Отчет о концерте в Москве, 2002
Автор: TORN
Эх, Горбушка, Горбушка, металлеров идеал! Это первое, что пришло мне в голову, когда я, увидел панораму центрального входа этого знаменитого на всю Россию заведения. Вряд ли где еще можно встретить такое количество металлистов на одном квадратном метре. Собравшаяся публика поражала своим разнообразием. По одним только футболкам можно было изучить историю металла от истоков и до наших дней. Кордон сил правопорядка на входе мы преодолели без эксцессов. Милиция порадовала своей вежливостью и дотошным профессионализмом. Эх, ничего не меняется в королевстве нашем. Вся та же продукция на прилавках и все те же километровые очереди в туалет. Кое-как протиснулись сквозь толпу в концертный зал поближе к сцене. Впереди меня два «Гвардейца» и позади еще один, слева один «Чилдрэн с бодуна» и один «Мановаровец», слева парочка влюбленных «Арийцев», два «Найтвиша» прямо по курсу и еще пять человек под разными ракурсами, идентифицировать которых не было возможности. Убедившись, что тылы и фланги надежно прикрыты, затаились, и стали ждать. Ждать пришлось недолго. К микрофону вышел приятный джентльмен и вежливо напомнил, зачем мы здесь сегодня собрались, и чтобы нам всем, было окончательно хорошо, представил разогрев банду. На официальном пресс-релизе концерта это выглядело дословно так: «На "разогреве" выступит московская группа SEDUCER'S EMBRACE. Их великолепнейший melodic death metal не оставит равнодушным никого»… Всегда был не равнодушен ко всему мелодичному и тяжелому, тем более на халяву.
Великолепнейшие представляли собой трэш-банду в составе пяти человек. Два гитариста, бас-гитарист, барабанщик и вокалист. После слов: «Сейчас мы вас попробуем разогреть», — великолепнейшие взяли с места в карьер. Концертный зал моментально наполнился звуками отбойных молотков разного калибра. Те, кто разогревались на улице сразу прибежали посмотреть, не закрылась ли Горбушка на реконструкцию, пока они пили пиво. Я напрягся, изо всех сил пытаясь уловить мелодию смерти. Звук потрясал своей мощью и неразборчивостью. Несколько раз ребята были близки к тому, чтобы заложить нам уши. Вся игра (в основном) шла в трэшевом режиме и благодаря «уникальным» акустическим особенностям зала и «современному» звуковому оборудованию Горбушки все превращалось в сплошной неразборчивый шум. Иногда в музыке проскакивали, какие-то акустические фрагменты секунд на десять потом все опять превращалось в хаос. Понять, чем отличается первая песня от третьей или вторая от пятой не представлялось возможным. Все Великолепнейшие наотрез отказывались разогреваться от собственных произведений. Никто из музыкантов во время игры не проявлял никаких эмоций. Барабанщик, молодой парень, стучал мощно и энергично. Гитаристы не отрывали взгляда от гитар, как будто боялись пропустить важную ноту. Басист изумлял своим спокойствием. Совершенно хладнокровно перебирая пальцами по струнам, он изредка поднимал голову, словно хотел заглянуть в партитуру. Все это напоминало выступление квинтета виолончелистов на конкурсе имени Чайковского. Общую картину прекрасно дополнял колоритнейший детина вокалист. Надо сказать, что его таланту мог бы позавидовать даже Соловей Разбойник. Таким рыком можно запросто сшибать груши в саду и низколетящие самолеты. Я даже подумал, что он вполне может подрабатывать телефонным киллером, потому что его звонок в три часа ночи мог бы легко заставить, кого угодно сыграть в ящик. В перерывах между своими вокальными партиями колоритнейший как-то небрежно потряхивал хаером словно поласкал белье в пруду.
