Дневник Нового Альбома '07 - сообщение от звукоинженера Киммо
В студийном Дневнике оставил свое сообщение из Лондона Киммо Ахола, звукоинженер Nightwish.
Из его заметки вы узнаете, что какой такой интересный хор появится на новом альбоме группы и зачем Nightwish понадобились строительные детали и рельсы???
Abbey Road Studios - Киммо
День 1
21.2.2007, подъем в 5:45 утра
На улице было -29. Ох, проклятье. Заведется ли мой старый LT (автомобиль), потому как подогревателя двигателя у него не было... Или, вообще-то, был, но, как это всегда и бывает, его забрали на техосмотр недели эдак три назад, как раз когда и жахнули первые морозы - хотя я еще с прошлой весны знал, что именно эта деталь была неисправна. К счастью, двигатель завелся, так что после поездки на ж/д станцию и поезда до Хельсинки, я был уже в пригороде Сеутула и ждал посадки на свой самолет. Нащи "звезды" летели другим рейсом, но в том была исключительно моя вина, потому что я купил свой билет слишком поздно. Остальные полетели сразу в Лондон, но мне предстояла пересадка в Осло. Отбывали мы примерно в одно и то же время, в 2 часа пополудни, но парни прилетели на 2 часа раньше. Только сейчас у меня в принципе было время поразмыслить о том, что можно ожидать: вероятно, самую легендарную студию в мире?! Нет, это надо зачеркнуть. За эти несколько дней я должен впитать всю возможную информацию и все ноу-хау. Вполне может случиться так, что я в итоге стану для всех посмешищем.
6 часов вечера. Наконец-то в Лондоне.
...Да, наконец-то. Рейсы опоздали, и Хитроу был переполнен. Самолет из Осло для начала задержали на 45 минут, дальше - больше: в течение 30 минут мы кружили над Лондоном, ожидая посадки, и на этом все не закончилось. Потому что когда мы, наконец, приземлились, то сидели на своих пятых точках еще 45 минут в ожидании терминала, готового нас принять.
Благодаря отличной продуманности Лондонского метро остаток путешествия из аэропорта в отель прошел легко. Всего пара пересадок, и я в 300 метрах от своего отеля. Был уже девятый час вечера, так что я решил пропустить сегодняшний визит в студию. Все равно сегодня просто переносили материалы, это не столь важно. А уже завтра в 9:30 утра начнутся первые оркестровые сессии, и я там буду - смотреть и учиться.
День 2
22.2.2007, подъем в 7:30
Как же холодно! И не снаружи, внутри. Из двухметрового окна дуло изо всех щелей. Мда, этому четырехзвездочному отелю не помешали бы услуги финских плотников (полагаю, у британцев своя классификация отелей, потому что в Финляндии подобное едва посчитали бы хостелом). Быстро позавтракав, я отправился в магазин за новой картой Лондона, потому что на той, что я приобрел вчера, показан только центра города, а Эбби Роуд находится дальше. После недолгих поисков я все-таки нашел студию на карте. Снаружи здание выглядело крошечным, но стоило нам войти внутрь, как я понял, насколько сильно ошибался. Над нулевым этажом располагалось еще два, а под ним - один. Там-то находилась Студия1, огромная по размеру, и в ней должны были сегодняшние и завтрашние записи.
К нашему прибытию большая часть приготовлений уже была окончена: микрофоны были разложены по местам, а для оркестра приготовлены наушники (всего было 66 музыкантов, у каждого был свой аудио-комплект, и все равно на полках оставались еще десятки наушников). Монструозный микшер Neve88RS возвышался в аппаратной, а прослушивание материала обеспечивалось техникой компании Bowers&Wilkins: три фронтальных спикера + сабвуфер и пять тыловых колонок!
В студии присутствовали:
Аранжировщик Пип Уильямс, дирижек Джеймс Ширман, Звукозаписывающий инженер Хайдн Бендалл, оператор ProTools Ричард, два ассистента (хотел бы я, чтобы у нас в Финляндии тоже были ассистенты), Микко Кармила, Юкка, Туомас, Эво и Тони.
