Рецензия на Imaginaerum от Sacramenti

All the world dead without stories
Without love and disarming beauty.
(Nightwish, “Song of Myself”)

Послушав новый альбом Nightwish, начинаешь хорошо понимать высказывание «говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре», потому что дать словами полноценный отзыв на столь эмоциональную, глубокую и удивительно гармоничную работу как «Imaginaerum» весьма проблематично. Здесь гораздо более к месту возгласы восторга и слезы умиления. Ребятам стоило проделать этот многолетний путь, претерпеть множество трудностей и кризисов, чтобы создать этот масштабный «металлический» мюзикл. Лично у меня создается даже несколько жутковатое для поклонника впечатление, будто всё, что было до этого, родилось и существовало лишь как база для создания этого релиза. И будто ничего лучше уже не будет – настолько всеобъемлющим и невообразимым показался мне «Воображариум»! Но лучше рассказывать по порядку.

Первое прослушивание, заморозившее более чем на час, заставило меня написать небольшой очерк, сюжет которого, в сущности, представляет собой картину, возникающую в воображении ближе к концу этого удивительного музыкального путешествия:

"Только что я вышла из Воображариума. Ворота, скрипя, закрылись за моей спиной, старый дворник согбенно подметает старой метлой мертвые обрывки серпантина и конфетти, усталые актеры и музыканты медленно собирают вещи, заносят в свои передвижные домики и садятся греться и кушать у общего большого костра. Там больше нет места праздношатающимся вроде меня. Но я иду по темной лесной дороге меж высоких черных сосен и улыбаюсь про себя: мне подарили бессрочный билет, завтра я снова приду сюда и забудусь на время в мире детских сказок, страшных историй и взрослых трагедий. Это место открыто для каждого, кто захочет проникнуться его воздухом, не нужно быть избранным, чтобы войти — волшебные билеты лежат на входе, ненавязчиво приглашая. Сама земля здесь пропитана магическим духом, и невидимые корни деревьев, и самую почву, каждый кустик и веточку пронизывает Поэзия, по-детски трогательная и мудрая как Вечность Поэзия, дарящая крылья тому, кто думал, что больше никогда не будет летать.

Раньше в этих краях долго жил и процветал мирный и честный народ, но настали лихие времена, принесшие войны, раздоры и беды. Люди с истинным мужеством выдержали это испытание, но глаза их стали печальны, а песни безнадежны. Однако новое время навеяло новые мысли, и потихоньку в маленький город начали стекаться бродячие музыканты, менестрели и даже неунывающие циркачи, а у коренных жителей внезапно стали рождаться, казалось бы, немыслимые идеи. Объединяясь, местный народ построил великий Парк Аттракционов, а какой-то древний маг-путешественник, проходивший в те дни мимо города и чьего имени никто не знал, благословил его магическими заклинаниями и нарек Imaginaerum, следуя за безграничной фантазией дружных тружеников. Люди смогли уговорить мага остаться и править этим Царством снов и сказок, но имя его по сей день остается загадкой. Никто и никогда не предполагал, что история города сложится именно так, и счастье людей стало безгранично.

Правда, иногда по ночам жители-балаганщики подчас слышат странные поскребывания или дикий ведьминский смех, но они верят в своего предводителя, отворачиваются к стене и продолжают спокойно отдыхать, видя во снах завтрашний прекрасный день."