Отчаявшись понять что-либо в «Великолепнейшем melodic death металле» я начал осматривать близ лежащие окрестности, пытаясь по лицам слушателей понять, как реагирует собравшаяся общественность на последнее достижение отечественного металлпрома. Реакция была самой разнообразной. Человек 200 перед сценой активно симпатизировали происходящему. Еще человек 150 выражали с ними профессиональную солидарность. Где-то 120 слушателей делали потуги объективно разобраться в происходящем. Другие занимались своими проблемами и делали вид, что это их не касается. Часть собравшихся находилась в трансе. И была значительная часть людей, которые были в шоковом состоянии. Им явно не хотелось умирать сегодня. Nightwish как огромный магнит тянет к себе людей романтичных, далеких от металла, и таких в зале тоже было достаточно. Многие первый раз пришли на металлический концерт, чтобы увидеть прекрасного призрака оперы, и встреча с меланхоличным ангелом смерти совсем не входила в их планы. Однако никто не уходил, чтобы не потерять занятые позиции. Иногда прожекторы освещали зал и можно было разглядеть людей на балконах. Все места были заняты неподвижными силуэтами, и там царила гробовая тишина. Насмотревшись всяких ужасов из Театра смерти, я погрузился в раздумья, пытаясь понять логику, которой руководствовались организаторы концерта, выбирая разогревающую группу для Nightwish. Ну, это, наверное, такой музыкальный контраст в стиле Холопайнена. Сначала тяжело и страшно, а потом сразу хорошо и приятно. На том и успокоился…
После третьей «разогревающей» песни в нашем стане появились первые потери. Два парня пронесли мимо меня бесчувственное тело излишне впечатлительной дамы. Потери могли бы быть и больше, если бы колоритнейший пел на русском языке. Охрана то и дело вытаскивала за руки и за уши людей, перед сценой спасая их от разогревающей давки. Публика между тем уже сильно утомилась, а группа поддержки выдохлась. В перерывах между разогревающими композициями народ все активнее начинал скандировать имя любимой группы. «Ах, как хорошо вы кричите, — говорил вокалист человеческим голосом, — Но это еще не все». После этих слов экзекуция повторялась. Наконец Великолепнейшие закончили свою работу в массах и покинули сцену. Народ сразу оживился. Пронесло…
Ничего хорошего или плохого об их выступлении сказать не могу. Во всяком случае, играть они умеют, потому что мимо струн и барабанов никто не промахивался. К тому же ребята очень старались. Что касается их профессионализма, то судить не берусь. Звук был сплошная каша и разобрать хоть что-то было просто невозможно. Но вокалист, безусловно, уникум.
К микрофону снова вышел приятный джентльмен и попросил нас не напирать на впереди стоящих и беречь себя, дабы этот концерт не закончился для кого-то в карете скорой помощи. Предупреждение было совсем не лишним, тем более что спасательная операция, проводимая охраной, продолжалась беспрерывно. В конце своего выступления он попросил нас подождать пока все будет готово. Раскланялся и удалился. Как ни странно, но его никто не послал.
Начались минуты томительного ожидания. Нам поставили какой-то совершенно бестолковый саундтрек, который меня просто взбесил. К тому же звук опять поражал своей неразборчивостью. Народ то и дело начинал скандировать, но дедушка мороз все никак не хотел появляться. Минут через тридцать вышел Марко со своим басом и сигаретой. Побродил по сцене и опять удалился. Спустя еще минут пятнадцать свет в зале, наконец, погас и концерт начался под звуки незнакомого клавишно-компьютерного интро.
В принципе, я заранее знал, какие композиции войдут в сэт-лист концерта:
- Bless The Child
- End Of All Hope
- Come Cover Me
- The Kinslayer
- Dead To The World
- Deep Silent Complete
- 10th Man Down
- Over The Hills And Far Away
- Crazy Train
- Sacrament Of Wilderness
- Slaying The Dreamer
- Beauty Of The Beast
- Sleeping Sun
- Beauty And The Beast
- Wishmaster
Все самые любимые народом хиты которые идеально подходят для концерта, кроме, наверное, Beauty Of The Beast (эта композиция идет 10 минут), но у Холопайнена есть свои особые причины гордиться этим произведением.