Расписание на сегодня такое:
Оркестр с 10:00 до 14:00: 66 музыкантов; с 15:00 до 18:00 - 51 музыкант
Уровень профессионализма этих людей настолько впечатляющий, что даже страшно. С самых первых дублей их музыкальность просто потрясала. И было даже трудно себе представить, что оркестровые музыканты только получили свои ноты только что, перед началом записи, и у них не бло возможности отрепетировать. С другой стороны, когда я узнал, в каких проектах принимали участие люди, с которыми мы работаем, вопросы сразу отпали. Дирижер нашего оркестра управлял Лондонским Симфоническим Оркестром в, например, фильмах о Гарри Поттере. Хайдн работал над звуковым оформлением фильмов Джейса Кэмерона. Мне подумалось, что, наверное, мальчику из сельской местности лучше не говорить этим людям, что и как делать. Единственным небольшим недостатком было то, что музыка в аппаратной, хоть и звучала прекрасно, но была чертовски ГРОМКОЙ! Пип сказал нам, что колонки от B&W превосходны для классической музыки, но вот высокочастотные элементы в них менять приходится очень уж часто. Ну еще бы.
После оркестра настала очередь записывать всякие "традиционные" одиночные инструменты, например, литавры, кусок железнодорожных рельсов и деталь из конструкционной стали. Два последних "инструмента" потребовались для достижения сочного звучания судного дня, который Туомас назвал лучшим звуком, что он когда-либо слышал. После того, как литаврщик закончил свои партии, он зашел в аппаратную и смиренно попросил копию своих нот. Он сказал, что также преподает, и добавил, что эта сессия была самой сложной из тех, в которых он принимал участие. Он также сказал, что, если его студенты вздумают задаваться, он положит перед ними ноты Nightwish. Это сотрет улыбки с их лиц. Пока шли записи, я выпил по меньшей мере два кофейника кофе, который все приносили ассистенты, и опустошил целое блюдо с виноградом.
Расписание хора: с 19:00 до 20:00: 33 певца
Когда хор начал работать с первой песней, я изумился, узнав, что и они ни разу не репетировали - и ни разу не слышали музыку прежде. Эта песня не самая легкая для вокалистов, но, тем не менее, они закончили ее уже через полчаса. Запись становится немного скучной, потому что не происходит ничего "из ряда вон". Эти люди Профессионалы!
День 3
23.02. Abbey Road Studio
Я приехал на студию к 11:00 и застал последние моменты оркестровых записей. Еще один признак профессионализма - два часа зарезервированного времени не были потрачены полностью. Поэтому нам пришлось подождать, так как музыканты из хора должны были приехать и начать работать только в 14:00, и ничего в расписании нельзя было поменять. В конце-концов, вокалисты приехали, и, цитируя легендарного спортивного комментатора, "Сделано!". Мне больше ничего не оставалось, как восхищаться подобным мастерством.
В 7 часов вечера мы "познакомились" с немного другим инструментом: клавесином из Венгрии. Он похож на фортепиано без крышки и клавиш, а играть на нем можно двумя "палочками", дергая при этом за струны. Во всем Лондоне есть только один человек, который умеет играть на этом инструменте. Это не значит, что играет он отстойно, совсем нет, наоборот! Так что нет смысла начинать карьеру клавесинщика, пока этот парень все еще здесь.
На этом запись подошла к концу. Жесткий диск с записанной на него информацией был скопирован, студия освобождена от микрофонов (ассистентами), и мы направились в отель.
Финишные заметки:
К сожалению, в субботу утром мне нужно было улететь обратно в Финляндию, так что записи госпел хора в Студии2 я не застал. В этой самой студии некая группа The Beatles тоже записывала свои песни! Позднее я узнал, что в этот день произошло много интересного. Надеюсь, ребята много фотографировали.
Перед этими рекординг-сессиями я сомневался в целесообразности всей затеи - отправиться в Англию, чтобы записать оркестр и хор. Теперь все сомнения испарились: качество записи было отменным, все проходило быстро, и мы смогли сфокусироваться на главном в создании музыки - содержимом. Главным фактором стал звук в Студии1. В Финляндии нам потребовалось бы арендовать цеый оперный театр или что-то в таком духе, и это было бы слишком сложно. С нетерпением жду момента, когда альбом будет закончен!
Киммо
3 мая 2007 года