DREAM THEATER
Майк Портной (Mike Portnoy) – ударные инструменты
Джон Петруччи (John Petrucci) – гитара
Джон Мьюнг (John Myung) – бас-гитара
Джеймс ЛяБри (James LaBrie) – вокал
Джордан Рьюдс (Jordan Rudess) – клавишные, слайд-гитара
Пресс-релиз.
В современном обществе бытует мнение, что золотая эпоха прогрессивного рока, балансирующего на грани культового и мэйнстримового успеха, прошла уж более 30 лет тому назад, и что на нынешней рок-сцене просто нет места именам, подобным Pink Floyd, Yes или Rush. Как ни странно, оспорить подобную точку зрения очень просто – всего-навсего одним лишь фактом существования и немалого коммерческого успеха нью-йоркского квинтета Dream Theater, группы, которой мы обязаны существованием самого стиля прогрессив-метал в его современном виде. Более того – современный Dream Theater занял на современной рок-сцене именно то место, каковое в золотые дни прогрессивного и арт-рока занимали вышеупомянутые титаны стиля.
Это тем более удивительно, что по своему встраиванию в современный музыкальный пейзаж Dream Theater совершенно не производит впечатление группы-«динозавра»: сознательно или нет, но музыканты коллектива, похоже, озабочены вхождением в современный рок-мэйнстрим даже на уровне внешнего вида: в какой еще серьезной рок-группе наших дней вы увидите барабанщика-виртуоза далеко не юных лет, аккуратно окрашивающим модную бородку в спектральные цвета? Да и прочие музыканты состава недоступных виртуозов из себя не строят – справедливо полагая, что музыка всё скажет сама за себя, на сцене и фотосессиях они придерживаются нормального «уличного вида». Невероятно, но факт – группа, играющая очень непростую музыку, требующую от слушателя и известной эрудиции, и неослабного внимания на протяжении всего концерта – а они у Dream Theater редко длятся менее двух с половиной часов – с начала нового века оказывается желанным гостем на теоретически молодежных рок-фестивалях, будь то знаменитый британский Download Festival или американский тур-фестиваль Gigantour 2004 года. И еще более удивительным фактом для иных критиков «старой немодной музыки», якобы исполняемой Dream Theater, станет удивительное внимание музыкантов к актуальным «моделям этого года», постоянно прорывающихся в аккуратно разработанном для каждого альбома гитарном звучании и общей манере продюсирования – почти каждый раз новой. Подобный подход возник у группы не вчера – таким образом она творит с 1997 года, а интервью музыкантов постоянно сообщают нам, что они в курсе того, что происходит именно на современной рок-сцене. Так что высказывание лидера группы, барабанщика Майка Портного о том, что «секрет успеха нашей группы заключается в том, что мы всегда были коллективом, не соответствующим текущим рок-музыкальным трендам и вкусам массовой аудитории», не вполне соответствует реальности. Сочетание такого подхода с подлинным рок-энциклопедизмом и преданности идеалам музыки 70-х и 80-х годов и делают Dream Theater совершенно уникальным явлением рок-сцены XXI века.
Но, как обычно и бывает, история одной из лучших групп современности началась очень скромно – в сентябре 1985-го 18-летний житель Нью-Йорка Майк Портной, барабанщик-самоучка и поклонник The Beatles и Фрэнка Заппы с детских лет, поступил в знаменитый бостонский музыкальный колледж Беркли, в котором на протяжении последних десятилетий обучалась не одна сотня ставших впоследствии сверхпопулярными рок-музыкантов. Несмотря на молодость, Майка ни в коем случае нельзя было назвать дилетантом – он уже успел поработать с культовым персонажем нью-йоркского хэви-андерграунда С.А. Адамсом (кстати, в одном составе с будущим именитым продюсером Риком Рубиным) и очередным «американским ответом на Black Sabbath» – квинтетом Inner Sanctum, с которым ему довелось записать полноразмерный альбом «12 a.m» (1985). Буквально через две недели после начала занятий Майк джемовал в репетиционном помещении, и на грохот барабанов заявились столь же юные ученики Беркли – гитарист Джон Петруччи и басист Джон Мьюнг. Троице не потребовалось слишком много времени, чтобы понять, что их вкусы полностью совпадают: их одинаково привлекал как гитарноориентированный прогрессивный рок в диапазоне от Фрэнка Заппы до Dixie Dregs, так и классический хэви-метал, в том числе творчество начинающих на тот момент Metallica и Queensryche. Не прошло и нескольких дней, как Майк и два Джона – оказавшихся, кстати, тоже уроженцами Нью-Йорка – приступили к фиксации своих первых музыкальных идей на четырехдорожечную портостудию Майка.
