Вощем, очаровательная Хайке Ланганс дала нам интервью.
За помощь с вопросами и переводом спасибо
Вере Донован, которая ВСИХДА оказывает поддержку.
Дорогая Хайке! Спасибо, что согласилась ответить на наши вопросы. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что такое интервью – большой сюрприз для русских фанатов.
МГ: Пару дней назад завершился масштабный фестиваль Metal Female Voices Fest, который проходил в Бельгии. Draconian тоже участвовали и исполнили не только старые песни, но и представили публике совершенно новый материал. И это был твой дебют на сцене с ребятами, так ведь? Опиши, пожалуйста, свои впечатления.
Хайке: Моим первым впечатлением было ощущение, что все участники феста являются одной большой семьей. С той минуты, как я ступила на сцену, я почувствовала столько позитивной и доброй энергии, что перестала трястись от страха. Дело в том, что я и Андерс свалились с жутким гриппом буквально за пару дней до шоу и я даже не знала, как дебютировать в таком состоянии. Но каждый, с кем я познакомилась на фестивале, старался меня поддержать и вселить веру в себя. Без всего этого, думаю, было бы намного хуже. Хотя не скажу, что все прошло гладко – у меня были некоторые проблемы во время выступления, но я была счастлива наконец выступить с группой, для участия в которой мне пришлось пройти огонь и воду. Нам всем было хорошо и мы чувствовали, что люди ждали нашего возвращения. Прекрасный фестиваль и прекрасные люди.
МГ: На официальной страничке группы в фейсбук появилась информация о записи нового альбома. Я понимаю, что ты не можешь разглашать детали, но все же – не могла бы ты хоть на чуть-чуть приоткрыть завесу тайны над этой кухней? Будет ли альбом в привычном стиле дум-метала или мы можем ожидать чего-то нетипичного как для группы, так и для стиля в целом?
Хайке: Мы только что завершили запись ударных. До конца года мы будем писать все остальное. Группа не изменила свой стиль, но я могу сказать, что новый материал носит привкус старого Draconian, хотя и продолжает все время развиваться. Лично я считаю, что в музыке прибавилось меланхолии и мрачных нот, но в то же время я этим очень довольна. Ну и если смотреть с точки зрения «фаната» каковым я и являюсь, то думаю, что поклонники группы останутся довольны.
МГ: Уже несколько лет ты живешь в Швеции, хотя родом из Южной Африки. Не скучаешь по дому или же суровые северные пейзажи – это по-настоящему «твое»?
Хайке: Я всегда очень легко адаптировалась к любым условиям. Я следую туда, куда зовет меня мое сердце, впитываю все новое и принимаю вызов судьбы. С тех пор, как я увлеклась мифологией, я мечтала посетить Скандинавию. Но при этом никогда не думала, что в один прекрасный день я там буду жить. Знаешь, в Швеции удовлетворяется моя потребность в изоляции, однако, я пришла к выводу, что в любой стране есть плюсы и минусы, которые могут сильно усложнить или облегчить жизнь. Ты просто это должен принять как данность и все.
Разница же между Швецией и ЮАР настолько большая, что их даже сравнивать некорректно. В Швеции меня радует климат, сервис, музыкальный мир и всякие льготы, но при этом я нахожу страну не слишком-то терпимой и дорогой. И очень многие жители наивны и живут будто бы в пузыре, внимая все, что говорят им политики.
Кейп-Таун (родной город Хайке – прим. пер) – очень красивый, спокойный и творческий город. Хотя, как и любой гражданин ЮАР, я очень устала от коррупции и преступности, хотя я осознала масштаб проблемы только тогда, когда уехала оттуда. Честно говоря, я чувствую себя лучше рядом с горячими и темпераментными согражданами. Я достаточно прямолинейна, приветлива и никогда не сплетничаю за спиной, в то время как многие шведы стараются избежать прямого разговора любой ценой и это создает массу проблем. Подытоживая, я скажу, что у меня прекрасный парень и друзья в Кейп-Тауне и я солгу, если скажу, что не скучаю по ним. Тем не менее, я была бы не против, если бы они приехали ко мне и попали под влияние магии шведской природы и первородной энергии, которая повсюду!