Как может звучать Nightwish на концерте, я представлял себе на основе записи концерта «FROM WISHES TO ETERNITY» и живых треков с альбома OTHAFA. Умеренный звук с обилием клавишных и симфонических аранжировок с чередованием мягких и жестких гитарных рифов. Композиции с нового альбома будут отличаться более тяжелым звучанием и агрессивными гитарными вставками. Но в целом, саунд должен немного потяжелеть с учетом последних кадровых изменений в группе. Как шеф-повар добавляет в свои фирменные блюда перец и соль, так и Холопайнен добавляет в свои музыкальные произведения металл для того, чтобы придать им необходимую остроту и силу. Поэтому гитары редко выходят на первый план в музыке группы, чаще всего они работают на подхвате. Но иногда концепция песни требует большей остроты и тогда Маэстро не боится подсыпать перца больше чем обычно. И в этом случае получаются композиции, которые выделяются более тяжелым звучанием. Например, 10th Man Down (эту вещь мне очень хотелось послушать живьем) или Slaying The Dreamer. В общем, как я полагал, на концерте будет достаточно песен с разным звучанием и будет возможность и музыку послушать и оторваться. Короче ощутить всю ту прелесть музыкального разнообразия, которую сам Холопайнен классифицирует как «Мелодичный металл». Начитавшись массу лестных отзывов о качестве звука на прошлогоднем концерте (который тоже был в Горбушке) я был уверен, что и на этот раз финны порадуют нас хорошим звучанием.
Тем временем, вступительное интро плавно перетекло в начало «Bless The Child». Все по плану. За барабанной установкой появился Юкка, вызвав первые симптомы сумасшествия в зале. Первые же барабанно-гитарные удары заставили меня содрогнуться. Раскаты грома прокатились по всему залу. Что это было? Через несколько секунд еще один удар сотрясает мою грудную клетку. Да что же это? После пятого удара на сцену выскочили Туомас, Марко и Эмппу. Зал моментально наполнился уже до боли знакомыми звуками отбойных молотков. WHAT THE FUCK IS THIS?! Никакого послабления звука по сравнению с разогревающей трэш-бандой не произошло! Вступительная мелодия (которая по сценарию в этом месте должна была еще быть) моментально растворилась в барабанно-гитарном грохоте, так словно ее здесь и не было никогда. Не произошло никаких изменений и в качестве звука. Все та же жуткая каша. Угроза получить легкую контузию от «Мелодичного финского металла» в эти секунды была реальна как никогда. К моменту выхода Тарьи на сцену стальной шквал уже достиг своего апогея. Я вообще не мог понять, как она сейчас сможет петь. Появление Королевы бала вызвало немыслимые крики радости, лес рук и детонацию сразу в нескольких местах зала. Огромной силы ударная волна откинула меня метра на два от места дислокации. Я чудом устоял на ногах. Первый же взгляд на сцену заставил меня успокоится. Тарья была в своей родной стихии. Она была одета в черные кожаные штаны, черный топ и прозрачную накидку. Картину дополняли ее длинные черные волосы и выглядела она очень обворожительно. Мило улыбнувшись, она сразу сосредоточилась на вокале, старательно избегая при этом смотреть в зал. Если бы она это сделала, у нее наверняка бы перехватило дыхание. Дурдом давал там свое представление.
За первой волной сразу последовала вторая. После третьей через секунду отраженная от стен зала первая волна уже несла меня в противоположном направлении. Волны также проследовали и вдоль сцены. Народные волнения разной степени интенсивности продолжались минуты три. Это сразу вызвало у меня ассоциации с концертом Мановара. Пришлось наорать на окружающих за элементарное неумение твердо стоять на ногах.
