Мне знакомые ещё адово хвалят Ужас Аркхэма по Лавкрафту. Говорят реально жопу рвет.
Ну что касается отчёта. Дорогой двачик, есть одна тян...
Значит дело было так. Получив в пятницу коробку, я не торопился распаковывать собственно игру. Я достал лежащую сверху книжку правил (кажется 28 страниц А4 с иллюстрациями) и прочитал их от корки до корки.
Правила написаны толково, но читать их надобно вдумчиво. Неплохо бы владеть русским языком на уровне advanced. Потому, что как показала практика, многое из хорошо, лаконично и понятно написанного, потом другим людям всё же приходится объяснять на пальцах и матюками. Феномен неспособности правильно понять прочитанное заслуживает отдельного освещения.
Распаковка и переупаковка собственно игры заняла довольно много времени. Карточки напечатаны красиво и уложены в пакетики, а вот многочисленные маркеры построек, монет, культуры, ран, чудес, военный технологий, деревень и хижин, равно как и собственно картонки игровой карты и ещё множество всего напечатаны на прорезном плотном картоне из которого надо их аккуратно выдавливать. Качество исполнения хорошее, выдавливаются легко и быстро. Просто их число значительно превышает 9000.
Для хранения всего этого добра пришлось реквизировать всевозможнейшие коробочки из под мобильных телефонов и всякой всячины, а также пакетики и всё равно не хватило.
Понятно, что из вышесказанного следует необходимость очень аккуратно со всем этим обращаться, чтобы ничего не терять.
После распаковки выглядело это всё так -
http://instagr.am/p/VMlcoomHqY/
Подготовленная же даже для двоих игра выглядит ещё внушительнее и ярче.
Играть я не планировал ещё долго, потому что в настоящий момент пребываю в состоянии социальной депривации. Попросту некого пригласить. Но вам повезло, так как в тот же вечер, сразу после распаковки и упаковки обратно по новой всего этого добра, со мной связалась одна тян, изъявившая острое желание меня навестить (никогда не мог понять зачем она эта делает, но где-то раз в год непременно приезжает). Я было попытался на месте соорудить какую-то пати, но ничего не вышло. В результате тян явилась одна и изъявила желание играть в Цивилизацию. Тян младше меня на восемь лет и в компьютерную Цивилизацию не играла никогда.
И так мы сели за игру около семи часов вечера и в то же время была заказана пицца. Примерно пол часа у меня ушло только на то, чтобы подготовить стол - разложить всё по правилам. В дальнейшем конечно это должно занимать меньше времени.
После чего я приступил к разъяснению правил и заодно повторению их для самого себя. В восемь часов привезли пиццу, а я ещё объяснял только третью фазу хода из пяти. Тем не менее мы закусили и я закончил с основными правилами не касаясь пока правил сражений, которые представляют из себя что-то типа отдельной мини игры.
Было заметно, что не смотря на возрастную рекомендацию от 13и лет, двадцатилетней тян приходится прилагать заметные усилия для понимания системы.
Правила рекомендуют первую игру играть несколько упрощенно, не выбирая расы римлян и египтян для начала и не используя чудеса света. Но я решил играть хоть без римлян и египтян, но сразу с чудесами.
Сначала игра пошла со скрипом. Не смотря на предусмотренные для каждого игрока памятки, в которых указана самая необходимая игроку информация (основные цены, фазы хода, действия возможные в каждую фазу). Я постоянно листал правила (постоянно всплывают какие-то детали требующие прояснения даже если ты в целом понимаешь что происходит), тян постоянно забывала что когда делать.
Фаз хода в игре пять, и из них три фазы предполагают, что все игроки самостоятельно выполняют свои действия одновременно, чтобы не занимать время и не заставлять подолгу ждать других. Но пока все не уяснят правила все равно приходится всё делать по очереди и проверять по книжке, всё ли правильно. Только лишь к концу игры мы вошли в процесс настолько, что проводили фазы города и фазы исследования одновременно друг с другом благодаря тому, что ожидая хода соперника в других фазах успевали продумать что делать.
Играли мы на двоих до часу ночи. Я победил экономической победой с минимальным отрывом. Моя победа наступила в четвёртой фазе хода, при этом, если бы я не успел, в пятой фазе того же хода гарантировано побеждала бы тян по стратегии технологического прорыва.
