Я из тех, кого называют "вечный студент". Вот честно признаюсь, у меня аж три незаконченных образования, но мне отчего-то не стыдно
Потому как первый раз я поступила, что называется, под диктовку. Нет, конечно, здорово, что, наверное, бывают такие целеустремленные молодые люди, которые заканчивая школу уже точно знают, где хотят учиться, чем заниматься и т.д. Но, как мне кажется, таких не то, что единицы - таких просто капли в море. На деле школьника выбрасывает во взрослую жизнь непонимающим и неподготовленным. Я вот не представляю, как можно в 16 лет понять, чего ты хочешь от жизни. В итоге очень часто сфера - это выбор скорее родителей, чем самого "ребенка".
Во всяком случае, у меня так было. Поступила я на бухгалтера. Проучилась через аццкое нимагу полгода, а потом забрала документы и совершенно не жалею. Потому что мне хорошо даются математические науки, но мне настолько скучно, настолько я все это делаю с помощью ненужного мне же в первую очередь насилия над собой, что... в пень. Второй раз благополучно поступила на экономиста. Продержалась год. В третий раз уже пошла, куда взяли - на товароведа. Три месяца. Родители считают, что я бесхребетная и не знаю, чего хочу. А на деле мне просто невыносима была атмосфера какого-то постоянного принижения. Когда сдаешь зачет или экзамен, а препод тебя даже не слушает - ему не интересно; потом с кислой рожей ставит тройбан со словами "что-то ничего вы не рассказали" и швыряет зачетку. Я никогда не пойму этого отношения к человеку, который фактически находится в данный момент в зависимости. Какое-то злобное наслаждение от того, что студент слабее.
Единственное хорошее, что я могу сказать - однажды у нас семестр преподавал приглашенный в Москву швед-культуролог. Собственно, к нему я и дала деру на платные курсы, и была-таки счастлива. Мне не выдали диплом, у меня только лежит бумажка, гласящая о том, что я три года "слушала" занятия, но вот честно: за это время я узнала в разы больше, чем за все то время, что торчала по институтам. И опять же отношение: не было такого, что преподаватель зачитывает нудно материал по бумажке и торопится свалить скорее - нет, он сам был настолько увлечен тем, что рассказывал, ему было так важно послушать то, что мы думаем о значении Римской Империи в мировой культуре или там о вкладе Тарковского в русское кино...
Я сейчас не пытаюсь сказать, что высшее образование никому не нужно, берите пример с меня (упаси вас кто угодно от такого). Просто образование не должно быть насилием, доводящим до того, что после защиты диплома вылетаешь из университета с воплем "наконец-то!". Студенческое время должно быть счастливым, а не напоминать каторгу.