Надо сказать, что весь концерт звук был ужасного качества. Не знаю, чем это вызвано. То ли финны решили не таскать с собой ради одного концерта лишнюю аппаратуру, то ли организаторы концерта решили не тратиться на перевозку. Впечатление было такое, что финны просто врубили свои инструменты в звуковое оборудование Горбушки, поэтому весь «Мелодичный финский металл» идет с хорошо узнаваемым совковым акцентом. Видимо поняв на саундчеке, что с этим ничего нельзя поделать, финны решили вырубить нас безумным драйвом. Nightwish просто убили меня своей тяжестью. То ли причина состоит в этом, то ли ребята всегда играют так на живых концертах. Я не знаю. Но все, что они играли в этот день, уходило или в Блэк или в Хэви металл. Клавишные и симфонические аранжировки можно было услышать только тогда, когда все колотушки бездействовали. Но как только в дело вступала тяжелая артиллерия, все остальное моментально растворялось в канонаде. Поэтому понять в этом грохоте, чего там соображает Маэстро на своем двухрядном баяне, было просто невозможно. Nightwish без клавишных! Вы себе такое можете представить? Ни о каком смягчении гитарных риффов даже не могло быть и речи. Марко и Эмппу весь концерт отрывались на полную катушку. Перемена в гитарных аккордах тоже угадывалась с трудом. Мелодию удавалось отслеживать по вокалу Тарьи, а когда она молчала, то просто по наитию. Самой Тарьи не потеряться в этом торнадо помогал какой-то приборчик с наушником, который находился у нее на поясе. Сопрано, которое шло из колонок тоже не отличалось стереофоническим качеством. Вся эта чудесная какофония иногда тонула в звуках генерируемых залом, местами переходя в хаос.
Но по сравнению с разогревающей группой у Nightwish было огромное преимущество. Билеты на концерт достать было совсем не просто, и те, кто на него в итоге попали, были самыми отчаянными фанатами. Причем многие приехали специально ради такого праздника из Белоруссии и Украины. И, конечно, мы все просто наизусть знали все композиции группы. Если кто-то впервые услышал бы Nightwish на этом концерте, то на вопрос: «Чем отличается Финский мелодичный металл от русского мелодичного дэт-металла?» наверно мог бы ответить следующее: «В первом случае вокалиста приглашают из оперы, а во втором из ада».
В последствии, где-то после второго трека, я научился фильтровать у себя в голове поступающие от внешнего мира звуковые сигналы. Путем сравнения их с оригиналом фильтровал шумы и помехи, потом добавлял отсутствующие музыкальные фрагменты, аранжировки, клавишные, ослаблял или усиливал какие-то музыкальные инструменты. Затем совмещал с видеорядом и только после этого поглощал. Получалось совсем неплохо. Думаю, все остальные делали то же самое.
Разница между ожидаемым и реальным была столь значительна, что весь первый трек я провел в полной прострации, ко всему прочему постоянно мучил «эффект домино». Я просто не знал, как переварить столько счастья. Потом махнул на все рукой, вспомнив старый лозунг, который бы следовало уже давно приколотить над парадным входом Горбушки. На концерте главное не музыка, а настроение! В этот день уже ничего не могло испортить нам вселенского праздника, и я органично влился во всеобщее сумасшествие.
Всеобщее сумасшествие заключалось в: общенародных хоралах, вскидывании и размахивании конечностями, прыжках на запредельную высоту, скандировании, хлопках над головой, диких криках радости, в забивании «Козла» (причем с двух рук). Иногда удавалось делать все это одновременно.
Тем временем «Bless The Child» достиг своего финала. Я поймал себя на мысли, что еще никогда в жизни мне не приходилось слышать более агрессивного произведения со столь безобидным названием.
На сцене погас свет, и Тарье представилась возможность разглядеть происходящее в зале. Секунды три она стояла совершенно неподвижно. Тут уже сомнений никаких быть не могло. Сегодня она должна была сыграть главную героиню в фильме «Этот безумный, безумный, безумный мир - 2». И судя по всему это была ее самая любимая роль. Весь концерт она являла миру чудеса актерского мастерства и перевоплощения. Мы практически не могли оторвать от нее глаз.
Могу со всей ответственностью сказать, что весь успех шоу был обеспечен за счет магического обаяния и энергии, которую Фея весь концерт излучала в зал, и убойных доз адреналина, который вырабатывался нашими молодыми организмами под воздействием сумасшедшего драйва обеспеченного четверкой горячих финских парней.
Девятый вал, с которого начался «End Of All Hope» (тут Холопайнен угадал с названием на все сто процентов) сразу вернул мне интерес к жизни. Народ моментально слетел с катушек. Не знаю, чего на всех нашло, но мы все вместе стали хором подпевать и прыгать как ненормальные. Причем прыжки шли в противофазе. Когда наш ряд подпрыгивал в небо, соседний уже опускался на грешную землю. Эта тактика помогла избежать землетрясения в прилегающих районах.
