Послушав Ayreon ‘01011001’, я лишний раз убеждаюсь, что у Арьена не то что посредственных - неплохих альбомов не бывает, а бывают только превосходные, чем дальше, тем больше (о, как завернула, но всё в этом отзыве будет диктоваться впечатлением – в том числе и стиль…
)
Что до Лукассена - вначале рождается любовь к концепту – затем – всегда удачный подбор исполнителей – и уже через любовь ко всему этому "входишь", проникаешься сопровождающей музыкой. Но 2 последних альбома для меня "передвинули" музыку на передний план.
Первым моим ощущением стал вопрос: «Что ещё можно добавить к Этому?» Потому что для меня как человека, безусловно одобряющего, ценящего и восхищающегося творчеством Лукассена, его проектами (каждый новый согласна ждать по 2-3 года), не могла пройти незамеченной тема, развиваемая им из альбома в альбом. Так вот, '01011001' сюжетно – в некотором смысле «венец» работы, начатой в 1995 году. (Думаю, вы понимаете, что я имею в виду
) Он действительно, образно говоря, стоит на вершине, к которой тянутся ниточки от предыдущих альбомов. Думаю, даже 'Actual Fantasy' не выбивается из этого ряда, думаю, она просто послужила промежуточным пунктом к «открытию» нами всей последующей истории. Впрочем, история настолько хорошо разработана, что по ней можно написать тетраптих или снять тетралогию (Final Experiment – Into the Electric Castle – Flight Of The Migrator – The Human Equation, объединенные ролью в жизни Земли "nation 'Forever'").
Но со всем, что есть – м-р Л., пожалуйста, больше не разрабатывайте данную тему. Чувствую, что она больше не нуждается в этом, "сверх всего". Вы замечательно всё объединили и свели воедино, но хочется чего-то абсолютно нового, такого же приятного на слух и дающего пищу для мозгов
А вот музыка у вас выходит всё круче и круче, причем это не эклектизм, а запредельная, невероятная органичность всего, что Вы умеете "перевязать" между собой, посыпать того, домешать этого, и преподнести на тарелочке очередное аппетитное блюдо (да-да, сия музыка способствует моему улучшению пищеварения и прививает хороший вкус).
Что мне нравится особенно:
1) все песни, которые поют 'Forever' (то есть, все за исключением 'Connect The Dots', 'Web of Lies', 'The Truth Is In Here', E=MC2. Всё-таки они для меня выбиваются из общего плана). Хоровая композиция вернулась, многократно усиленная (по количеству вокалистов) по сравнению с 1998 годом (люблю их "перекликивания", экспромты, ad libs, когда один голос дополняет другой, возносится на высоту или падает с неё – красота необыкновенная, причем иногда не просто голос – "голосище"))) Особенно когда только начинаешь слушать – первые 3 песни буквально forever take you higher and higher, а затем – бац! – и приземление в 'Connect The Dots', которая разрывает треки 3 и 5. Оно-то может быть так задумано, но меня не вдохновляет.
2) "Заморочки". Если "покопаться", можно найти много музыкальных параллелей с предыдущими альбомами. Например, в песне Арьена 'The Truth Is In Here' слышится характерная "Лукассеновская" музыкальная тема, которую можно обнаружить при его исполнении на предыдущих альбомах. То же касается и текста.
Кстати, насчет "музыкальной темы" Арьена и его образа Эйреона/хиппи особенно. Всегда, слушая, вспоминаю любимый анекдот:
Идёт хиппи по проспекту, радостный, улыбается. На футболке написано большими буквами: "Я – дурак!" Навстречу ему – люди. Тоже улыбаются, конечно – живого дурака увидеть. Оборачиваются, чтобы посмотреть ещё раз вдогонку, а у него сзади на футболке написано: "И ты тоже дурак!"
В том-то и разница: он знает правду, а мы только изредка догадываемся…
Но что-то я отвлеклась.
3) То, что некоторые песни я могу воспринимать лично, родные какие-то, их слушаешь не механически, а это важно.
Я знаю, что есть вещи одного и того же автора, которые нельзя сравнивать, но некоторые песни на '01011001' превосходят любимейшие даже 'Human Equation’ в 2-3 раза, например, Liquid Eternity, Beneath The Waves, в первую очередь благодаря отличному подбору вокалистов (в частности, Йорн и Аннеке… ), во вторую – уже упомянутой выше «хоровой композицией», такой любимой на 'Into The Electric Castle'.
Имхо -
9,5 из 10.