Рецензия на альбом "Century Child", 2002

Автор: TORN

Честно говоря, после первого прослушивания альбом оставляет достаточно противоречивые чувства. Несколько раз пытался послушать его на работе — все тщетно, потому что такие вещи мимоходом не проймешь. Переписал на кассету и стал слушать в машине, и тут меня зацепило… Сначала мне нравились какие-то отрывки из песен, потом какие-то композиции целиком. В конце концов, когда я осознал весь этот Музыкальный Фантом, я понял, что еще никто и никогда не создавал что-либо подобное! Это как раз тот случай, когда после первого прослушивания полный хаос, а после тридцатого - шедевр на все времена.

Очень трудно сравнивать альбомы Nightwish между собой, потому что каждый из них по-своему уникален и (как теперь очевидно) неповторим. Но если оценивать по сложности исполнения и по дерзости задуманного, то именно этот альбом я бы поставил на первое место. Весь альбом, по сути, построен на контрастах, противопоставлениях отдельных музыкальных фрагментов и даже целых композиций друг другу. На разделении и слиянии всех мыслимых и немыслимых музыкальных противоречий. Это в равной степени относится и ко всем вокальным партиям. Поэтому те, кто пытаются оценивать каждый трек по отдельности, никогда его не поймут. Альбом исключительно сложен для понимания! Некоторые композиции сделаны действительно как саундтрэки, а другие представляют собой совершенно новые музыкальные эксперименты Nightwish, но, тем не менее, все песни на альбоме связаны между собой определенной концепцией и размещены в строго определенной последовательности.

Музыка по сравнению с «Oceanborn» звучит совершенно по другому. Холопайнен изменил баланс между инструментами в группе, выделив отдельные агрессивные вставки для гитар. Это особенно заметно на первых двух треках. Да и сами гитары перестали быть на втором плане благодаря тяжелой руке известного вам персонажа. Клавишные заменил симфонический оркестр, и это сразу придало музыке более разнообразное и живое звучание.

  • «Bless The Child» — очевидный саундтрек со всеми присущими для произведений подобного рода атрибутами: размах, мощь, пафос и т.д. Здесь основное противопоставление идет между предельно нежным и чувственным вокалом Тарьи и мощной и агрессивной музыкой. Причем это «предельно" в прямом смысле, потому что назвать ее вокал в этой песне сопрано можно с трудом. Если из этой композиции убрать все инструменты, то останется идеальная колыбельная. До сих пор не понимаю, почему Маэстро назвал это произведение саундтреком для «Гладиатора». Что касается музыки, то это бесспорно, но вот музыка плюс вокал, лирика и название. Ну, не знаю как для Гладиатора, а для Бармалея в самый раз. И что произошло с голосом «говорящего мертвого мальчика» я тоже не понял. Толи мальчик повзрослел не по годам, толи в компании с Туомасом и Марко он начал пить и курить. Непонятно…

  • «End Of All Hope» — по структуре построения эта композиция напоминает «Wishmaster», но это только на первый взгляд. На самом деле она более накрученная и мощная. Противопоставление здесь усложняется, вокал Тарьи постоянно переходит из одной «крайности» в другую, то усиливая музыку, то противореча ей как на предыдущем треке. Я уже не говорю, что само по себе сопрано на фоне гитарных рифов самый идеальный контраст.

  • «Dead To The World» — какой захватывающий дуэт между Марко и Тарьей! Нетрудно понять, почему Холопайнен с таким скандалом выдрал его из Sinergy. Его мужской вокал самый лучший контраст для сопрано Тарьи! Никогда раньше Туомас не мог сотворить что-либо подобное. Марко решил, наконец, проблему с мужским вокалом и бэк-вокалом в группе. И если с озвучиванием Ангелов проблем не было с самого начала, то с материализацией Демонов проблемы были всегда. Уж чего только не перепробовал бедный Туомас, даже себя любимого не пожалел. Я ничего не имею против Вильски, но Вильска это только гроулинг и нечего больше. Марко намного более универсален. Тони из Сонаты Арктики заливается соловьем только у себя на альбомах, но как только увидит Тарью сразу стремается и поет, словно мышь придавленная. Могу под присягой подтвердить, что «Beauty And The Beast» была исполнена Марко на концерте в Москве значительно лучше, чем ее исполнил Тони на концерте в Тампере, при всем моем к нему уважении. Марко поет и даже выглядит как настоящий Демон. И судя по количеству критики в его адрес, надо отдать ему должное, со своей задачей он справился выше всяких похвал, и Вишмастер в нем не ошибся. В четырех композициях на альбоме, где присутствует его вокал, он совершенно по-разному озвучил четырех персонажей. Зачем Туомас постоянно ищет универсального Демона, когда у него есть самый совершенный Ангел? В принципе я могу дать ответ на этот вопрос. У Холопайнена в душе совершенно свободно уживаются все Ангелы и Демоны нашего мира, это отражается и на музыке, которую он сочиняет и на лирике, которую он пишет. И когда Демоны не могут реализоваться, он просто начинает творчески задыхаться. Господам, которые категорически не признают право Демонов на существование, я бы хотел напомнить, что сказки в которых нет противостояния между Ангелами и Демонами скучны и неинтересны. Руки прочь от Марко!

