Обновление в Дневнике подготовки и съемок фильма Imaginaerum
Петри Аланко, композитор саундтрека к фильму Imaginaerum, поделился с нами впечатлениями о создании столь массивного и сложного произведения...
Его сообщение вы можете прочитать далее либо в Дневнике съемок фильма Imaginaerum.
Петри Аланко - О саундтреке к фильму Imaginaerum. 25.03.2012
Всем привет, на связи Петри Аланко. С июля 2011 года я работаю над саундтреком к фильму Imaginaerum, базируясь на мультитрековых миксах альбома и оригинальных песнях Туомаса (а также одной за авторством Марко). Боюсь, часть текста в итоге окажется технической абракадаброй, но я постараюсь сделать его читабельным настолько, насколько ваш покорный слуга вообще способен.
Краткая предыстория: Я встретился со Стобе Харью во время работы над игрой для XBOX 360 "Alan Wake", права на которую принадлежали Remedy Entertainment, и для которой я писал саундтрек. Со Стобе я работал во время производства внутриигровых роликов: мало, но близко. Честно говоря, я уверен, что ему доставляло удовольствие доводить меня до слез. Каждая визуальная деталь, которую он мне показывал, заставляла меня плакать. Очевидно, он ненавидел меня не так уж и сильно (учитывая, что я снова здесь), веселенькая, я вам скажу, вышла поездочка! Уж точно получше любого аттракциона в тематических парках. Иной раз лицо обдувало ветром - настолько все получалось здорово. И вдруг наступает тот момент, когда думаешь: "Как, мать вашу богородицу, я должен превратить этот 16-тактовый рифф в девятиминутного монстра?" С этой мыслью я просыпался по ночам на протяжении, как мне казалось, целой недели. Ах, эта агония. А каким простым и элегантным оказывалось решение проблемы! Многие вещи просто срабатывали сами собой, превращая эту работу в самую приятную и точно наиболее оригинальную из всех, над которыми мне пришлось покорпеть. То, что я делаю, - это страсть, а не профессия. Я зарабатываю этим на жизнь, но без искорки, что всякий раз зажигается во мне, жизнь эта была бы полным отстоем.
Собственно, искорок в этом проекте было предостаточно. Я расшифрую.
Процесс превращения альбомных треков, наполненных оркестром, клавишными, басом, гитарами, ирландской волынкой, перкуссией и вокалом, в хаос из горечи, печали, радости, алкания или удивлений легким не назовешь. Это метод анализа, скомбинированный с предчувствием в его лучшем виде. Думаю, во время предпродакшна я использовал множество "озарений" (метод мгновенных решений - термин, позаимствованный у Малькольма Гладуэлла): нужно было подряд прослушать каждую дорожку каждой песни с Imaginaerum в мультитрековых сессиях ProTools и отметить каждый подходящий кусочек зеленым. Если какая-то деталь выглядела так, словно ее можно будет выгодно использовать после дополнительной обработки, я отмечал ее оранжевым или желтым - в зависимости от настроения (или обработки, ожидавшей этот конкретный кусок). Желтый означал просто "перенастроить", оранжевый - "выдавить на хрен все возможное". Перенастройка, как правило, означала игру с тонами до тех пор, пока оригинальный сэмпл переставал быть узнаваемым... Решения приходилось принимать на лету, поскольку я соображал, что чем больше я думал о чем-то конкретном, тем быстрее таяла оригинальная идея.
Отлично помню один день, в самом начале работ. Я целый день работал над одной песней, выпил семь или восемь чашек эспрессо и, наконец, последняя дорожка оказалась раскрашенной в серый (тупик), зеленый, желтый и оранжевый. Страница аранжировок выглядела запруженной, и я решил выбрать только цветные секции... Кажется, спустя пару секунд я прямо-таки обделался: там было - я только что проверил - 1073 крошечных секции, отделенных от их оригинальных дорожек. В одной песне. Помножьте это число на количество песен на альбоме и получите примерно 12773. Именно столько показывает мне папка "Необработанный материал Imaginaerum" всякий раз, когда я жму cmd+I (объем папки, кстати, составляет 7,94 гб. Иными словами, много необработанного материала). После выходных я по второму разу прогнал материал и к своему удивлению обнаружил, что сколько-нибудь крупных дополнений или исправлений делать не было нужды.