Где-то в середине этой песни произошло нечто совершенно невообразимое. Ничего подобного я раньше себе даже представить не мог. Бывшая выпускница академии им. Сибелиуса по классу церковной музыки заняла в центре сцены эффектную позу, немного наклонила голову вперед и, посмотрев на зал исподлобья, вскинула правую руку вверх и показала ! ..! КОЗУ !.. ! Это рогатое знаменье вызвало у меня восьми секундный нокдаун. Не знаю, успел ли кто-нибудь в зале запечатлеть эту картину на пленку, но поверьте мне, как и аналогичный жест Ильича указавшего нам когда-то дорогу в светлое завтра, она достойна того, чтобы ее отлили в бронзе и поставили в каждом городе нашей необъятной родины. Этот стоп-кадр навсегда останется в моей памяти с пометкой «Bless The People». В данном контексте это могло значить только одно: Тарья сегодня в ударе и поблажек не будет никому.
К концу второго трека в зале выделилось столько энергии, что я был весь мокрый с головы до ног. Пот лился с меня ручьем. На сцене все схватились за полотенца, там видимо тоже было пекло.
Часто на сцене оказывались разгоряченные зрители. Охрана мигом хватала их под мышку и несла прочь со сцены, да так быстро, что они едва успевали перебирать ногами. В действиях охраны чувствовался высокий профессионализм. Однако были особо хитрые, которые, выбравшись на сцену, ждали, когда охранники подбегут, а затем прыгали рыбкой обратно в зал. Иногда они растворялись в массах, но иногда массы отказывались их поглощать и выталкивали обратно на сцену где они попадали в руки правосудия. Тарья совершенно безучастно смотрела на все это. Лишь только один раз она проводила долгим взглядом очередного поклонника, как бы желая убедиться, что его донесли нормально.
В начале «Come Cover Me» Тарья сделала попытку подирижировать нами. Не вышло. Мы ее опередили. Наше дружное «Хэй!» уже разносилось по всему залу. Всегда когда она пыталась делать нечто подобное, ответная реакция на ее взмахи рукой была столь огромна, что ее глаза округлялись до невероятных размеров.
Прямо в середине следующего трека Туомас (видимо от нахлынувших на него чувств) решил совершить обряд братания с народом. Внезапно он бросил свой синтезатор, подбежал к краю сцены и присел на корточки. Народ, увидев над собой знаменитого Вишмастера, сразу не понял своего счастья, и принялся судорожно шарить по своим и чужим карманам в поисках сигарет и зажигалок. После секундной задержки проблема была решена. Все вытянули руки вверх. Холопайнен пробегая, согнувшись вдоль сцены, шлепал народ по рукам своей ладонью. Когда уже большая часть пути была пройдена, непринужденный бег Маэстро прервал мощный захват и только рывок бдительного охранника избавил Вишмастера от путешествия на галерку. Решив, что дальше продолжать небезопасно Маэстро швырнул в толпу свой браслет и вернулся на свое рабочее место. Весь концерт он ничем таким особым не выделялся разве, что своей пышной шевелюрой и в перерывах между клавишными партиями изображал игру на гитаре отчаянно молотя руками по воздуху, словно хотел поддать нам еще жару. Иногда он отрывался от своего рояля, смотрел в зал и загадочно улыбался словно думал: «Вот дурдом».
Марко словно гусь важно выхаживал по сцене то и дело извлекая из своего баса громоподобные звуки. Причем играл он не пальцами (как раньше играл Сами или басист разогревающей трэш-банды), а с помощью медиатора. Поэтому его кувалду можно было услышать в любой точке зала. Иногда в композициях проскакивали фрагменты, когда ему приходилось играть тише и мягче. Надо было видеть, как страдает от этого его душа, и как же он преображался и расцветал, когда эта пытка заканчивалась. Кроме игры на бас-гитаре ему приходилось еще и петь. И петь не мало. Особенно понравились его дуэты с Тарьей «Beauty And The Beast» и «Dead To The World». Озвучивание демонических персонажей у него получается лучше всего. Когда в его вокале необходимости не возникало, он всегда появлялся на сцене с сигаретой. По этому признаку можно было легко узнать, будет ли он петь в этой песне или нет. У меня вообще создалось устойчивое впечатление, что с сигаретой он расстается только когда ест, пьет и поет. В середине концерта он даже осилил «Crazy Train» из арсенала Великого и Ужасного. Не уверен, что семейка Осборнов узнала бы в этом произведении бессмертное творение своего папаши, но этот кавер позволил Тарье отдохнуть, а нам не остыть. На тот момент Чокнутый поезд шел без остановок уже сорок минут. Когда Фея вернулась на сцену, то первое что она спросила, указывая на Марко: «Ну что, действительно хороший певец?» Это, наверное, был единственный момент за весь концерт, когда в зале воцарилась тишина, потому что невозможно было понять, серьезно ли она спрашивает или подкалывает.