  • Композиция «Ever Dream» интересна тем, что от начала и до конца весь ритм и мелодию здесь ведет оркестр, а гитары лишь подыгрывают на заднем плане (особенно хорошо это заметно во второй части песни). А вот следующий трек «Slaying The Dreamer» — это уже другая «крайность» и вся музыка здесь строится на исключительно тяжелых для музыки NW гитарных рифах. Разве можно не оценить эту наглядную демонстрацию творческого диапазона Холопайнена как композитора, тем более что обе эти песни настоящие хиты. Тарья поет эту вещь с таким пристрастием, что ее вокал временами начинает напоминать полет Валькирии, а не Ангела. Надо вообще отметить, что ее вокал на этом альбоме стал намного более разнообразным, и теперь в ее голосе появляются не только чувства, но и эмоции. Растет! Растет наша оперная дива! Что касается второй части этого удивительно забойного произведения, то оно (образно говоря) напоминает экскурсию в преисподнюю роль гида, в которой столь искусно выполняет Марко. Пока Тарья и симфонический оркестр под управлением Холопайнена переводят дух, ребята быстро соображают Хэви Металл на троих и начинают рубить с такой силой, что пыль с колонок можно уже не протирать. Марко надрывается на фальцете так, что временами заглушает грохот ада. Так и хочется ему подпеть: «Кто — шагает — дружно — в ряд — пионерский — наш — отряд…» . На самом деле весь этот музыкальный мазохизм отнюдь не случайность. Туомасу необходимо создать максимальный музыкальный контраст со следующим треком. Все познается в сравнении, и если бы мы не знали, что представляет из себя ад и Демоны могли бы мы ощутить всю прелесть рая и Ангелов. Думаю, что нет. И, конечно же, следующая композиция на альбоме «Forever Yours» следует не просто так. После брутального финала «Slaying The Dreamer» вокал Тарьи (который начинается буквально с первых нот) воспринимается здесь, словно манна небесная, и вы без труда поднимаетесь в небеса обетованные. А музыка-то здесь настоящая идиллия! Причем эту идиллию Маэстро даже не стал нарушать гитарным соло, ограничившись только флейтой. Никто не может делать что-либо подобное кроме Холопайнена. Вот за этим и нужен Марко! Теперь все пять элементов NW на своем месте!

  • «Ocean Soul» — прекрасное продолжение лирической темы начатой Титаником выше. Видимо Туомас решил, что контрастов пока достаточно и пора излить страдания своей одинокой души. И это при наличии тысяч поклонниц на берегах его океана! И сопрано Тарьи опять летит над гитарными риффами, словно чайка над бушующем морем.

  • «Feel For You» — а вот здесь поет только Марко! Если на «Away» Тарья читала только куплеты, то здесь она рассказывает всю лирику целиком, словно читает любовный роман. И если первый сеанс «оперного рэпа» прошел незамеченным, то этот вызвал бурю вопросов типа: «Что случилось с ее голосом?» А ничего не случилось. Просто Маэстро было нужно, чтобы мы послушали не сопрано Тарьи, а саму Тарью (простите за каламбур). Многие полагают, что основная сила Nightwish заключена в оперном голосе госпожи Турунен. Это заблуждение, потому что все заключено в самой Тарье, а то, что мы слышим в ее голосе (правильнее будет сказать те, кто слышат) - это всего лишь отражение ее внутреннего мира, наполненного необыкновенной магией и энергией. Туомас как никто другой знает это. Оперных сопрано на свете много, а вот Тарья она одна. Послушайте «Feel For You» и вы убедитесь в том, что Фея Грез прекрасна во всех своих проявлениях. А Марко здесь просто бесподобен. Настоящий Коршун.

