С высоты своих лет я решила подвести черту.
Отталкиваюсь от трех критериев: степень "торканья" альбома в целом, количество любимых песен и частота прослушивания оного.
На всякий случай: все нижеизложенное не претендует на объективность от слова совсем.
1. Dark Passion Play
Какой альбом! DPP для меня столь же незыблем, грандиозен и мощен как норвежские скалы. Под конец прослушивания чувствуешь себя опустошенной, потому что он сыграл на всех твоих сильных эмоциях и чувствах, вытянул их из тебя холодной рукой, прокрался в самую душу, вывернув наизнанку, и равнодушно оставил лежать в светлой пустой долине воспоминаний навсегда ушедших дней. До такой степени насыщенный, разноплановый, драйвовый и темный, что когда музыка замолкает, остается только выдохнуть, вытереть ручьи слез с щек и научиться жить дальше. Он гармоничен по структуре и несет ощущение полной досказанности. Там, в закромах больше ничего не осталось, все выплеснуто здесь и сейчас. Боль, обида, злоба, одиночество, фатальность, печаль, вопли отчаяния, и рвущая на части надежда, которая остается всегда лучом света в темном царстве, клочком суши в бескрайнем бурлящем потоке, сносящем все на своем пути. Потоке под названием "жизнь". Как говорится, великое рождается в боли.
Торжественная "
Meadows of Heaven", не имеющая даже близко аналогов в остальном творчестве Туомаса; бег с волками в эпичной "
7 Days To The Wolves", звучащей как саундтрек к какому-нибудь лесному фэнтези; летящая чистая "
For the Heart I Once Had", бесконечно грустная, и, конечно же, апофеоз - "
The Poet and the Pendulum" , - эти песни выходцы из DPP, и только за них ему можно вручить все награды мира. А фолковая "
The Islander" и жизнеутверждающие ирландские танцы в "
Last of the Wilds" разбавляют мрачный пейзаж, и являются небольшой "передышкой" перед финальными аккордами. Оркестр и хор не давят и не требуют к себе повышенного внимания, а служат лишь деликатным дополнением к уже состоявшимся композициям.
2. Century Child
"Золотая середина" творчества старого Nightwish, и второй, после "
Once", приобретенный мной альбом. Он гостеприимно распахнул двери в неизведанные доселе территории, ознаменовав собой предшествующие годы их дискографии, после чего я, собственно, узнала, что кроется за этими девятью буквами - "Nightwish". Последний альбом перед неким переломным моментом в музыке Nightwish, где она теряет долю своей фэнтезийности, легкости, и приближается к реальному миру. Альбом, закрывающий веху. Еще ни такой "скупой" на эмоции как "
Once", не такой холодный, серьезный и "симфонический", но абсолютно зрелый, цельный и в меру тяжелый. Чистый, без толики лишнего, концентрат всего самого дорогого сердцу, что было в Nightwish с Тарьей. Консервативный преемник, выдержанный в лучших традициях предыдущих альбомов, но имеющий свое собственное неповторимое лицо и стиль. Альбом, который я заслушала до дыр, и которого мне всегда было мало.
Таинственное распевчатое и обволакивающее вступление быстро наращивает обороты, закрутившись головокружительной спиралью восхитительных мелодий и пробирающего до мурашек вокала, часто звучащего тихо и вкрадчиво. Темный и мрачный, богатый на интонации, и пронизанный каким-то смутным ощущением доброты и любви к жизни, он навевает приятные воспоминания, четко ассоциируясь с определенным периодом моей жизни. Красавица Тарья в готичном клипе на песню "
Bless the Child" тоже решила многое тогда. Голос Тарьи прекрасен и чувственен как нигде. Это первая "работа" в группе Марко, и она же остается моей любимой. "Качает" с самого начала и отпускает только к концу. Кроме "
Forever Yours" здесь нет баллад, но вовсе не чувствуется их нехватки. Это очень цельный альбом, и совершенно невозможно "выхватывать" из него по одной песне, не слушая остального, "пазл" собирается только при воспроизведении от начала до конца. Моей любимой всегда была, есть и будет "
Slaying the Dreamer", как шикарны ее гитары и напористость!
3. Once
Однажды...
В 2004 году по MTV показывали клип на песню "
Nemo" - тогда все и началось. Просто захлестывает ностальгия. Помню как, за неимением интернета, проводила досуг за переводом эскапистских текстов гениального поэта-песенника с англо-русским словариком, и гадала, что же это за цветок, завядший между второй и третьей страницей.
На мой вкус, это самый хард-роковый, жесткий, резкий и прямолинейный альбом из всех, которому немного не хватает объема, полутонов и всплесков тембра и настроения. Несколько по-зимнему притушенный, ровный, получающий развязку в "
Ghost Love Score". Зубодробительная стремительная смесь щедрых ударных, гитар и клавишных. Тарьин вокал доведен до совершенства. Этот альбом остается самым образным для меня, отдельной планетой всего творческого пути Nightwish. Нам рассказывают о рае и аде, любви и боли, смерти и жизни, красоте и увядании; медленный снег сменяется метелью, под покровом которой все живое замирает и превращается в камень; последняя тропа заметается, - дорога в никуда. Чудесное пение сирены и доносящаяся откуда-то из-за горизонта музыка, служащие компасом, теряются за стонами вьюги, и пропадают вовсе. Надгробные плиты, черные скелеты деревьев, статуи, гаргульи, черепа и вороны, и снег. Этот холст соткан из черно-белого.