МГ: А как ты следишь за своим голосом? Не могла бы ты дать пару советов другим метал-певицам?
Хайке: Знаешь, я худший вариант, чтобы давать кому-то советы. Я никогда не была настоящей дивой со всеми этими штуками, вроде заботы о своем горле. Обычно я делаю несколько разогревающих упражнений и пою столько, сколько возможно. Пение – это не то, чем я занимаюсь изо дня в день, нет! И я даже претворяться не стану, что делаю кучу предосторожностей, чтобы сохранить голос. У меня он довольно мягкий и его трудно контролировать, когда я начинаю петь с опорой, поэтому главная задача для меня – это хорошо спеть на сцене, а не причитать в микрофон. Я думаю, что у каждого певца есть собственные хитрости, которые зависят от самого голоса.
МГ: Сейчас очень популярно утверждение, что метал (как стиль) – умирает и современные группы не имеют шансов удивить общественность. Что ты думаешь по этому поводу?
Хайке: Ой, те люди, которые говорят про умирающий метал, меньше всех других готовы к чему-то новому. В какой-то степени я могу согласиться, потому что я нахожу не так много новых групп, которые бы не напоминали мне что-то из того, что я слышала прежде, а с другой стороны – метал либо развивается дальше, либо реинкарнирует старые стили и концепции.
Вот просто возьми жанр Stoner Doom, как пример. Он ведь является продолжением всяких ретро-групп, но на данный момент вовсю развивается. И хотя многие группы в этом жанре звучат похоже, я все равно рада, что могу наслаждаться огромным пластом новых групп, играющих в стиле, который раньше я не могла оценить в полной мере из-за возраста.
Ну и сейчас очень много поджанров, так что многие любители олд-метала, наверное, чувствуют себя разочарованными, но люди ведь экспериментируют и раздвигают границы! В конце концов, иногда обновленная и осовремененная тру-версия не так уж и плоха.
МГ: Кстати, а чем ты занимаешься помимо музыки?
Хайке: Творчеством. Я люблю рисовать, обрабатывать, фотографировать, а вот последние дни я провела за шитьем. Часть жизни я провожу за чтением и изучением чего-то нового. Я страшный ботан и поэтому могу целый день читать статьи, доклады, книги, смотреть телепередачи или презентации. Мне интересно все на свете и всегда находится что-то такое, что я бы хотела поучить.
МГ: Это наш традиционный вопрос. Так как ты из ЮАР, то не могла бы ты порекомендовать три молодые и талантливые, но малоизвестные группы из Африки для обязательного ознакомления?
Хайке: Всего лишь три? Нееет, ведь тогда мои друзья скажут, что я считаю кого-то лучше, а кого-то хуже. Мы ведь дружная метал-семья. Но я постараюсь выбрать несколько групп, которых приятно и послушать и на которых приятно посмотреть: 'Megalodon' – прогрессив-метал группа из моего города, 'Wildernessking' – блэк-металлисты, тоже из Кейпа и 'Theatre Runs Red' из Дурбана.
Есть еще несколько групп, которые приостановили свою деятельность. Например, блэк-металлисты 'Warthane', 'Crow Black Sky' и 'Rigormortem'. Очень трудно постоянно выдавать что-то новое в этом жанре, но эти ребята очень талантливы и заслуживают большего внимание со стороны общественности.
МГ: Ты говорила, что увлекаешься Скандинавией с юных лет. Скажи, пожалуйста, если бы у тебя была машина времени, ты бы хотела отправиться к викингам?
Хайке: Будучи женщиной? Хаха! Нет, конечно. Я не хотела бы сидеть дома и заплетать волосы орде чумазых ребятишек. Я бы хотела управлять кораблями или убивать драконов! В детстве я прочла книжку об одной девочке, которая переоделась в мальчика и поплыла следом за своим отцом, викингом. Она нашла кучу магических животных в лесах Скандинавии. Эта книга произвела на меня колоссальное впечатление, и я решила, что когда-нибудь я тоже там побываю. Получите-распишитесь, как говорится! Теперь я здесь живу!
МГ: Можешь описать свой обычный день?
Хайке: Это зависит от того, где я нахожусь. Вот сейчас я ожидаю звонка из муниципалитета, который должен мне выписать разрешение на работу.