Некоторые из этих кусков впоследствии были переведены в карты ключей; затем в инструменты; инструменты комбинировались в мультиинструменты; и шаг за шагом я создал виртуальный Nightwish! Ну, не совсем, конечно, поскольку это были лишь одиночные звуки, а не части исполнений как таковые. И все же мне удалось создать несколько гитарных и басовых инструментов с фиксируемым темпом, разрывные риффы Nightwish из одного ключа. И я мог менять ключ посреди проигрывания. Однако частенько эти инструменты являлись подложкой под оркестровые секции, дабы создать дополнительную атмосферу. Эти инструменты НЕВОЗМОЖНО услышать в сольном исполнении где-либо на саундтреке. Коротко говоря, все громкое и звучащее как гитара или бас - это Эмппу или Марко. Точка. Нечто похожее я провернул и с ударными Юкки (и снова с фиксацией темпа). Но в этот раз я прогнал множество его партий через различные резонаторы и фильтры. Часто я брал только дорожки томов, выбирал один из его ритмов и использовал этот ритм для контроля тонов, которые я пропускал через резонатор на клавиатуре. Результат звучал как огромный перкусионный басовый инструмент. Это нужно услышать, чтобы поверить... Кстати, часть вокальных партий была преобразована в хоры или маниакальные песнопения. Скажем, демоническое "down down, deeper down" Марко в Ghost River после соответствующей обработки запросто переосмысливает понятие "страшный". Зуб даю, вы бы не хотели услышать это ночью. Во всяком случае мой сосед не хотел, а он живет в двадцати метрах. Он выжил. К слову, пение Марко использовано на темно-сером поле... Также я пользовался "коммерческими бибилиотечками", но упор делал на имеевшееся на жестком диске Imaginaerum.
(Заметка на полях: На протяжении всего процесса я постоянно удивлялся тому, что каждая песня продолжала звучать как настоящая песня Nightwish. Все благодаря сильным личностям, стоящим за исполнением. Загасить или исказить истинную страсть невозможно. Точка.)
Пожалуй, нет смысла говорить, что довольно скоро после начала работ количество дорожек на песню/реплику приобрело кошмарное значение. Я никогда не был фанатом метода "давайте врубим эту модную хрень от Casio и споем поверх", а уж Nightwish и подавно. Сошлись два понятия: срань господня и тысячи биотуалетов... Одна только Last Ride Of The Day на момент начала микширования содержала 327 дорожек, из которых около сотни от самой группы. Остальное было добавлено, дабы подчеркнуть действие в сцене, в которой она использовалась. Иной раз мне приходилось держать под рукой два дополнительных компьютера с запущенным Vienna Ensemble Pro 5 (приложение для соединения виртуальных инструментов, а не оркестровый плагин), последовательно подсоединенных к моему основному компьютеру. Да, повелитель и два раба. Хмм... Хотел бы я тоже иметь пару помощников.
Я знаю, что многие из вас повторяют: "К чему весь сыр-бор? Зачем какой-то странный парень уничтожает все, что мы так любим?" Я прямо-таки уверен в этом. Звуковое сопровождение к фильмам - зверь особенный. Оно не имеет ничего общего с эгоцентризмом или ненавистью к оригинальной музыке (к слову, я ее ОБОЖАЮ. Я тоже фанат. "Привет, меня зовут Петри и я фанат Nightwish".). Здесь главное - подчеркнуть картинку и сюжет. Ухватить квинтэссенцию и выборочно перестроить эмоции. Один куда более мудрый человек (кажется, мой учитель фортепьяно) сказал, что саундтреки к фильмам создали инструменты для "нарезки снов, что мы видим, и превращения их в утешение или ободрение". Два трека (ну хорошо, на самом деле три) были сохранены в первозданном виде: Slow, Love, Slow и Scaretale. Третий трек - I Want My Tears Back, своего рода.
Одна за другой песни с альбома Imaginaerum превратились (трансформировались) в саундтреки. Это было непросто. Впрочем, чего уж там, и не должно было. В творческом деле комфортные зоны только для неудачников и офисного планктона. Впрочем, нужно доверять и интуиции. Нет нужды выбирать сложный путь только потому, что он есть. Какие-то вещи трансформировались сами собой - случайно, у других трансформация заняла немного больше времени. Это была офигительная поездка. Впереди еще много крутых изгибов, но я уже вижу финишную прямую этого роллеркостера и всех вас, ожидающих на платформе своей очереди. Я счастлив быть маленькой частью вашего приключения.
Пару раз мне хотелось иметь ружье в моей студии - всего пару раз. Гораздо чаще мне недоставало вентилятора. Или мониторной колонки на полу, на которую можно было бы положить ногу. Или дым-машины. Мультикиловаттной РА-системы. Толпы в 20000 с лишним человек... Хех, воздух в воздушной гитаре, на которой играли в этой комнате, давно пробил крышу. Конечный результат будет звучать магически. Но вы не бойтесь, я попросту неспособен испортить его: оригинальные песни и темы настолько сильны. Я микширую/нарезаю четвертую бобину (из пяти) и не могу дождаться момента, когда увижу это на большом экране.
Быть частью этого сна, становящимся реальностью, - это привилегия. Я не могу выразить свои благодарность и гордость в полной мере. Иногда слов просто НЕДОСТАТОЧНО. Я лишь надеюсь, что саундтрек выскажет гораздо более мудрые мысли, чем я только что.
"Боже мой, сколько искорок!"
Петри