Эмппу словно маленький сказочный Эльф, шагнувший на сцену со страниц литературного Фэнтази, тоже весь концерт легко шастал по сцене то и дело, пытаясь сесть на продольный шпагат везде, где только было возможно. Принимал участие в совместных гитарных запилах с братом по оружию. При этом изо всех сил пытался заглушить своей шестиструнной погремушкой орудие главного калибра. Хоть этот парень и маленького роста, но шороху может навести немало. Могу добавить, что он очень артистичен и когда отрывается от своей гитары умеет неплохо заводить публику.
Во второй половине концерта в паузе между двумя песнями траектории движения Эмппу и Марко по сцене внезапно пересеклись. Громовержец посмотрел с верху вниз на внезапно возникшее препятствие и как-то небрежно взлохматил прическу на голове у всеми любимого гитариста. Голова Эмппу во время этой процедуры вращалась по часовой стрелке. Маленький Эльф не растерялся и в отместку дернул Демона за бороду. Они улыбнулись друг другу и разошлись. Я чуть не умер от смеха.
После исполнения «Deep Silent Complete» перед Тарьей вырос какой-то рыцарь с букетом алых роз. Все аплодировали и скандировали как ненормальные.
Ну, вот наконец-то «10th Man Down»! Да что такое!!! Не хватает тяжести. Нет, горячие финские парни не расслабились, просто на фоне убойнейшего боевика под названием «Deep Silent Complete» эта композиция ничем не выделяется. Они просто физически уже не могут сыграть тяжелее… ФАН-ТА-СТИ-КА! Приходится переводить свой бортовой компьютер в режим усиления звуковых сигналов. Так-то лучше. Тарья совершает очередное перевоплощение. Если только что она была Сиреной, то теперь она уже Жанна Д’Арк. Вместо меча у нее микрофон. Ее высоко поднятая рука это сигнал к атаке. От нежности и очарования ее вокала не остается и следа. Голос становится жестким и холодным как клинок и каждый чувствует, что она верит в то о чем поет. Родина мать зовет! Мы становимся в боевые порядки и сжимаем ряды. После слов: «I´d kill them all to save my own» мы хором поднимаемся в атаку. После второго припева зал захлестывает агрессия, и все погружается в хаос. Партия гроулинга, которую исполняет Марко, тонет в грохоте сражения, криках раненых и убитых. Его никто не слышит. Сквозь дымовую завесу пробивается только концентрированный гитарно-барабанный бой. Где-то в этом месте Тарья явила нам второе рогатое знаменье. Несколько раз она согнула и разогнула поднятую руку в локте. Что-то типа: «Правильной дорогой идете товарищи». После последнего припева мы хором выходим из боя. Вот это ощущения! Полная иллюзия присутствия на поле боя. По всему телу разливается смертельная усталость. Однако расслабиться нам не дают. Барабанные удары, которые Юкка с точностью метронома, отстукивает своими барабанными палочками, извещают о начале «Over The Hills And Far Away». Вокруг Тарьи начинает закручиваться очередной стальной торнадо. Она снова жестами поднимает нас в атаку, и мы не можем не пойти за ней. И вновь все повторяется сначала.
Совершенно невозможно представить себе какую-нибудь оперную диву на ее месте, например, пресловутую Монсератт Кабалье. Что бы с ней случилось, окажись она сейчас на сцене? Я думаю полная потеря трудоспособности, три месяца в коме и пособие по инвалидности на всю оставшуюся жизнь.
