Да, настала пора мне написать запоздалую рецензию на Имаджинариум,
а то все уже заждались моего авторитетного мнения, ага, как только жили без него Но тем не менее.
Акт первый
Атеншн! Рецензия будет многабукаф и далека от возгласов "о боже, слёзы восторга, каждая песня - божественный шедевр!", так что слабонервные могут не читать.
С другой стороны, тот факт, что я снова здесь, да ещё и пишу рецензию, говорит о том, что не всё так плохо.
Рецензия, хоть и запоздалая, но я рада, что пишу её именно сейчас, когда уже столько стало известно, и столько в группе изменилось (да и на найткоме, что немаловажно).
В отличии от релизов других групп, каждый новый альбом Найтвиш ждёшь абсолютно с другим настроем и оцениваешь его совсем по-другому, а не просто "очень сильная работа! 9/10", "середнячок 6/10", "очень слабо 3/10". Тут всё совсем на другом уровне происходит. Ты ждёшь, что вот выйдет альбом, и сразу струёй вольётся тебе в душу, как было со всеми предыдущими альбомами, что сразу почувствуешь, что вот оно, да! Туомас, ты читаешь мои мысли, ты чувствуешь мои эмоции.
И самым главным ударом для меня было как раз то, что такого не произошло. Совсем. Уже тогда, когда я только услышала
Storytime и
The Crow, The Owl and The Dove.
Это было совсем не то, чего я ожидала, совсем не то, чего я жаждала. Просто как-то всё изменилось в жизни, и уже всех этих Дэд Боев, Белоснежок и прочего не хотелось.
Выросла девочка, взрослую музыку ей подавай, чо. Ясное дело, ни Туо и компания, ни я в этом были не виноваты, и поэтому я абсолютно забила на Найтвиш.
Если говорить более приближено именно к альбому, у меня сложилось такое ощущение, что Туо всё никак не наиграется с оркестром и хором, и пихает его куда только можно и нельзя. Наверное, это конечно здорово, когда у тебя есть столько инструментов, столько игрушек, а главное возможность это всё использовать! Но итог получается каким-то невнятным, всё кажется перегруженным. Как я выразилась по поводу Сторитайма: столько оркестра и хора в такой песне - как ноутбуком гвозди забивать. Весело-задорно, но нелепо. Может, причиной такого впечатления была усталость от всего этого симфонизма, бешено популярного в начале 2000-х в металле, особенно в female-fronted, и следовавшее из этой усталости ощущение, что это всё какое-то несвежее, устарелое, что Туомас не почувствовал ветер перемен и застрял в 2000-х. Может, причиной был именно личный фактор: признаюсь, скорее я сама переслушала этот самый симфобабметалл; слушала его лет пять назад столько, что уже из ушей обратно лезло; плюс сейчас я вообще в своих музыкальных предпочтениях склоняюсь к минимализму (а-ля
the White Stripes). Ну и ожидания, ожидания, куда же без них. Ясное дело, что твои любимые музыканты не должны их оправдывать, но они всё же сильно влияют на последующие восприятие. Короче, впечатление после первого прослушивания альбома: Туо, ну сколько можно!
Единственной отдушиной - да не то, что отдушиной, а песнями, которые у меня вызвали истинный восторг и надежду, что ещё не всё потеряно - стали
Slow, love, slow и
Arabesque (хотя это скорее не песня, а композиция).
Slow, love, slow - это настоящий, не побоюсь этого слова, шедевр! Я ей просто заслушивалась. Вот, чего я ждала! Вот, что я хотела.
Arabesque - свежее дыхание, потрясающая по атмосфере композиция, где всё меру и со вкусом. Остальные песни я восприняла вообще как какую-то непонятную кашу из симфонического шума. Хотя, нет, не буду преувеличивать, не все, но большую часть. Обе баллады (
The Owl, The Crow and The Dove и
Turn Loose the Mermaid) прошли настолько мимо, что я даже сейчас (стыдно признаться) не смогу напеть мелодию.
Song of myself меня вообще отвратила своим пафосом.
В общем, мой итог был таков: проходим мимо, не стесняемся, но оставляем в голове пунктик, что следующий альбом обязательно нужно заценить. Ведь многие группы после проходных альбомов записывали прекрасные вещи. Та же
Apocalyptica после невнятного
Worlds Collide записала прекраснейший
7th Symphony, не меняя состава, прошу заметить, это важно; так как именно факт присутствия Анетт больше всего меня заставил ждать перелома в творчестве Найтвиш.
