Пока тут все обсуждают Левиафанов и Дураков, поделюсь впечатлениями от просмотра норвежской арт-хаусной драмы
про маленьких норвежских пидоров "Тот, кто любил Ингве". Но гомофобам бояться нечего - в фильме не будет брутального мужицкого секса, трясущих причиндалами актеров и 101 способа минета. Смотреть можно с родителями и детьми.
Начну я с того, что в 2010 году чисто случайно на норвежском (!) без перевода (!!) и даже без субтитров (!!!) посмотрела фильм "Искусство негативного мышления" про инвалидов. Несмотря на то, что норвежского я не знаю, суть я уловила и даже сильно смеялась, бо больно у актеров рожи были прикольные. Однако поразил меня не сюжет, а, извините за выражение, атмосфера. После этого я отсмотрела еще тонны скандинавского кинА и везде, даже в самом дешевом фильме была эта самая, извините за выражение, атмосфера. И И в чем секрет-то непонятно... Ведь на экране нет ни капли лоска, шика и размаха (c), как в американском кино, нет полуголых накаченных самцов и длинноногих меганфоксов, нет взрывающихся вертолетов, эпичных драк, оскароносных операторов и Хансов Циммеров в качестве композитора, а при этом торкает так, что не можешь оторваться даже на попить.
Это была прелюдия. Теперь о самой ленте. Действие фильма происходит в Ставангере в аккурат после падения Берлинской стены. Два школьника Ярле и Хельге считают себя "нетакимикаквсе" и мечтают стать рок-звездами. Для них все только начинается, они полны планов и надежд на светлое будущее. (Тут будет небольшое лирическое отступление: эти два героя прописаны на 146 процентов и также хорошо подобраны актеры. Ярле в исполнении Рольфа Кристиана Ларсена еще по сути ребенок, он по-детски чист и невинен.
В противовес ему выступает Хельге - не в меру язвительный и циничный, которого блистательно сыграл Артур Бернинг.
И неудивительно, что первая красавица класса Катрина (Ида Ильза Брош) выбирает именно Ярле, а не его бывалого друга).
Время идет, друзья собирают собственный бэнд, репетируют в снятом подвале где-то во фьордах, планируют первые сольные концерты. Их жизнь кипит, они пробуют настоящие взрослые радости, вроде половой любви и баночного пива, еще в полной мере не осознавая весь ужас окружающей их действительности. А этот ужас надвигается на них со скоростью света: город, в котором они живут, сам уклад жизни людей-рабов, покорных, привыкших к тяжелой и нестабильной работе, к окрикам в очередях, к правилам, которые никому по сути не всрались, обстановка в мире - все это в порошок стирает любую попытку жить по-другому, по-новому. (Показательны несколько эпизодов. В первом честная компания пошла в ночной клуб, где их предсказуемо не пропустил внутрь охранник.
- Вы сначала волосы на яйцах отрастите!
- Ну необязательно же оскорблять! - из "крутых" подростков только Ярле возмутился такому тону и таким выражениям.
Во втором Ярле говорит с матерью - тихой, покорной женщиной, потерявшей работу:
- Меня уволили. Но мне дали хорошее рекомендательное письмо...
-Да кому нужны эти письма! - и снова Ярле, еще не представляющий себе всей картины мира, возмущается той "лавиафанщине", что творится вокруг. Он не считает божьей благодатью записку от людей, которые не моргнув глазом вышвырнули на улицу мать-одиночку.
Эти краткие зарисовки создают атмосферу затхлого болота, махровой безнадеги, которая будет тянуться всю жизнь. Серые будни, серые праздники, 50 оттенков серого и это не про плетки.
Есть замечательный шведский фильм "Е*аный Омоль" про шведскую провинцию, в котором блистательно сыграли мои любимки Ребекка Лильеберг и Александра Дальстрём. Там тоже филигранно выписана эта беспросветная тьма, люди-клише, живущие по накатанной, не желающие видеть ничего дальше своего носа, пробовать что-то новое. Вот там, в финале героиня Дальстрем бросает сакраментальную фразу, своеобразный вызов этому протухшему обществу:
- Чего уставились? Мы трахаться идем.
Вот тут такой вызов бросает Ярле, только он сам того не подозревает).
В один прекрасный день в школу переводится новый мальчик Ингве. Он красив, как греческий бог, эрудирован и повидал мир, но при этом он тоже чист и невинен.
(Тут можно провести аллюзию с еще одним хорошим фильмом "Трещины", в котором столбовая дворянка Фиамма приезжает в закрытую школу в Англии и сразу привлекает к себе всеобщее внимание). И Ярле в него влюбляется, но не какой-то там греховной любовью, а с той же самой детскостью и невинностью, с которой он делает все остальные дела. Очень мило и смешно "ломает" велосипед прямо напротив дома Ингве, чтобы был повод зайти, соглашается поиграть в теннис, хотя до этого ни разу не держал в руках ракетку, записывает кассету с собственными песнями, вроде как чисто спонтанно. И тут, когда, казалось бы, все хорошо и Ингве отвечает ему взаимностью, мир юного геюшки раскалывается пополам. Влюбившись и осознав всю неправильность своего выбора, Ярле сбрасывает с себя розовые очки и понимает, какой пиндец его ждет. Самостийный рок-концерт, на котором молодую группу ждал оглушительный успех оборачивается настоящей трагедией в первую очередь для самого Ярле. А Хельге, который в фильме говорит свою главную фразу "Сколько у тебя друзей, Ярле?", вдруг оказывается не друг, не враг, а так. Внезапно! он осознает, что жизнь бунтаря и нетакогокаквсе ему не по душе и выбирает тихую обломовщину с любимой девушкой.
Ярле больше не ребенок, не школьник, перед которым открыты все двери. Он взрослый мужик, который в одночасье теряет любимую девушку, любимого юношу, лучшего друга, группу и свое безмятежное детство. Взросление произошло слишком резко и совсем не так, как планировал герой.
Кульминация фильма и его финал вышибают конкретную такую слезу. Можно ли жить воспоминаниями, когда тебе всего лишь 17 лет или для этого нужно состариться? Можно ли жалеть о прошлом, когда еще вчера весь мир был у твоих ног? Юный и уже такой старый Ярле знает ответы на оба этих вопроса. А Ингве? Что ж, Ярле навсегда останется тем, кто его любил.
П.С. 146/10
Меня редко торкают фильмы настолько, чтобы я хотя бы досмотрела не зевая, а этот буду совершенно однозначно пересматривать.
П.П.С. Один из лучших саундтреков.