Я конечно не большой знаток оперной науки, но то, что Тарья продемонстрировала на концерте далеко выходит за пределы ее вечных постулатов. Все эти знаменитые примы могут петь только в опере, где им ничего не мешает сосредоточиться на вокале, но металлический концерт это не опера, где все сидят по стойке смирно, а любой шорох в зале приравнивается к диверсии. И Горбушка во время концерта скорее напоминает финскую сауну, чем Большой театр.
Ей постоянно приходится петь в стрессовых условиях. Запредельные децибелы самого мощного в мире направления музыки и сумасшедшее давление трех тысячного зала все это вещи более чем реальные и ничего общего с оперной атмосферой не имеющие. Тарья, когда ей это необходимо, умеет как-то искусственно создавать себе необходимые условия, полностью абстрагируясь от окружающего мира. Она словно переходит в другое состояние. В такие моменты она не смотрит в зал. Даже если стоит лицом к зрителям ее взгляд уходит куда-то выше. Но как ей это удается и чего все это стоит нам не дано понять. Может быть, ответ на этот вопрос заключен в ее характере?
На фоне множества других похожих проектов с оперными солистами (которые сейчас плодятся как грибы после дождя), только Nightwish смог реально перешагнуть границы студии звукозаписи. И это очевидный факт!
Ну, вот и финал «Over The Hills And Far Away». Тарья снова озаряет зал своей магической улыбкой. Еще не одна опера мира не оглашалась такими криками и овациями, потому что тут каждый не просто кричит и хлопает оттого, что ему на душе хорошо, а кричит и хлопает так, чтобы заглушить всех остальных и донести свою радость до Королевы. И такое происходило после каждой песни исполненной на концерте. Эти звуковые волны выходили далеко за пределы Горбушки, вызывая листопад в прилегающем парке. Птицы в этот день избегали пролетать над этим Бермудским четырехугольником. Прохожие на улицах останавливали друг друга вопросом: «Какой счет?» Жители соседних домов не отрывались от телевизионных пультов, пытаясь найти канал, на котором сборная России так неприлично громит сборную Бразилии.
«Sacrament Of Wilderness» — никогда раньше не думал, что из этой милой композиции можно сделать такой боевик. Тут перед Тарьей вырос второй рыцарь и опять с букетом алых роз. Она была так тронута, что кажется, готова была расплакаться. В зале в это время творилось невообразимое. Она подошла к микрофону и сказала: «Алые розы самый лучший подарок для меня». Бурные овации переросли в скандирование. В этот момент мнение зала разделилось, одни скандировали «Nightwish», а другие «Тарья».
«Slaying The Dreamer» — опять та же проблема, что и с «10th Man Down». На фоне «Sacrament Of Wilderness» эта композиция ничем не выделяется. Но нам уже все по барабану. Тарья играет здесь роль валькирии. Мы опять срываемся со всех катушек, и зал превращается в сплошное бушевалово. После второго куплета Тарья стала размахивать хаером. Вау-ВАу-ВАУ.
Вот это амплитуда!
ВАУ-ВАУ-ВАУ.
Вот это я понимаю! Сразу видно, что от души!
ВАУ-ВАУ-ВАУ.
Нет, так у меня все равно не получится, даже не буду пробовать.
ВАУ-ВАУ-ВАУ.
Господи, чему только не учат в академии им. Сибелиуса...
Вступительные аккорды гимна всех времен и народов «Sleeping Sun» были восприняты с всеобщим воодушевлением. Как и положено, при исполнении гимна пели стоя и все. Причем вместе с Тарьей от первого и до последнего слова, как будто специально репетировали перед этим. Каждый мог спокойно попробовать свои силы в оперном искусстве, потому что «Мелодичный финский металл» не мешал. Пели мы, конечно, не сопрано, мы пели душой! Не думаю, что Тарье до этого доводилось давать столь масштабные уроки оперного пения. Надеюсь, что этот хор будет вертеться в голове у Холопайнена не хуже чем хоралы с острова Пасхи. Где-то в начале этой композиции Эмппу все-таки удалось сесть на шпагат. Когда он играл гитара, почти касалась земли. В конце песни Фея Грез сделала такой же финальный жест, как и в одноименном клипе. То, что произошло с залом, потом читайте выше.