  • «Phantom Of The Opera» — смею вас уверить, что таких каверов вы в своей жизни еще никогда не слышали. Первые впечатления от него такие же, как и у всех. Тарья поет как-то странно, ну а Марко так словно с детства был поклонником Кирилла Немоляева. Однако потом приходит осознание того, что Марко поет по смыслу исполняя партию Призрака, а не Лучано Паваротти. Для того чтобы убедится в этом достаточно прочитать перевод лирики. И правильно делает, потому что из тенора такой же Призрак как из Баскова Фредди Крюгер. В соответствии с генеральным планом Вишмастера здесь должен быть дуэт в стиле «Beauty and the Beast», который совершенно необходим, для полной коллекции контрастов по вокальным партиям. Поэтому Марко изо всех сил косит под «Beast» (в данном случае в образе Призрака), ну а Тарья естественно под «Beauty». Когда понимаешь в чем тут дело, то этим дуэтом начинаешь наслаждаться. Оригинальность есть? Есть! Очередной контраст дуэта Красавицы и Чудовища есть? Есть! Вот только оригинальность музыки совершенно не просматривается… Пришлось разжиться оригиналом. Внимательно изучив оперного Призрака под редакцией Холопайнена со всех сторон, я пришел к выводу, что ничего у него не пропало, однако и нового ничего не приросло. С каким-то холодным методизмом Маэстро повторил гитарными рифами все контуры пресловутого Призрака, да так профессионально, что тут даже комар носа не подточит, поэтому никакого "нового видения старого музыкального материала", как это было раньше, этот кавер не дает. Это открытие вызвало у меня приступ разочарования. Обидно! Ведь какая тема благодатная пропала! Ведь тут можно было такой «Мулен Руж на Лебедином озере» забабахать, Вебер бы удавился. Нет, ну ладно бы только Холопайнен, мало ли что могло с человеком случиться, времени не было или вдохновения, может быть день рожденья Тарьи отмечал каждый день, или съел чего-нибудь. А что же это наш сказочный белобрысый Эльф не украсил сие произведение своим самозабвенным гитарным соло? Ведь раньше он себе в этом удовольствии никогда не отказывал. Видимо его тоже сковал какой-то неизвестный паралич… Да что же это за напасть то такая? И что самое обидное и непонятное вся эта творческая импотенция совершенно не вязалась с каким-то странным буйством музыкальной фантазии на следующем треке. Ну, неужели нельзя было уделить два дня пресловутому Призраку, чтобы хоть как-то обезобразить его своим музыкальным интеллектом?!

  • Beauty Of The Beast . Обложив убогого Призрака по полной программе, я решил сосредоточить свои усилия на странном буйстве музыкальной фантазии с нарастающим по ходу дела вокалом Тарьи под загадочным названием «Beauty Of The Beast». И тут началось… После первого прослушивания: «Не понял юмора». После третьего прослушивания: «Тут Вишмастер превзошел сам себя…» После пятого прослушивания: «Здесь еще забыли флейту добавить!» После восьмого прослушивания: «Нужно послушать еще раз». После двенадцатого прослушивания: «Нужно сделать перерыв на обед». После пятнадцатого прослушивания: «Опять забыл с чего все начиналось!» После девятнадцатого прослушивания: «Нужно разбить это произведение на три части, понять каждое в отдельности, а потом сложить!» После двадцать пятого прослушивания: «Какой же это Beauty Of The Beast это же настоящий Армагеддон!»

В финале странного буйства музыкальной фантазии Маэстро как-то выкрутился и сумел закончить его также как начинается «Bless The Child». Оно и понятно истинный Фантом всегда бесконечен. Но как бы еще понять, что это было? Ну, то, что это очередной саундтрек это даже ежу понятно, однако саундтрек саундтреку рознь. Спустя некоторое время у меня начались мистические ассоциации между пресловутым Призраком оперы и странным буйством музыкальной фантазии. На первый взгляд между ними нет ничего общего, однако, это впечатление обманчиво. Эти два произведения по стилю одного поля ягоды. Есть что-то общее и в лирике, и в вокале, и в каких-то музыкальных фрагментах и даже в названиях:

Phantom Of The Opera Beauty Of The Beast

Вы ничего не замечаете? Мистика…

Спустя неделю мистические ассоциации переросли в устойчивую форму Дежа-вю. Дело вполне могло кончиться ночными кошмарами, если бы с вашим покорным слугой не случилось чудо. В один прекрасный день на него снизошло Великое Прозрение. Все-таки не зря Холопайнен назвал «Beauty Of The Beast» своим самым амбициозным проектом, и рано я порадовался за Вебера, все-таки у него есть реальный шанс удавиться. Сейчас попробую объяснить популярно. Представьте себе, что вы живете в маленькой далекой от Голливуда и мирской суеты стране, и есть у вас страсть сочинять симфо-металлические оперные саундтреки к фильмам давно известным всем или известным только вам (надо сказать занятие совершенно неблагодарное). И вам очень хочется, чтобы ваш талант оценили по достоинству. Но тогда возникает вопрос: Оценили по сравнению, с чем, если вы один уникальный такой? И тогда вы берете какое-нибудь известное музыкальное произведение и делаете на него металлическую аранжировку, ничего от себя при этом не добавляя, а затем пишете собственное музыкальное произведение на ту же самую тему, и теперь уже ничего не мешает понимающему человечеству оценить по достоинству ваш талант. Даже если понимающее человечество, в большинстве своем, этого не поймет вас, вполне устроит собственное тщеславие. Короче кричу открытым текстом: Из «Каспера» Вебера Холопайнен сделал «обои» для собственного Призрака оперы. ГОСПОДА, ЭТО ГЕНИАЛЬНО! И надо сказать, что для «обоев» Холопайнен идеально подобрал произведение. Во-первых, оно всем известно и популярно, во-вторых, оно достаточно современно, в-третьих, под Тарью ничего не надо переделывать, в-четвертых, идеально вписывается в концепцию всего альбома и наконец оно тоже является саундтрэком.

После этого открытия мне стало как-то не по себе, потому что это уже не просто дерзко, а исключительно дерзко. Это же надо еще додуматься, чтобы умышленно пожертвовать одним треком на альбоме ради другого!

Проверить мое открытие было просто. Все предыдущие каверы всегда исполнялись на концертах. Если «Каспер» Веберa «обои» , то в сэт-листе концерта его быть не должно. Я зашел на неофициальный Бразильский сайт Nightwish и нашел отчет с последнего концерта в рамках тура «Century Child» . Отгадайте с трех раз, какого из двух Призраков я там нашел.

Ну что тут можно еще сказать… Почувствуйте разницу господа!

Ах да, забыл сказать, этот музыкальный стиль, который объединяет двух Призраков называется Мюзикл.

Я не перестаю поражаться Туомасом. Он уже пять лет не меняет звукозаписывающий лейбл, чтобы не попасть под диктат боссов шоу-бизнеса. Он уволил своего старого друга Сами, чтобы поставить на его место Марко, и это при всеобщей любви к Тарье! Он может создавать фантастические по своей лиричности композиции, и вместе с тем может проехаться по ушам гроулингом с беспощадностью бульдозера. Как композитор он абсолютно принципиален, потому что делает всегда только то, что считает нужным, невзирая на то, поймут его или нет, будет ли от этого альбом продаваться лучше или хуже. Он не подстраивает свою музыку под нас, он нас заставляет подстраиваться под нее! Я уже не говорю о сложности проделанной им здесь композиторской работы, о качестве аранжировок, о том, как он умеет правильно написать лирику, чтобы Тарья или Марко смогли исполнить ее, так как им задумано. Это темы для отдельных научных исследований. Он занимается музыкой ради музыки, а не ради денег, и то, что он не боится ставить такие мало кому понятные музыкальные эксперименты — лучшее тому подтверждение.

К этому надо добавить, что этот альбом является олицетворением металла, потому что металл как часть музыкальной культуры самодостаточен сам по себе. Он дает возможность отобразить все от лиричных мелодий до предельно брутальных. Послушайте только, сколько стилей металла было задействовано на альбоме. Вроде бы на все вопросы ответил. Кроме одного, в чем смысл этих бесконечных противопоставлений и контрастов из которых соткан весь альбом?

Century Child — это музыкальное отражение противоречивости наших душ и окружающей нас вселенной, а значит и нашей жизни. В нем свободно уживаются: агрессия и нежность, мужское и женское, жизнь и смерть, любовь и ненависть, сила и чувственность, красивое и ужасное, счастье и одиночество, искренность и зависть и этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому каждый сможет найти здесь что-то для себя.

Загрузка...
Быстрый вход: