Цитата:Дело в том, что деньги, талант и творчество безусловно совместимы, но сути не меняет- Реквием перестал быть духовной(церковной музыкой), у которой однозначная трактовка и закостеневшие правила, которых нужно строго придерживаться. Реквием стал произведением светским -его заказывают, за него платят деньги, у него даже текст меняется. Именно поэтому 'Господи помилуй' могла исполняться с пафосным накалом, а 'день гнева' не обязательно должен быть о ничтожестве человека перед Богом. Ваша трактовка чудесна, но сомневаюсь, что вы мне где-нибудь найдете свод правил написания реквиема с подробным описанием-что должен подразумевать композитор в той или иной части. Нет такого. Это все попахивает- "автор хотел сказать своим произведением...".
А между прочим нередко известно доподлинно что автор хотел сказать своим произведением. В этом смысле интересен Бах в чьих музыкально-риторических фигурах ясно проступают целые сюжеты выписанные совершенно однозначно и его современниками читавшиеся не хуже простого текста.
Для того чтобы правильно понимать и тем более исполнять какое-то произведение необходимо быть знакомым с предшествовавшей ему музыкальной культурой, с обстоятельствами написания и вообще получить как можно больше информации о нем.
Человек никогда прежде не слышавший музыки и вдруг севший и послушавший крупное и сложное произведение попросту ничего не поймет. Как не понимает даже и по сей день большая часть плохо подготовленной публики.
Человек не знающий музыки, не развитый музыкально не сможет испытать и простейшего эмоционального опыта. Он вероятнее всего не сможет понять даже самый простой гармонический оборот или расслышать двухголосую полифонию.
С полифонией кстати отличный пример. Большая часть современной публики крышей съезжает от простейшей фуги и не способна проследить что там происходит или как-то вообще осмыслить слышимое - для них это каша.
Далее. Музыкальное произведение рождается на стыке творчества композитора, данного нам в нотах непосредственно и интерпретации этого произведения исполнителем. Но исполнитель в своей интерпретации жестко ограничен. Он не имеет права выходить за заданные композитором рамки. Иначе всё исполнение превращается в музыкальный онанизм.
Чтобы обсуждать как можно а как нельзя исполнять Реквием Моцарта пожалуйте в библиотеку за партитурами.
Я склонен соглашаться с Shinigami. Всётаки программная музыка есть программная музыка. И текст тут давлеет в любом случае, как бы формален он ни был. Латинская месса есть латинская месса. Её хоть в джазе напиши а Гнев Господень никуда не денется оттуда, даже если никто латыни не понимает.
Если формально относится к содержанию можно до полного анекдота доиграться.
Кстати не понимаю причем тут факт написания на заказ? Сугубо духовную музыку тоже всегда писали на заказ. Палестрина писал мессы на заказ, Бах писал оратории на заказ. Все писали на заказ. А если кто на заказ не писал то тщился потом партитуру продать всеми силами.