А обычно я использую свободное время чтобы сочинять музыку, искать какие-то статьи, пытаюсь найти удаленную работу, фотографирую, коллекционирую минералы, шью, играю со всеми кошками в пределах досягаемости, медитирую, разрабатываю эскизы для мерча и с ума схожу без своего парня.
Может, такой распорядок и выглядит странным в глазах нормальных людей, но я нашла свое место. Творчество – это свобода.
МГ: Я не могу не спросить о Лизе. Я читала в интервью, что вы встретились, когда ты только переехала в Швецию. Вы общаетесь?
Хайке: Я видела ее мельком в цветочном магазине, когда приехала на прослушивание, но больше мы не встречались. Мы все очень уважаем ее выбор жить с сынишкой в другом городе, но особого контакта с ней ни у кого нет. Недавно я думала о том, чтобы пойти повидаться с ней, рассказать ей последние новости, и посмотреть, что она делает. Возможно, я это на днях и сделаю.
МГ: Можешь описать идеальный сет-лист группы Draconian?
Хайке: Хм… Сложный выбор. Death Come Near Me, She Dies, Morphine Cloud, A Slumber Did My Spirit Seal, The Amaranth, In Solitude, A Failure Epiphany и почти все с нашего будущего альбома, хаха! Возможно, я пристрастна, и выбираю по принципу «где больше женских партий», возможно, я выбираю более думовые вещи, которые позволят нам на сцене между куплетами кофе сварить.
МГ: Как ты относишься к интернет-пиратству? Ты считаешь, что это плохо или же наоборот – прекрасная возможность заявить о себе всему миру начинающим музыкантам?
Хайке: Я не буду сейчас лицемерить и публично порицать пиратов, потому что я сама всю жизнь скачиваю музыку. Многие музыканты (и я в том числе) мечтаем о том дне, когда мы сможем бесплатно записывать музыку и потом ее же бесплатно распространять. Но пока существует кредитно-денежная система и мы вынуждены чем-то зарабатывать себе на жизнь, пиратство будет проблемой. Некоторые бедняги могут потерять большие деньги просто так. Но я считаю, что бесплатное распространение музыки в сети – это отличная возможность для молодых независимых групп, чтобы рассказать о своей музыке миру.
Ну и подытоживая, я скажу, что чувствовала бы гордость, если бы услышала, что кто-то настолько впечатлен нашей музыкой, что даже готов украсть ее, хаха! Или может у меня просто розовые очки… Знаешь, мы сами еле сводим концы с концами, поэтому я не могу обвинять других людей в том, что они не хотят тратить свои с трудом заработанные деньги на то, что не могут себе позволить.
А вот коллекционирование виниловых пластинок – это вещь! И если бы больше групп выпускали альбомы именно в таком формате да еще и с прекрасными иллюстрациями, то я думаю, что больше людей захотели бы потратить свои денежки.
МГ: Какой твой любимый альбом группы?
Хайке: А вот теперь мне действительно трудно ответить, потому что я люблю каждый альбом, но так как я познакомилась с группой в период выхода 'Arcane Rain Fell', то я назову его.
МГ: Есть ли еще какой-нибудь стиль или жанр, где ты бы хотела себя проявить? Может быть, сыграть в театре или мюзикле? Или погроулить в дэт-метал-группе? У тебя есть собственные амбиции как у вокалистки или же ты полностью удовлетворена тем, что имеешь на данный момент?
Хайке: Я люблю все жанры. Если мне эмоционально близко то, о чем поют и как поют, то мне все равно, какой это жанр. Я обожаю электронщину, готик-американа или дак-кантри, фолк, неоклассику, синтипоп 80-ых и ретро. Если бы у меня было время поучаствовать в чем-то еще, то я была бы полностью удовлетворена. Да, в какой-то степени это мои амбиции. Но сейчас я загружена делами группы и своего сольного проекта. Поэтому, пока у меня есть площадка для самовыражения, я себя чувствую комфортно. Ну и в конце концов, я думаю, что буду заниматься своим сольным проектом, только на более профессиональном уровне. Да и вообще – нет группы, лучше Draconian, поэтому я не буду бегать за кем-то, просясь у них попеть!