«Wish — ma — ster» это слово, произнесенное Тарьей по слогам, было воспринято залом как «На старт — внимание — марш». С первым же аккордом зал взрывается хором и все начинают бешено прыгать и размахивать конечностями. Есть такие композиции, которые нужно слушать только на концертах. Даже если вы выкрутите до предела регулировку громкости вашего музыкального центра вы никогда не почувствуете как звучит эта песня на живом концерте. Прослушивание этого музыкального произведения отняло у меня столько сил, сколько бы я затратил на 20-ти километровый марш-бросок. Этот ураган окончательно разметал последние остатки черепицы на крыше вашего покорного слуги в радиусе 50 метров. На последнем куплете нам удалось сделать невозможное. Вселенский хор Горбушки полностью перекрыл «Мелодичный финский металл» и сопрано Тарьи. Видимо балконы помогли. Во всяком случае, я уже ничего не слышал кроме: «Master! Apprentice! Heartborne, 7th Seeker Warrior! Disciple! In me the Wishmaster». Финишную черту пересекли все вместе.
Хоть сил никаких не осталось, но мы аплодируем, кричим и скандируем как заведенные. Туомас и Тарья совершают описанный выше обряд братания с народом. За это время цветочная коллекция Тарьи пополняется еще двумя букетами. Похитить ее так никому и не удалось. Вот что значит опыт! Финны берутся за руки и кланяются залу. Тут до меня доходит, что это уже конец концерта. Овации не прекращаются, причем все зрители на балконах аплодируют стоя! Наконец они машут нам руками и уходят. Надолго ли?
Руки, словно плети, падают вниз сами собой. В зале зажигается свет и все смотрят друг на друга. У всех на лицах крайняя степень физического и морального истощения. Вся одежда насквозь мокрая, словно я преодолел водную преграду вброд. Можно снимать и выжимать. Народ, с трудом перебирая ногами, двигается на выход. Прохожу мимо торгового лотка и вижу бутылку пива на прилавке. Облом! Деньги в карманах размокли так, что извлечь их не порвав невозможно. Выйти на свежий воздух сразу тоже не удается. Из пяти дверей открыто только две. Начинается старинная русская забава «Проталкивание любимой тушки сквозь плотные народные массы». Чувствуется, что народ движется в основном на автопилоте. У меня на глазах один «Гвардеец» пытался пройти сквозь стеклянную наглухо закрытую дверь. Не вышло… Наконец свежий воздух and one more night to live!
Сумасшествие на открытом воздухе продолжается! У всех служебных выходов расставлены засады. Засада также устроена под предполагаемыми окнами гримерки Тарьи. Не знаю, смотрела ли она в окно, когда ее звали с улицы. Но в толпе раздались истошные женские вопли, и была предпринята попытка взять штурмом ее убежище. Человек пять, словно мартовские коты, ринулись на второй этаж по оконной решетке первого. Через две секунды после старта их эмоциональный порыв охладила отвесная бетонная стена. Если бы Тарья появилась в окне еще раз, они бы преодолели и эти последние метры, невзирая на все законы физики. Но этого не произошло и пришлось спускаться. После этого основная толпа фанатов, переместилась к черному выходу Горбушки. Ждать пришлось минут пятьдесят. ОМОН оттеснил нас на 30 метров от выхода. Первым появился Туомас, его моментально оглушили скандированием «Nightwish». Он показал козу и исчез в микроавтобусе стоящем вплотную к дверям. Как садились остальные, никто не видел. Тарью удалось идентифицировать по букетам цветов на переднем сиденье. Народ тут же начал скандировать «Тарья». Пришлось помахать нам ручкой. Дверь микроавтобуса закрылась, и он сорвался с места, после чего последовали безуспешные попытки поклонниц броситься под колеса, но все было тщетно. Народ остался без автографов… И такого двух часового общения как в прошлом году, с распитием крепких спиртных напитков не получилось. Но особо никто не расстроился. Даже спустя два часа после концерта по всем станциям кольцевой линии метро все пассажиры могли слышать это непонятное для них слово «Nightwish».