Я, возможно из за своего опыта игры в компьютерную цивилизацию, возможно из за более полного понимания правил, смог чуть раньше понять какую стратегию победы я должен преследовать и продумать её достаточно далеко вперед. Это, скажу я вам не просто. Нужно держать в голове кучу статсов. Хорошо, что в игре есть продуманная система всевозможных отметок и напоминалок, которые не дают тебе по меньшей мере забывать цифры, но возможность забыть имеющиеся на руках платные функции технологий или культурные события всё равно высока. Потребуется опыт чтобы как следует изучить технологическое дерево (каждая технология даёт свой прибамбас, причем они все очень разные, работают по разному и от того что ты исследуешь самым критичным образом зависит успех твоей стратегии). Я победил экономически и у меня пирамида технологий была исследована только до третьего уровня, потому что больше мне было не нужно. А вот тян шла за технологической победой и ей не хватило одного хода чтобы купить космический полёт - её пирамида была полностью застроена до четвёртого уровня и космический полёт стал бы последней и единственной технологией пятого уровня.
Надо сказать, что дух компьютерной цивилизации во многом присутствует. У меня даже создалось впечатление, что игра эта куда более мирная чем компьютерная цивилка. В компьютерных цивилизациях почти невозможно победить без того, чтобы за время развития не вляпаться в пару крупных войн. Настолка же не так сильно провоцирует гадить своему противнику. Если ни один из участников не собирается побеждать военной победой, то пакости соседу носят достаточно спокойный характер. Борьба обостряется только ближе к концу когда становится видно кто к чему идет и как ему можно в этом помешать. Та же тян легко могла бы сорвать мою победу, но она не углядела такой возможности потому, что не внимательно следила за тем, что именно я делаю. В этом смысле хоть многие фазы игры идут у игроков одновременно, но понимать что они делают и зачем надо стараться. Понятно, что если игроков будет больше, отношения между их цивилизациями будут куда острее, так как на подающего надежды на скорую победу оппоненты, будут толпой набрасываться конкуренты.
Отдельно стоит рассказать о системе боев. Она представляет из себя почти что карточную мини игру с козырями, чем-то отдаленно напоминающую партию в дурака. По началу она кажется простой, но от игрока требуется раскинуть мозгами. Автоматически выиграть на халяву не получится даже у деревни варваров (за варваров отыгрывает другой игрок), а грамотный расчет и осведомленность о юнитах противника приносят значительное преимущество даже в битве формально равных сил.
Я уже говорил о стратегиях победы -
экономическое чудо (то что сделал я - собрал 15 монет, которые в игре являются чем-то вроде золотовалютных запасов которые ни на что не тратятся сами по себе, но дают серьёзные скидки на технологическое развитие, позволяя круто экономить основной ресурс - т.н. торговлю);
технологический прорыв (построение пирамиды технологий в основании которой пять технологий первого уровня, четыре второго, три первого, два четвертого и вершиной которой является технология пятого уровня "Космический полёт", исследовав которую игрок автоматически выигрывает);
культурное доминирование (в игре есть линейка культурного развития, продвигаясь по которой можно собирать кучу разных ништяков, великих людей и т.п. и добравшись до конца которой игрок автоматически выигрывает);
военная победа (силовой захват столицы хотя бы одного из противников).
Пока что я не очень разобрался только с военной стратегией. То есть как качать культуру, науку или копить золото я понимаю. А вот взятие штурмом чужой столицы требует очень серьезной подготовки и подхода сильно индивидуального в зависимости от того, с кем имеешь дело.
Общие выводы.
Игра очень интересная, навороченная, сложная, с большим риплейабилити. Это всё замечательно. Пока просчитываешь варианты своих действий - пар из ушей валит.
Но из этого следуют простые недостатки. Прежде чем вы засядете с компанией за гранд-игру на четыре рыла, вам потребуется с каждым из тех на кого вы рассчитываете как следует сыграть вдвоем и разжевать правила в деталях. Объяснять игру сразу троим товарищам даже не думайте - тронитесь крышей, а первая игра затянется навечно.
Ну и перед игрой не пейте, хорошо выспитесь и покушайте, потому что самое меньшее ближайшие четыре часа потребуют от вас концентрации и умственных усилий. Также не садитесь играть по ночам, потому что усталость делает людей раздражительными и обламывает кайф.