Возвратившись домой на рождественские каникулы, музыканты решили создать полноценный состав и продолжить сочинение авторского материала. Первым рекрутом стал клавишник Кевин Мур, игравший с обоими Джонами в школьной группе Centurion, затем был найден вокалист Крис Коллинз, покоривший Майкла своим умением брать высокие ноты в кавер-версии Queensryche «Queen Of The Reich». К концу мая группа на двух четырехдорожечных магнитофонах записала свою первую настоящую шеститрековую демо-ленту, ставшую в последующие годы одним из излюбленных объектов переизданий CD-бутлеггеров. В это же время квинтет обрел собственное имя Majesty, придуманное весьма странным образом. Вспоминает Майк: «Во время первого семестра в Беркли мы втроем стояли в очереди за билетами на концерт Rush и, естественно, в наших плейерах играла музыка этой группы. Когда я услышал гитарное соло в конце пьесы «Bastille Day», то я поделился с друзьями мыслью, что это соло – совершенное волшебство, на что тут же получил ответ: «Majesty» – отличное название для группы!»
На деньги, предоставленные бабушкой Майка, музыканты напечатали тысячу кассет с записью своего демо – эта запись в последующие годы стала лакомым куском для CD-бутлеггеров всего мира. Активная продажа кассет на летних концертах Majesty и рассылка их «нужным людям» привела к контактам с коллегами из Fates Warning и немецким журналом Rock Hard, однако это движение вперед было прервано разрывом группы с вокалистом: было решено, что Крис слабоват для исполнения материала Majesty. В ноябре группа объявляет о поисках нового вокалиста, но этот процесс затягивается ровно на год – только в ноябре 1987-го фронтменом становится Чарли Доминичи, оказавшийся странным выбором для группы: он был старше остальных музыкантов почти на десять лет, а его музыкальный опыт сводился к долгой работе в ряде нью-йоркских кавер-групп, зато на сцене он мог играть на гитаре и клавишных. Но время, проведенное без вокалиста, не было потеряно Majesty зря – музыканты, уже привыкшие писать материал без вокалиста, за год насоздавали материала на целый альбом, запись которого, как оказалось, была уже не за горами.
В течение 1987-го группа записала инструментальное девятитрековое демо, три номера с которого в декабре были переписаны как вокальные номера с участием Чарли. Эта кассета через музыкантов группы The Crumbsuckers попала в руки менеджера фирмы Combat Records Стива Синклера, который планировал открытие собственного лейбла Mechanic Records под крылом мэйджора MCA. Стив и его коллеги, среди которых был и будущий менеджер группы Джим Питульский, прибыли на репетиционную базу Majesty на Лонг-Айленде и достаточно впечатлились увиденным, чтобы предложить группе контракт, каковой и был подписан 23 июня 1988 года.
Боссы Mechanic Records предоставили музыкантам Majesty самим выбрать продюсера – им стал Терри Дэйт, поскольку, по словам Майка, «он умел быстро и недорого записывать великолепно звучащие альбомы». Запись была произведена всего за три недели, однако музыканты остались недовольны финальным миксом. Пару пьес с альбома перемикшировал знаменитый продюсер Rush Терри Браун, однако они так и не увидели света. А перед самым изданием дебюта, получившего название «When Dream And Day Unite», когда уже был готов логотип группы и обложка LP и CD, фирме стало известно, что название Majesty носит еще одна любительская группа из Лас-Вегаса, причем оно является официально зарегистрированным. Пришлось лихорадочно придумывать новое имя группы – и после обсуждения таких неблагозвучных имен, как Glasser, Magus и M1 – отец Майка, Говард Портной предложил название Dream Theater, которое некогда носил один из кинотеатров в калифорнийском городе Монтерее, где Говард некогда жил. Дебютный альбом обретшей новое имя группы поступил в продажу 6 марта 1989 года, но, к сожалению, не снискал почти никакой реакции на родине музыкантов – положительные, и весьма, отзывы поступали лишь из Европы да Японии. Интересно отметить, что и в России имя Dream Theater было замечено меломанами еще летом 1989-го… Однако Mechanic Records так и не сдержала обещаний о съемках клипа или о предоставлении бюджета для национального турне коллектива. Группа вернулась в свой репетиционный подвал на Лонг-Айленде, и вновь в составе квартета – Чарли Доминичи покинул Dream Theater, его последним выступлением стал концерт 14 марта, когда наши герои открывали нью-йоркское выступление обновленных Marillion.