Довольно необычно, что при втором прослушивании альбом понравился гораздо меньше и расстроил, а при третьем во мне сломался какой-то неведомый барьер, и я проплакала всю вторую часть. Меня трудно заставить плакать от музыки, но здесь все по-другому, это Волшебство, изменяющее тебя изнутри невидимо, исподволь! У меня возникла ассоциация с зарождением жизни в женщине после самого зачатия: сначала бывает отторжение чужеродного организма, новой жизни. Но токсикоз обязательно проходит, причем часто совсем легко, и женщина понимает, что в ней живет кто-то бесценный, и она, к счастью, никогда уже не станет такой, как прежде. Ассоциация, возможно, безумна, но примерно то же самое произошло со мной: я теперь другой, обновленный, разложенный на куски как мозаика и собранный совсем в другом, гораздо более удачном порядке человек. Пожалуй, именно теперь, а не шесть лет назад я по-настоящему поняла, что собой представляет мир Nightwish, какого он цвета и зачем он служит миру. Песни расскажут и вам эту историю, как только вы откроете им свое сердце, а не только разум.

Этот альбом единственный из всех у группы, на котором нет недостатков и который хочется слушать только полностью, а потом еще и по кругу запускать. Это удивительная атмосферность, тонкий баланс (голосов, инструментов, настроений) и необыкновенный артистизм! За видимостью страшновато-веселого балагана скрывается глубокая и бесконечная История, меланхоличная и прекрасная, но в ней нет ничего от былой безысходности, подчас сквозившей в творчестве Туомаса и компании. Это прославление самой Жизни во всех ее ипостасях, со всеми ее горестями – истинная Поэзия есть даже на краю могилы, главное — научиться распознавать ее. И аудиоучебник с теорией по этому необычному предмету я сейчас обсуждаю.

Единственное, чего я хочу сейчас, слушая альбом при написании рецензии, это плакать и танцевать, плакать и танцевать!

Я намеренно ни слова не скажу ни об одной конкретной песне, потому что все они – частички Целого. Не то чтобы альбом исключительно концептуален, просто здесь всё едино, это взаимосвязанный микромир, маленькая Вселенная. Кстати, о Вселенных! Сам Туомас на обновленном официальном сайте команды пишет в своей биографии, что его цель в музыке – «to give the listeners a place to escape to and to create their own universes». И это действительно работает. Сила его музыки так велика и важна, что я чувствую непривычное желание как-то воздать ему за то, что он для меня сделал. И я знаю, что никогда и ничего не будет достаточно, чтобы отблагодарить его и остальных за формирование моего личного внутреннего пространства.

Я лишь намекну относительно песен. Она из них поднимает настроение в самые ужасные минуты, а другую, которая чуть раньше очень не понравилась, я боюсь слушать, потому что каждый раз во второй ее половине обливаюсь слезами и наблюдаю у себя непривычные, кристально чистые чувства, которых раньше не было. Это невозможная музыка, я просто не понимаю, как можно было ее написать, и мало того, ТАК исполнить! «Imaginaerum» так осязаем, образен и почти материален, что подчас забываешь, что это только музыка, а не мир, в котором навсегда поселяешься с тех пор, как услышишь сказку о нём.

Можно было бы бесконечно говорить об альбоме с разных точек зрения, но я брала лишь эмоциональную сторону. Мне кажется, что в музыке Nightwish именно душевность и эмоциональность всегда превалировали над такими плоскими понятиями как техника, жанр или вокал. Они по умолчанию сногсшибательны, просто потому, что и обеспечивают эту душевность. И я не хочу отстраненно анализировать долгожданную фолковость или неожиданные вокальные решения, я хочу, чтобы вы пропустили через себя Историю, а не качественный продукт. Продукты в человеке задерживаются ненадолго, а вот Истории остаются навсегда и согревают в самый суровый холод.

Я против своей воли боюсь, что не услышу ничего более прекрасного даже от самих ребят, но с другой стороны уверена: уж теперь им всё по плечу, и они нам еще покажут!

Я никогда не задумывалась, что во что-то или в кого-то можно влюбиться второй раз и будто заново, но именно такое произошло со мной этим тусклым декабрем. Теперь у меня есть другое небо, усыпанное серебряными звездами и благословляющее дорогу путникам, с упоительной тревогой спешащим к воротам великого и вечного «Воображариума».

Загрузка...
Быстрый вход: