо делали, так что это был хороший эксперимент. Это настоящий, глубокий и личный катарсис. Мне хотелось просто написать длинную поэму без всяких раздумий о её стихотворном размере или мелодии, и просто позволить ей самой литься так, как это было у Уитмена. Он писал о мире так, как сам его чувствовал, и в этой композиции я постарался сделать то же самое.
ПИП УИЛЬЯМС/ОРКЕСТР
Пип Уильямс делает много больше, чем просто аранжирует Вашу музыку для оркестра. Не могли бы Вы вкратце описать его роль, в том числе и на альбоме Imaginaerum?
Да, он делает намного больше, чем просто записывает мои мысли. У него самого очень много идей касательно каждой отдельной композиции, и он бесценный партнер. Касательно Imaginaerum, все было так: прошлым летом мы записали демо, и на клавишных там было сыграно очень много оркестровых аранжировок. Я послал демо Пипу, и в течение следующих 4-х месяцев мы обсуждали аранжировки как минимум 1-3 раза в день, просто обмениваясь идеями. Он говорил "здесь нам нужна партия гобоя", а я отвечал "Да, но она должна звучать вот здесь" и так далее. Он привнес множество своих идей. Например, С-часть в Scaretale, цирковая, его рук дело, я бы себе такого никогда в жизни не представил.
Получается, оркестровые аранжировки явились, по большей части, результатом совместных усилий Холопайнена и Уильямса?
Я бы сказал, что все вышло где-то 50/50. Есть один важный момент - я хочу, чтобы оркестр звучал как клавишные, на которых я бы играл, будь у меня 10 рук. Я не хочу, чтобы оркестр звучал везде просто потому, что это круто, когда в песне есть оркестр. Очень важно, чтобы все было к месту и было частью общего звучания. Я не хочу, чтобы все звучало слишком артистически или слишком ненатурально.
Тем не менее, есть критики, считающие, что у вас слишком много оркестра, и даже есть поклонники, кому больше по душе звучание альбомов Oceanborn и Wishmaster, когда группа была больше похожа на группу из пяти человек, и у клавишных была более заметная роль...
Я понимаю подобную точку зрения, правда, понимаю. Но это то, что мы хотим делать. Нам нравится звучание оркестра и массивные аранжировки, так что я не вижу причины, по которой мы должны все это бросить. Невероятно важно поддерживать динамику в каждой композиции, и мы приложили все наши усилия к тому, чтобы на новом альбоме было много динамики и разброс в звучании. Новая музыка повсеместно наполнена маленькими деталями и небольшими отрывками.
Как Вы думаете, есть ли какой-то предел в использовании оркестра?
Не знаю, есть ли он. Некоторые моменты на Once и Dark Passion Play уже тогда были феноменально массивными, и мы не думали, что их можно было переплюнуть. У нас нет цели делать все настолько громоздким, насколько это возможно. Это глупая затея. Мы просто хотим добиться такого звучания, чтобы от него по коже бежали мурашки. Здесь дело не в эпичности, а в ощущениях.
АНЕТТ
Теперь Анетт уже освоившийся участник группы, она провела в NW уже несколько лет. В случае с Dark Passion Play она появилась тогда, когда все песни уже были написаны. Изменилось ли что-то сейчас, с Imaginaerum, когда Вы более знакомы с её вокальным стилем?
Определенно, и я, по крайней мере, слышу это. [Когда я писал песни для Imaginaerum], то знал и сильные стороны ее голоса, и слабые, и просто старался избегать последних. Мы также провели два года в турне вместе, и знаем друг друга уже 5 лет, так что обстановка в студии была куда более расслабленной. Все было совершенно иначе. Занятно, что 50 или 60% всех вокальных партий, как Анетт, так и Марко, были взяты с демо, записанного более года назад. Мы записывали его в летнем лагере в маленькой комнатке и просто сказали ей "Пой так, как хочешь". Запись заняла у нее три дня, и мы были потрясены, мы чувствовали что-то вроде "что, черт возьми, здесь происходит?". Шесть месяцев спустя мы отправились в студию и снова записали все вокальные партии, и они были хороши, но чего-то как будто не хватало. Поэтому все закончилось тем, что мы использовали вокал с демо-записи, и то же самое проделали и в случае с Марко. Тут все дело в магии первой попытки, в том, что на тебя ничто не давит во время записи демо. А когда говоришь, что должен выложиться на все 100%, на тебя опускается бремя ответственности. К тому же, незадолго до того, как мы отправились в студию. Анетт сломала ребро, и я не думаю, что она успела полностью выздороветь к моменту записи вокала.
В этот раз она привнесла в альбом какие-то свои идеи насчет вокальных линий или мелодий?
Изначально мы планировали, что она присоединится к нашему летнему лагерю и пробудет там все два месяца вместе с нами, принимая участие в аранжировке альбома, но она забеременела, планы изменились, и она осталась дома. Так что нет, она не то чтобы много чего своего привнесла в альбом. Её задачей была интерпретация. Надеюсь, в следующий раз мы все же коллективно поработаем над альбомом.
Если уж говорить о сильных и слабых сторонах, то, как Вы считаете, в чем Анетт сильна?
Теперь я знаю ее диапазон и то, в какой его части она звучит лучше всего. Думаю, ее сила в нижнем регистре. Мы можете в этом убедиться в The Crow, The Owl and The Dove, например. У нее очень хорошие импровизаторские способности. То, что Вы слышите в конце Storytime, все эти whoa-whoa, это все её. Очень шведские такие вещи, как Abba или Roxette или что-то в таком духе.
Вы оба с Анетт были достаточно откровенны о том, что в 2008 году в группе было много стресса. Как Вы считаете, что было самой главной причиной создавшегося тогда положения?
Я бы сказал, что причина всему была одна - расписание турне. Оно было тяжелым для всех, но для нее в особенности, потому что она постоянно находилась под давлением в то время. На каком-то этапе срывались практически все. Это было очень глупым решением, как с нашей стороны, так и со стороны букинг-агентств. Никто об этом даже толком не подумал. В тот момент мы были очень взволнованы и новым альбомом, и новой вокалисткой; мы подумали, айда, давайте сделаем это. А в итоге люди просто стали разваливаться на части. Она, другие участники группы, некоторые парни из технического персонала. Все мы постоянно волновались за Анетт, как она со всем справляется, как к ней относятся наши поклонники, пристрелят ли нас прямо на сцене?
Могло ли стать причиной еще и то, что тогда она совершенно не знала, во что ввязывается?
Да, она не имела ни малейшего понятия, и сама призналась в этом несколько месяцев спустя. Она даже сказала: "Мне жаль, я не знала, что все обстоит именно так, и я не знаю, смогу ли через это пройти. Я делаю все, на что способна, но это так сложно". Да и откуда она могла знать? Но она справилась, и я отдаю ей за это должное. Самое худшее случилось в Южной Америке в 2008 году, когда она сорвалась и ушла со сцены.
Была ли в этом как-то замешана публика?
Ну да, в первом ряду стояло где-то 5 или 10 человек, делающих так [показывает средний палец руки; комментарий автора статьи: не-такой-уж-вежливый-жест-рукой] и размахивавших плакатами с Тарьей. Это было самым худшим моментом, но потом все стало понемногу налаживаться.
ЛИРИКА
Мне кажется, стиль Вашей лирики претерпел определенные изменения на пути от первых альбомов к крайним, от эры Oceanborn-Wishmaster и далее. Лирика с последних на данный момент альбомов, наверное, более прямолинейная и более личная. На ранних альбомах Вы старались писать что-то другое?
В этом плане все всегда было сосредоточено на том, что песни - это дневник моей жизни и того, что меня интересует. Oceanborn и Wishmaster были более ориентированы в сторону фэнтэзи, в то время как Dark Passion Play и Imaginaerum очень личные альбомы, особенно Dark Passion Play.
Возможно, это так еще и потому, что сейчас Вам комфортнее писать личные песни, чем раньше?
Да, это так. Песни рождаются под влиянием какого-либо момента. Например, Turn Loose The Mermaids родилась из следующих переживаний: я находился со своим дедушкой в тот момент, когда ему оставалось жить еще минут 10, и моя бабушка лежала рядом с ним на кровати, гладила его и говорила: "До свидания, любовь моя" и "увидимся". Это был невероятно эмоциональный момент, им обоим было больше 90 лет. Она проверила его зубы и согрела его пальцы, и тот момент описан в лирике песни. Мне показалось, что это было красиво и в то же время чуднО. Я даже поежился от этого ощущения. Никогда прежде не видел умершего человека. Именно из таких моментов и рождаются песни.
ДОН РОСА, БУДУЩЕЕ И ВОЛКИ В ОТДАЛЕНИИ
Вы много раз говорили, что книга комиксов Дона Росы "Жизнь и времена Скруджа МакДака" - одна из Ваших любимых историй, и что у Вас есть мечта написать к ней саундтрек. Припоминаю, что читал или видел интервью, в котором Вы сказали, что виделись с Росой и обсуждали этот вопрос. Дело как-то сдвинулось, или это все еще просто Ваша мечта?
