Значит так. По порядку.
Мой любимый писатель, без сомнения
Макс Фрай (
литературный псевдоним и лирический герой московской писательницы и художницы Светланы Мартынчик, периодически в сотрудничестве с Сергеем Степиным. Писать о Фрае предпочтительнее именно в форме Макс, а не Максим, и именно в мужском роде - об этом говорится в последней книжке Лабиринт Мёнина) - поражает его стиль, его фразеологизмы, его юмор, философия и персонажи - его Тайный сыск - это почти в полном составе мое нынешнее окружение
. У автора потрясающая фантазия на имена и должности, вот некоторые из них -
Мастер Пресекающий Ненужные Жизни сэр Шурф Лонли-Локли
Мастер Преследования Бегущих и Прячущихся леди Меламори Блимм
Мастер Слышащий сэр Кофа Йох
Почтеннейший Начальник Города и Окрестностей сэр Джуффин Халли
Сейчас на наладоннике перечитываю Лабиринты Ехо, а потом - сладенькое, Хроники Ехо, которые я не читал еще. Книга Одиночеств - отдельное шедевральное произведение. Гнезда Химер понравились значительно меньше. Мой Рагнарёк не читал еще.
Начал попутно на покете составлять цитатник Фрая. У него можно цитировать многое =)))
Книги Фрая - это прикрытая легкой тканью фантастики глубина, легко воспринимаемая и крепко ложащаяся на душу философия жизни. Это потрясающе оптимистичные книги, поднимающие настроение всегда, но тем не менее, они тоже заставляют размышлять, примеривать к себе эту чуть-чуть попахивающую безумием философию...
Отдельно еще - очень нравятся стихи Макса, несколько я здесь приведу:
Понимаешь, это - моя война...
Понимаешь, это - моя война,
это только моя война.
Я ее развязал на границах чужого сна.
Понимаешь, я очень хочу проиграть,
до смешного хочу проиграть,
сдаться в плен и спокойно спать.
Понимаешь, но все на моей стороне
в этом чужом, беспокойном сне,
и победа сама в руки просится мне.
Понимаешь, это моя война,
это только моя война.
Пядь за пядью
отвоевана
тишина.
Разговор с тенью.
Белый пух, горячий ветер...
- Спишь?
- Скажи, зачем мы здесь?
- По секрету?
- По секрету.
- Спички есть?
- Конечно, есть.
- Чиркни спичкой, станет ясно:
мы пришли...
- Не надо вслух!
- ...чтобы вспыхнуть и погаснуть,
словно тополиный пух.
- Что ты! Тише! Будет вечер,
чай, пирог, луна в окне,
чашку в руки, плед на плечи...
- Вечер - твой, а вечность - мне?
- Вечер - наш, а вечность - к черту.
- Чиркни спичкой.
- Ты опять?
- Проще быть живым, чем мертвым,
проще плакать, чем молчать.
Вдох. Как граппа ветер крепок.
- Я почти исчез, а ты?
Самый сладкий, напоследок,
выдох - время жечь мосты.
Я вернусь сегодня поздно.
Я вернусь сегодня поздно,
но не слишком, потому что
слишком поздно не бывает
для того, кто жив и весел,
если ждут его живые...
А для мертвых и подавно
слишком поздно не бывает.
И поэтому сегодня
я вернусь - что делать! - поздно,
очень поздно, но не слишком...
Затем -
Артуро Перес-Реверте. Современный и довольно молодой испанский писатель, жанр - псевдодетектив (
объясню, почему псевдо) и исторический роман. Я прочитал пока только две его книги - "Кожа для барабана, или Севильское причастие" и "Учитель фехтования", обе поставил бы в список лучших своих книг - за тонкую философию и сложнейший, идеально точно отображеный внутренний мир персонажей. Книги строятся не на описании действий, как обычно детективы, а на переживаниях и внутренних монологах нескольких главных героев. В моей памяти накрепко засели персонажи из "Кожи для барабана" - и отец Лоренсо Куарт, "солдат на церковной службе", и отец Приамо Ферро, жесткий и немало битый жизнью деревенский священник, и великолепная троица авантюристов - дон Ибраим, Красотка Пуньялес, Удалец из Мантелете. Внимания также заслуживает второстепенный персонаж, Макарена Брунер, типичная представительница современной аристократии. Здесь это - просто хороший женский образ, довольно интересно освещающий внутренний мир женщины.
В "Учителе" единственным "настоящим" персонажем мне кажется сам пожилой маэстро, благородный идальго дон Хайме Астарлоа, настоящий Дон Кихот, только не смешной, а трагичный и великий, "единственный честный человек". Мое мнение, все эти персонажи заслуживают памятников - настолько они живые и настоящие.
Сложные вопросы религии и чести поднимает Реверте в этих двух книгах - он прямо-таки заставляет размышлять, не давая возможности мозгу растрачиваться на экшн.
Еще один любимый писатель -
Джон Фаулз. Пока я дошел только до "Волхва" и "Коллекционера". К сожалению, великий англичанин умер несколько месяцев назад...
Подробно остановлюсь на "Коллекционере". Это книга составлена из двух дневников, авторское мнение отображено только в сносках. Первый - похитителя, Фредерика Клегга, случайно разбогатевшего мелкого клерка, типичнейшую серость, бездарность, полное ничтожество. Единственное увлечение - коллекция бабочек. Язык дневника ужасен, вгоняет в смерную тоску, изобилует ошибками и кривыми выражениями. Второй - дневник Миранды, похищенной Клеггом девушки. Она - художница, творческая и тонкая натура, музыкальна, образованна, слегка заносчива и надменна, но в ее ситуации это простительно. Ее дневник - как сказка после дневника Клегга.
Книга поднимает сложную проблему взаимоотношения обывателей и индивидуальностей. Она показывает, что яркий талант слабее тупых, серых ничтожеств, свято уверенных в собственной правоте, да еще и значительно более многочисленных...
Попозже напишу еще о каких-нибудь своих любимых писателях =)