4. Oceanborn
Он гениален от начала до конца. Все эти композиции сформировали пласт законов и принципов, которым группа следует в создании своей музыки по сей день. Пласт, который вкратце можно охарактеризовать как "симфонический метал с женским академическим вокалом", подхваченный уже впоследствии рядом других коллективов. Названия этих песен увековечены в сознании рядом с самим именем "Nightwish", и любой, кто хотя бы отчасти интересуется творчеством группы, знает прежде всего их: "
Sacrament of Wilderness", "
Passion and the Opera", "
Sleeping Sun", "
Stargazers", "
Moondance", "
Devil & the Deep Dark Ocean"...
Резкий и внушительный скачок "с места в карьер". Альбом, явивший миру гений Туомаса Холопайнена, показавший, какой будет его музыка. Если кто-то у меня спросит, с какого альбома лучше начать знакомство с Nightwish, я без колебаний назову его. Альбом, ставший классикой, проверенный временем. Широкий и необъемлемый как океанская гладь. Красочный, ритмичный, праздничный, уверенный, воздушный, волшебный. Идеальная гармония мягких и летящих клавишных, словно касающихся водной ряби, размашистых бас-гитар и ярких ударных в сочетании с совершенно сказочной флейтой и скрипкой. Темп и настроение здесь может кардинально сменяться по нескольку раз за одну только песню. И эти переходы сделаны невероятно талантливо. Главным украшением альбома, стал, несомненно, вокал Тарьи, придающий ему особую атмосферу, глубину и настроение. Холодный или эмоциональный, высокий или низкий, струящийся, мимолетный и нагнетающий, - здесь раскрылось все богатство его граней. Хочу отметить "
Devil And the Deep Dark Ocean" и "
Passion and the Opera", где Тарья проделала просто потрясающую работу.
5. Angels Fall First
Совершенно завораживающий альбом, отличающийся продолжительными, многосоставными композициями, в которых сложно предсказать, что будет "за поворотом". Тяжелые риффы и ударные, или же неспешные гитарные и клавишные переборы, душевное пение Тарьи, и флейта, придающая действу чарующий фолковый дух; и все это на фоне пасторального финского пейзажа. Общая гармония и спокойствие, нагнетающиеся время от времени для придания акцентов. Гитарное соло в "
Beauty and the Beast", переходящее в Тарьино пение - самое любимое, что есть на альбоме. А с замечательной "
Lappi" время словно останавливается.
Очень самобытный, затрагивающий струны души. Более чем достойный дебют.
6. Imaginaerum
Альбом с роскошным "интро", в виде песни "
Taikatalvi". Вкрадчивым, простым мотивом, словно колыбельная, она мягко пробуждает для странного путешествия со снеговиком, в которое с удовольствием отправляешься, ожидая, что же будет впереди. По Nightwish-канонам компоновки песен на альбомах, второй, для разогрева, идет самая проходная на диске, и бодрая "
Storytime". С ролью своей она справляется на все сто, но хочется ее сократить на один припев, и взамен продлить "
Taikatalvi".
Мечтательный и светлый альбом. Туомас раскрепощен, сыт, доволен окружающей обстановкой и сочиняет просто потому что хочет и ему есть, что рассказать, а не потому, что назрела потребность выплеснуть негатив, как было отчасти в "
DPP". Самый помпезный, альбом "с претензией", перегруженный хором и оркестром. Разнообразные инструменты использованы по полной программе, всего очень много: долбящие барабаны, бас-гитара, перкуссия, флейта, скрипка, клавишные. Вся эта толща впечатляет, конечно, особенно для первых прослушиваний, однако я, например, так и не услышала за ней каких-то гениальных, или, хотя бы, сильно зацепивших мелодий и проигрышей, которые оставили бы неизгладимый след в душе, как, скажем та же "
Meadows of Heaven" с предыдущего диска. Максимально к этому приблизились только "
Taikatalvi" и "
Rest Calm". А наиболее мелодичная здесь, пожалуй, это витиеватая "
Turn Loose the Mermaids". Но мало, за что можно "зацепиться" в эмоциональном плане. Можно долго расписывать многослойность песен, их разноплановость, раскрывшийся вокал Анетт, ангельность детского хора, атмосферно удавшийся джаз и тикающие часы в "
Slow, Love, Slow", эффект демонической свистопляски с Карабасом-Барабасом в "
Scaretale", декламацию в "
Song of Myself", навороченную структуру композиций, но все это лишь обертка по сути незатейливых мелодий, ни одна из которых не привносит откровений в коллекцию Nightwish. Это, конечно, не отменяет того, что они мне нравятся, и альбом мне нравится, просто от музыки Туомаса я всегда жду гораздо большего нежели нравится-не нравится или хорошо-плохо.
7. Wishmaster
Быстрый, звенящий, уносящий в страну волшебства, мрачных сказок и ярких образов. Акцент сделан на голосе Тарьи как нигде больше; он заполняет собой все, часто накладываясь на полную или почти полную тишину, и приобретает жесткие стальные ноты. Звук густой и объемный, несколько мягче чем в "
Oceanborn", но все его славные традиции здесь сохранены в лучшем виде. Тот прекрасный пример, когда стремительный ритм песен ничуть не лишает их мелодичности, потому что у всех есть "второе дно", - развитие, постоянные перепады темпа и настроения. Нет ни одной проходной композиции. Все эти аутентичные мотивы и техничные проигрыши уже настолько засели в подсознании, настолько неотъемлемы, очевидны, закономерны, привычны, гениальны и просты, что, кажется, были всегда, и невозможно представить жанр рок без них.
*оглядывая "простыню"*