Дэвид Митчелл "Облачный атлас"
Тот редкий, если не сказать единичный, случай, когда я посмотрела кино раньше, чем прочитала книгу. Необычный опыт, если честно, потому что я себе такого как правило не позволяю и практически всегда, даже если не знакома с оригиналом, стараюсь исправлять этот недочет.
Может, поэтому мне так редко нравятся экранизации. Так что "Облачный атлас" для меня стал явлением уникальным - и в очередности ознакомления, и, самое главное, в восприятии. Возможно, виноват эффект первого впечатления; возможно, еще какие-то факторы, однако, могу сказать, что фильм мне понравился чуточку больше. Скорее всего, оттого что язык кинематографа во многом более щадящий; многие моменты, которые в литературном произведении оставляют спектр эмоций от грусти до полной обреченности, были переработаны во что-то, вселяющее надежду и спокойствие. Вроде бы все то же самое, а посыл получился разным. Потому я заранее извиняюсь за то, что мне, скорее всего, не удастся избежать некоторых сравнительных ремарок.
Итак,
"Облачный атлас". Роман состоящий из шести отдельных, разножанровых историй, и в тоже самое время каждый последующий сюжет выдвигается из предыдущего как подзорная труба. Местами ощущается, что до конца понять что-либо в одной линии можно только в том случае, если внимательно читаешь другую, потому как в тексте разбросано множество подсказок и намеков; все очень сильно подчиняется четкой внутренней логике произведения.
-
Тихоокеанский журнал Адама Юинга. Приключенческая история, написанная в виде дневника доверчивого американского юриста. У нее довольно зыбучее начало и уникально-наивная середина. Но потом, сюжет постепенно обретает сочные, резкие краски - отвратительная, за редким исключением, команда корабля; гадкое в своем лицемерии и снобизме общество того времени (Золотая лихорадка); мягкосердечный Адам Юинг, который принимает убийцу за своего друга, а по-настоящему преданного и чистого человека - побаивается. Ломка сознания, понимание того, что не все то золото, что блестит. Океан из капель.
-
Письма из Зедельгема. Драма, происходящая в 1931 году. Цена и бремя настоящего таланта, который все равно не будет оценен по достоинству. Ложные влюбленности и истинные чувства, нашедшие выход в одном из самых выдающихся музыкальных произведений. Взаимовыгодное сотрудничество и плагиат; адюльтеры и предательства; интриги высшего света; самопожертвование во имя искусства. В форме писем Роберт Фробишер рассказывает обо всем, что с ним происходит, своему другу Руфусу Сиксмиту, и его последние строки, пронизанные заслуженной гордостью и бессилием, это то, что действительно стоит прочесть.
*Интересный момент: Фробишер на досуге читает "Тихоокеанский журнал Адама Юинга".
-
Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей. 1975 год, Калифорния. Детектив. Молодая журналистка Луиза Рей по наводке Руфуса Сиксмита, уже постаревшего, начинает расследование, ведущее к атомной электростанции. Расследование, которое унесет жизни многих людей, хранителей информации. Деньги. Деньги могут все: нанять киллера, чтобы убить безоружных; подложить в самолет взрывчатку; проводить исследования, которые грозят обратиться катастрофой.
*Интересный момент: Луиза читает письма, которые писал Фробишер молодому Сиксмиту.
-
Страшный Суд Тимоти Кавендиша. Плутовской роман, наше время. Преклонного возраста издатель, пытаясь укрыться от бандитов, которым задолжал, попадает с дом престарелых, откуда невозможно сбежать. "Полет над гнездом кукушки" в ироничном, трагикомичном ключе. Поступки, определяющие дальнейшую судьбу; открытие тех качеств, которые не проявились за всю жизнь; смех сквозь слезы.
*Интересный момент: Кавендиш изучает книгу "Периоды полураспада. Первое расследование Луизы Рей".
-
Оризон Сонми-451. Футуристическая антиутопия. Био-клон Сонми-451 постепенно, шаг за шагом, осознает себя, свое место в мире, не продиктованное законом, а душевное; отвратительное ощущение рабства, замкнутость жизни, надежда и тяга к чему-то новому, что все равно обращается против. Пожалуй, это та сюжетная линия, которую сильно изменили в фильме с точки зрения финала. Форма соблюдена, но вот содержание... Мне, пожалуй, все-таки больше понравился пронзительный и надрывный конец в кинокартине; понравился своим спокойствием, умиротворенностью, чувством того, что не страшно умирать, когда рядом те, кто умрут за тебя. Книжная Сонми фактически смиренно готова ко всему, потому что у нее уже ничего не осталось, а вся жизнь была спектаклем. Мне стало очень грустно из-за отсутствия "новой двери".
*Интересный момент: Сонми смотрит фильм под названием "Страшный Суд Тимоти Кавендиша".
-
П'реправа возле Слуши и все ост'льное. Постапокалиптическая фантастика (не знаю, как еще назвать). Уничтоженный и ничтожный, примитивный мир. Наверное, самая тяжелая часть, хотя, вполне возможно, из-за специфического диалекта, которым она написана. Пастух Закри живет среди простых фермеров и сталкивается с представительницей более развитого народа, и страдает из-за непрекрающейся внутренней борьбы со своим собственным страхом. Сражение с дьяволом.
*Интересный момент: Закри и его соплеменники поклоняются богине по имени Сонми.
Что я могу сказать... Роман очень глубокий и насыщенный. Он скачет от одного персонажа к другому словно американские горки. Тяжело переходить от деловитой манеры Луизы Рей к шутливому Кавендишу, а еще труднее читать странную речь Закри после потрясающе точеных фраз Сонми. Но в итоге все как-то собирается воедино, и понимаешь, что за эту книгу проживаешь не одну, а сразу шесть жизней. Каждая из них была яркой, интересной и местами болезненной. И каждая заставляет что-то понять и принять.
Я не знаю, каким был бы мой отзыв, если бы я сначала прочитала книгу, а уже потом посмотрела фильм - скорее всего, причитала бы на тему, зачем вырезали Еву и почему шестнадцатилетнего паренька играет Том Хэнкс
Но случилось, как случилось, и все же заоблачное умиротворение киноверсии мне оказалось ближе. Хотя, повторюсь, я ничуть не умаляю заслуг автора - это просто мое желание думать о будущем с надеждой.