"Филомена" (2013)
Высшее счастье раба - это пойти на базар и выбрать себе хозяина (не знаю, кто сказал. Возможно, народная мудрость).
Когда киногоу.вру предлагает мне фильм для просмотра, я обычно не ведусь. Но в этот раз колонка кинопродуктов, которые мне гипотетически могут понравиться, зацепила. Возможно, из-за мелькнувших в составе имен Джуди Дэнч и Мишель Файрли, или из-за формулировки "комедия, семейный" в описании, или из-за того, что смотреть сегодня было решительно нечего. Опчим, я сбегала за вафельным рожком, законопатила окна и двери во избежание и нажала на плей.
Первое, что вам нужно знать о фильме - это то, что он основан на реальных событиях. От сих и, как говорится, до сих. Если художественный вымысел и присутствует, то в очень незначительных количествах, ибо автор книги, по которой сняли фильм,как говорится, бдил.
1.
Сюжет.
Немолодой и не очень успешный журналист Майкл Сикссмит (Стив Куган), которого с треском выперли из Бибиси, на светском рауте знакомится с официанткой, пообещавшей рассказать ему историю, от которой невозможно отказаться. Не видя в откровениях малограмотной ирландки никакого потенциала, Сикссмит все же соглашается познакомиться с ее матерью, Филоменой Ли (роль которой блистательно исполнила оскароносная Дэнч). Женщина рассказывает о ребенке, своем сыне, с которым ее разлучили еще в детстве, и просит помочь его разыскать.
В отличие от похожих фильмов, где ответ на вопрос появляется в самом конце, здесь он в самом начале. Буквально через 20 минут после начала, зритель уже знает кто этот ребенок. Теперь героям предстоит ответить на другой вопрос - а как теперь жить с этим знанием? Что теперь делать? И оставшийся час посвящен решению этой задачки.
2.
Актерский состав.
Джуди Дэнч веников не вяжет. Грозная Леди Кэтрин де Бург из "Гордости и Предубеждения" и добродушная простушка миссис Фэйрфакс из "Джейн Эйр", в этот раз она воплотила на экране образ Неточки Ользон.
Ну, честно, я нашу Ауринку в 70 с гаком именно такой и представляю - болтливой, туповатой и оверсенситив (не знаю, как ита парузке). Даже выдержки из блога Нете о необходимости светить и любить ближнего своего Дэнч тоже произносит, как и озвучивает детализированные подробности своей анатомии и физиологии:
- Представляете, Майкл, я даже не знала, что у меня есть клитор!
- Миссис Ли, но ваш сын - гей, а это значит...
- Я знаю, что это значит. Но вдруг он иногда бывает бисексуалом?
Стив Куган, чем-то неуловимо похожий на Микаэля Блумквиста, героя трилогии "Девушка с татуировкой дракона", тоже вызывает исключительно положительные эмоции.
Он особо не наиграл, но в кадре был уместен.
Особая благодарность директору по кастингу за выбор малоизвестного (по крайней мере для меня) актера Шона Махона за роль Майкла Хесса. Роль бессловесная и маленькая, но при этом одна из ключевых. Актёру большой респект.
Если кто-то решит посмотреть фильм, надеясь узреть мамашу Старк, то сразу откажитесь от этой затеи - Файрли мелькнула пару раз в эпизоде.
3.
Локации.
Унылую говняшку "13-ую сказку" я досмотрела только ради красивейших живописнейших пейзажей. Здесь картинка не столь яркая, но тоже очень приятная глазу - мрачная сдержанная красота Ирландии, уютная камерность интерьеров, виды Соединенных Штатов (от Белого дома до штата Миссисипи) - все это перемежается со вставками пленочного хоумвидео, мутного, местами неразборчивого, трясущегося, что создает очень некий "воздух" в фильме.
4.
Юмор.
Есть пара забавных моментов, исключительно для ценителей тонкого британского юмора.
5.
Критика церкви.
Лейтмотивом данной киноработы стал даже не потерянный младенец Филомены Ли, а ненависть и разоблачение Римской Католической церкви. Сначала сам журналист, а потом и режиссер шаг за шагом, минута за минутой экранного времени обличают пороки и преступления, творящиеся под сенью святых распятий. Нетерпимость, жестокость, торговля детьми, подлоги, умышленный вред длиной в десятилетия - это еще неполный список провинностей, которые совершили скромные девушки в черно-белых срачицах. После просмотра, по задумке создателей, зритель обязан воспылать праведным гневом и забросать камнями ближайший к дому храм или монастырь, но что-то пошло не так...
Есть такой румынский фильм «За холмами», снятый скандальным режиссером Кристианом Мунджиу годом раньше. В нем рассказывается история двух сирот - бойкой Войкицы и богобоязненной Алины. По закону жанра, церковь представлена трехглавым змием, чудовищем и мировым злом, но по ходу просмотра понимаешь, что, как говаривал классик, "меня обманывать не надо - я сам обманываться рад". Перефразируя, получим: меня удерживать не надо, я сам удерживаться рад. В лоне Церкви, разумеется.
Героиня Дэнч, малообразованная и ограниченная, скромно и даже раболепно ведет себя со своими бывшими мучителями. Она извиняется за причиненные неудобства, она оправдывает тех, кто украл у нее сына, она защищает их от нападок Сикссмита, обзывая его (!) дураком и паскудой. Ее гораздо больше заботит мнение официантов и горничных, чтобы они ничего такого (тм) не подумали, чем хорошее отношение с человеком, который помогает ей в поисках ее ребенка. Гнуть спину и целовать кнут, которым только что тебя отхлестали - очень в духе рабов божьих. Не будь церкви и ее влияния на жизнь Филомены, было бы что-то или кто-то другой, перед которым она бы пресмыкалась и заочно оправдывала за все, даже самые страшные злодеяния. А если этого "кого-то" не будет, то такие Филомены слепят его себе из говна и пыли, ибо данному сорту людей необходимо страдать, мучиться и прощать. Видимо,без этого жизнь кажется слишком пресной.
Я до самых титров ожидала какого-то всплеска, бури, вызова... Ждала, что Филомена таки призовет к ответу тех, кто искалечил, изувечил и сломал жизнь не только ей, но и ее сыну, но она этого не сделала. Бросив трусливое "Я вас прощаю", она гордо удалилась в закат.
Резюме:
Этот фильм не из тех, после которого целую неделю не можешь нормально питаться. Фильм ровный, в нем максимально сглажены острые углы, он не разрывает изнутри, не бьет по больному, не вскрывает старые раны. В этом его и плюс, и минус. Минус потому, что история, описываемая в книге и случившаяся на самом деле с тысячами женщин, действительно жуткая. И не нужно пытаться эту историю отрихтовать, облагородить и огламурить. Она должна быть показана максимально жестко и жестоко, как сцена изнасилования героини Моники Беллуччи в фильме "Необратимость", которому сегодня исполняется 13 лет.