Занавес, конец первого акта.
Акт второй
Всё бы так и осталось на своих местах, ни случись Анетт уйти из Найтвиш. И дело не в самой Анетт, а именно в том толчке, в той взрывной волне, которое произвело это событие (уйди из группы Марко, для меня это было бы равносильно по эффекту). Можно долго сетовать на то, что только грустные события повышают активность юзверей на найткоме (да и вообще активность и интерес людей), но увы, так и есть. Всё началось с того, что я начала смотреть видео Флор (своё мнение о ней я уже писала
тут, повторяться не буду), где были и песни с Имаджи, очевидно.
Это меня подтолкнуло более внимательно переслушать альбом ещё раз, спустя более полугода. Это был чудесный день, потому что я бродила весь день по Эдинбургу, наслаждаясь этим сказочным городом и прекрасной погодой, и слушая Имаджи в плеере. Раз за разом. Раз шесть подряд. Конечно, музыка легла уже совсем на другую "почву" и на другие ожидания. И... нет, я по-прежнему не назову этот альбом лучшим у Найтвиш. Но... и да, я покаялась.
Да разверзнутся небеса от вашего негодуя и проклятий, но во время каждой песни я представляла, как бы её спела Флор. Не везде Флор, кстати, выигрывала.
По-прежнему считаю (и не думаю, что моё мнение когда-либо изменится), что лучше Анетт песни
Scaretale и
Song of Myself никто никогда не споёт.
Что ещё сказать? Сейчас я на все песни немного по-другому смотрю. Естественно. И теперь у меня складывается такое впечатление, что создавая этот альбом, Туомас думал о фильме, о том, как оно всё будет в фильме звучать (может, я ошибаюсь, но просто мне так кажется). Как будто он сидел на двух стульях - и альбом надо записать, и песни так написать, чтобы они потом к фильму подошли. (Такая мысль ко мне, кстати, пришла после прослушивания саундтрека, который воистину прекрасен и органичен. И там действительно есть та атмосфера сказки, которая на самом альбом прослеживается не везде). Ну а на двух стульях, как известно, усидеть сложно. Забавно, что в этой теме как раз есть вариант ответа
"Идея заманчива и интересна, но есть сомнения, потянут ли?" Мой ответ: нет, всё-таки немного недотянули в музыкальном плане. Вся надежда на фильм. Если он меня впечатлит, это мне многое объяснит.
Вообще, сама идея пойти дальше записи альбомов и расширять "мир найтвиш" приводит меня в восторг, это как раз то, куда в наше время может развиваться музыка. Диверсифицироваться, так сказать.
Постскриптум
Всё же не могу не сказать по поводу Флор ещё раз. Возможно, я буду эгоистична, эгоистичнее даже Холопайнена (
), но я это ни один раз обдумала и скажу это вслух: да, я безумно хочу, чтобы Флор осталась. И самая главная ересь: я безумно хочу, чтобы Флор
повлияла на музыку Найтвиш. Разумеется, я не говорю о том, что нужно выхватывать синтезатор и ручку и Туомаса и писать тексты и лирику (это у неё получается фиговенько, честно сказать), я говорю о том, что для меня это было бы идеально, если бы Туо писал музыку, ориентируясь на Флор, да-да, именно на её бешеную энергию, драйв, на её "роковость", на её харизму, на то, что её много, её очень много. Не верю, что при этом сам Туомас потеряется. Он не может потеряться, он слишком большая творческая единица для этого.
Имаджинариум (подчеркну, именно музыка, без учёта фильма, концепта и т.п.) мне показался крошечным шагом вперёд, почти не отличимым от топтания на месте. И кто и может встряхнуть группу, дать ей
пинок под зад толчок вперёд и другое направление, так это Флор (я понимаю, не все хотят другого направления, может, даже большинство не хочет, но я хочу). Потому что она как раз та самая точка опоры, которая может выдержать этот груз (без намёков, да
).
P.P.S. Извиняюсь за многабукав, сумбур и впечатление "с дуба рухнула", но я просто дорвалась до найткома и сказала всё, что могла.