МГ: Если бы тебе предложили стать сессионной певицей в любой группе, то что бы ты выбрала?
Хайке: Возможно, группы в стиле Stoner Doom или Psych Rock. Обожаю музыку такого типа. И думаю, что рано или поздно у нас будет дуэт… И еще я подумываю возобновить мои уроки гитары… Или позволить это сделать парням. Пф!
МГ: Теперь ты поешь в дум-метал группе. Что ты думаешь об этом направлении в музыке? У тебя есть любимые группы?
Хайке: Ох, я слушала дум еще до того, как присоединилась к Draconian, однако эта группа была одной из тех, которые стали причиной моей любви к думу. Этот жанр очень эмоциональный, темный, даже философский и затрагивает лично меня. Я всегда любила медленные, мелодичные и меланхоличные песни. Мы настоящие эмо!
Раньше мне нравился готик/мелодик-дум. Я начинала с таких групп, как Draconian, My Dying Bride, Anathema, Paradise Lost, Katatonia, Esoteric и так далее. А уже потом к этому списку добавились группы, играющие в жанре Funeral, Atmospheric и Death Doom. Сейчас я люблю жанр Stoner Doom.
Невозможно выбрать фаворитов, потому что я ценю уникальность, а она есть в каждой группе из моего списка, даже если это какой-то необычный гитарный рифф или вокальный изыск. Нет, я не могу выбрать любимчиков. Покажи мне любую дум-группу и я найду в ней что-то особенное и прекрасное.
МГ: Наверное, тебе задавали этот вопрос тысячу раз, но скажи, пожалуйста, как ты познакомилась с музыкой Draconian? Какая первая песня попала в твой плеер?
Хайке: Впервые я услышала группу еще в школе, тогда было как-то проще найти людей, которые слушают то же, что и ты и вместе открывать для себя новые коллективы. Поколение юных рокеров… Я тогда была типичной готессой и знакомоство с Draconian было вполне предсказуемым. Песня 'Death Come Near Me' была первой.
МГ: И еще один вопрос про Швецию. Ты не могла бы побыть гидом и назвать три места, которые нужно обязательно посетить, находясь в Швеции?
Хайке: К сожалению, я не ездила по всем этим туристическим тропам с тех пор, как переехала в Швецию. Я веду скучную жизнь шведского музыканта, живущего в маленьком городке, ха-ха! Но я могу сказать, что действительно обожаю местные пейзажи и постоянно меняющуюся погоду. Я один раз была в Гётеборге, Эребру и в нескольких городишках в Вармланде. Кстати, озеро Венерн – прекрасное, а я живу в городке прямо возле него. Я люблю быть рядом с водой.
МГ: Ты когда-нибудь была в России? Что ты знаешь об этой стране?
Хайке: Еще нет, но я думаю, что у меня будет такой шанс в скором будущем.
Я знаю, что по мнению многих аналитиков, Россия – это полукриминальное государство, но мне кажется, что в последнее время она становится все более независимой и наконец сама начинает решать свои проблемы без привлечения Штатов или Европы. Я очень люблю российскую науку, ваши технологии и все такое.
Знаешь, я много общалась с музыкантами, которые были у вас и они все, как один, называют Россию одной из самых комфортных для выступления стран. Прекрасные фанаты, хороший гонорар, сервис, охрана, даже питание и проживание на пять звезд!
Конечно, в каждой стране есть хаос, криминал и коррупция. Но нужно мыслить позитивно. В каждой стране есть и масса плюсов. Я с нетерпением жду поездки в Россию. (Водка, кхе-кхе).
МГ: Ну и последний вопрос – не могла бы ты передать пару слов своим поклонникам в России, Беларуси и Украине?
Хайке: Не могу дождаться встречи с вами! Я получила массу писем от вас, когда пришла в группу и я очень ценю это. Я знаю, что большую часть времени я буду пьяна, но думаю, что это того стоит. Надеюсь, никто не одолжит мне ружье в это время. Я еще на ютьюбе смотрела нарезку 'We Love Russia', хе-хе.
Я не уверена, что сейчас в Украину стоит ехать или обсуждать ситуацию там, но я верю, что однажды смогу приехать и туда.
Спасибо, милая Хайке, за такое большое и интересное интервью! Ждем тебя в России.