Немного сдвинулось. Я встретился с Доном Росой во время его визита в Хельсинки прошлой весной, мне повезло иметь хорошие связи в финской компании, связанной с журналом "Дональд Дак". Мы с ним встретились лицом к лицу и обсудили идею. Если все пойдет так, как запланировано, я сконцентрируюсь на написании саундтрека после окончания этого тура. Эта идея не покидает меня вот уже 10 лет, и мне очень хочется, чтобы она нашла воплощение. Случится это, наверное, где-то в первом квартале 2013 года, и тогда я засяду за написание музыки и потрачу на это несколько месяцев. Это очень странная идея, написать саундтрек к книге "Жизнь и времена Скруджа МакДака", которую я считаю лучшей Диснеевской историей вообще, но, думаю, все получится. Дон Роса был немного более скептично настроен из-за прав и прочих юридических проволочек, потому что компания "Дисней" очень строго относится к таким вещам. Если будет нужно, я просто поменяю название или сделаю что-нибудь еще. Всегда можно сделать приписку вроде "написано под впечатлением от" или что-то в этом роде.
Полагаю, печать Nightwish на этой работе не появится?
Нет, я хочу выпустить этот саундтрек самостоятельно, используя только оркестр. Может быть, в некоторых фрагментах будет вокал, но, в целом, он представляется мне более или менее инструментальным произведением.
Получается, что для каждой книжной главы будет написана отдельная песня, или как?
Я еще не настолько тщательно все продумал, но, например, действие первой главы происходит на территории Шотландии 19-го века, и уже одно это, конечно же, подразумевает наличие волынок и чего-то еще в том же духе; затем Скрудж отправляется на запад, и, возможно, в этой части прозвучит музыка кантри. Вообще, в моих планах значится отправиться в Диснейлэнд в Орландо на два или три месяца и написать весь саундтрек именно там.
Вы когда-нибудь задумывались, чем займетесь после того, как история Nightwish закончится, неважно, случится это через 10 или через 30 лет?
Да, порой задумываюсь. У меня есть свои, личные мечты. Я уверен, что буду заниматься музыкой тем или иным образом до конца своей жизни. Возможно, это будет сочинительство для других артистов. Мне хотелось бы когда-нибудь написать книгу. Что-то, включающее в себя креативность. Еще у меня была мечта открыть что-то вроде лагеря дикой природы, такого, где можно было бы водить японских туристов по пешим походным маршрутам. Чем-то таким я бы занимался, если бы у меня не было музыки.
Вы все еще часто ходите в подобные походы?
Да, например, на прошлой неделе я четыре дня отшагал по Восточной Финляндии.
Лапландия? Карелия?
Да, Карелия. Город Лиекса. 4 дня, около 50 километров. Было весело... хотя нет, там было 3 дня. Две ночи и три дня.
Что такого в этих походах, что Вас так привлекает?
Очищение и то, что все очень просто. Что нужно приложить некоторые усилия, чтобы сделать самые простые вещи. Например, сходить в туалет, когда туалета нет. Принять душ тогда, когда нет горячей воды. Найти место, в котором можно взять воду, и прокипятить ее перед тем, как использовать. Все это дает тебе что-то вроде перспективы.
Меня также подкупает простота всего окружающего...
Простота это хорошее слово. Еда никогда не бывает такой вкусной, как после долгого дня пути. Мне так же нравится и физическая нагрузка, сопровождающая эти прогулки. Я люблю совершать длинные "заходы" и оказываться совершенно измочаленным к концу похода. Это замечательное ощущение.
Это также освобождает голову от всего...
Да, да, точно. И тогда перед тобой оказывается только лишь красота природы. В первую ночь я разжег костер, залез в свой спальный мешок, а потом услышал вой волков. И это был один из тех волшебных моментов. Я даже немного испугался. Никогда прежде не слышал, как воют волки.
Комментарии:
Смайлик,
"Я всю жизнь любил атмосферу джаза, но никогда не мог дослушать альбом до конца, у меня просто не получается. Это совсем не моя музыка, но я понимаю, о чем она, понимаю, что это музыка в ее чистейшем виде, точно так же, как и блэк метал." Сильно.Ehwas,
Мне понравилось, как он говорит про походы, так мило=) Надо сходить в туалет, а его нет! Эх Туо-Туо :D представляю, какой бы у него был шок от российских туалетов на вокзалах))))