32-разрядная WinXP не умеет выделять под одно приложение более 2 Гб физической памяти. В целом сама 32-разрядная XP архитектурно не может использовать более 4 Гб - это её ограничение.
Совершенно другой вопрос, способен ли
чипсет мамки корректно работать с более чем тремя гигами ОЗУ. Насколько мне известно, интеловские чипсеты вплоть до 945-го не умели этого делать. Более новые - не знаю. Это надо смотреть книжку к материнской плате.
Тем не менее, для ускорения работы некоторых тяжёлых приложений, особенно игр, может понадобиться принудительное выделение более 2 Гб, используя часть ОЗУ+своп. Для этого в загрузочной строке в файле boot.ini прописываем ключ /3GB. В Готике III и Silent Hunter'e после этого стало существенно меньше тормозов, а выделение памяти под процесс однозначно превышало 2 гига - ~ 1.1 из 1.8 ОЗУ + 1.3 из свопа. Данная опция точно работает на WinXP
Professional. Насчёт Home не знаю, т.к. никогда с ней дела не имел настолько глубоко.
Ещё, теоретически, может помочь выставление ключа /PAE, но реально он нужен только на системах, где физически > 4 гигов оперативки и когда само приложение собрано с возможностью работы за этими пределами. В обычных случаях этот ключ есть по умолчанию и в загрузчик не пишется, когда стоит процессор с аппаратной DEP. Кроме того, после выхода SP2 возможности PAE - Physical Address Extension - были урезаны и на домашней машине с
несерверной операционкой их использовать невозможно.
Так что, хочешь использовать много оперативки, ставь 64-разрядную ОС
P.S. Вот
тут коротко и ясно про ключи загрузки и их значения.
P.P.S. Суммируя, 2 гига ОЗУ на домашнем ПК под 32-разрядной WinXP - верхний разумный предел. Операционка от увеличения быстрее работать не станет, а программы, которые вдруг неизвестно с какого перепугу будут требовать больше, вполне обойдутся свопом при включенном /3GB