Да- я знаю- любой модератор при виде такой темы хватаеться за голову.
Но товарищи- здесь стало скучно- время танцевать рок-н-ролл.
Я поднимаю тему теологии и атеизма. Она уже прозвучала в одном из топиков. С тех пор я посвятил некоторое время подготовке к ведению такого рода дискуссий и теперь поднимаю её в полный рост.
Начну с комментария цитат звучавших в другом топике. В дальнейшем- готов вести дискуссию по теме по возникающим вопросам.
Для начала хочеться поставить вопрос, почему оно работает не у всех? Почему бог который вроде как создал людей, создал их неравноправными в этом отношении. Особенно если учесть что это важно, и что человек этой "интуиции" лишённый будет гореть в аду? Предвидя тот аргумент что мы мол сознательно "забиваем" это чуство могу сказать что оно в таком случае лишено объективности. Почусвтовать можно всё что угодно и даже зелёного змия увидеть. Но ведь надо проверять свои представления, надо контролировать не только свои чувства, но и свои ощущения, — ведь мало ли что может показаться человеку? Совсем другое дело, когда мы проверяем наши чувства и ощущения при помощи практики и при помощи разума, основанного на той же практике. Тогда у нас есть известная гарантия того, что мы не впадем в какую-нибудь элементарнейшую ошибку или не окажемся жертвой очень простого и грубого обмана. Вот я заявлю вам, что я — не кто иной, как воскресший апостол Петр. Ведь вы же не захотите просто поверить мне, вы потребуете каких-то доказательств. Предвижу такое возражение с вашей стороны: в бога верить мне моя интуиция велит, а в вас как в апостола Петра, наоборот, запрещает; мне не верится в то, что вы — апостол Петр. Если вопрос решается только этим, то мое положение в роли апостола Петра не так уж безнадежно: вы не поверите, еще кто-нибудь поверит. Разве мало известно случаев и в прошлом и в настоящем, когда предприимчивый авантюрист убеждал простодушных людей во всем, в чем ему угодно. Так что утверждение о том что эта самая интуиция хоть сколько-то "точна" абсолютно несостоятельно.
Тут всё очень просто. Недоказуемость и неопровержимость чего бы то ни было означает, что оно никак не может сообщаться с нами, то есть обнаружиться для нас. Но необнаружимость для нас в свой черед еще означает, что оно не может обнаружиться и для сего мира, с которым мы сообщаемся, - для естественной вселенной: иначе оно, может быть, еще не сообщалось, но могло бы сообщаться с нами опосредованно, через эту вселенную. И чтобы быть совершенно недоступным знанию, надо совершенно не взаимодействовать с миром ни в какой форме. Кому нужен такой глухой и бездеятельный бог?
Но и это еще не все следствия непостижимости. Что, собственно, значит, что бог нигде, никогда и никак не действует на нас и на вселенную и не подвергается действию? Да ведь это значит, что бог не существует. Потому что существование состоит в действии. Верующие в бога сами отвергают возможность узнать, чем он является. Все, что могли до сих пор сказать о боге, негативно - не естественно, не видимо, не познаваемо, не конечно и т. д.
Логическое продолжение этих отрицаний, единственно совместимое с ними, не существует. Абсолютное познание - всего и полностью - цель пока недостижимая не только для одного человека, но и для всего человечества. И тем не менее мы можем уверенно отмести всякую мистику. Потому что если что-то существует, то могут быть и доказательства.
Здесь упомянута смесь двух широко известных доказательств существования бога. Разберём по порядку.
В научном (а)теизме первое из этих доказательств называеться телеологическим.
Суть телеологического доказательства заключается в ссылке на целесообразность всего существующего и выводе о том, что причиной этой целесообразности может быть только разумная и благая сила, руководящая миром. То есть как и сказано в цитате- идеально сконструированная, гармоническая система.
Против телеологического доказательства выступали Фр. Бэкон, Спиноза, Кант, французские материалисты. Приведу относящиеся к данному вопросу рассуждения Гольбаха.
В мире, писал он, действительно, существуют явления, поражающие нас своей видимой организованностью, упорядоченностью и целесообразностью. Но существуют явления и противоположного порядка. Каждое живое существо представляет собой гармоническое сочетание элементов и органов. Но нельзя не видеть того, что эта гармония в ходе жизни организма обязательно нарушается и в конце-концов организм обязательно погибает. “К чему же сводятся тогда мудрость, разум и благость той мнимой причины, которой приписывали происхождение этой прославленной гармонии? Где мудрость, благость, предвидение, неизменность планов верховного работника, который как будто только тем и занят, что портит и ломает механизмы, на которые нам указывают как на шедевры его могущества и искусства?.. Если он позволяет, чтобы машины, которые он наделил способностью чувствовать, испытывали страдания, он лишен благости. Если он не мог сделать свои произведения более прочными, то он лишен искусства”.
Целесообразность явлений природы никак нельзя признать абсолютной.
Где целесообразность того, что в каждом животном или растительном организме имеются так называемые рудиментарные органы, которые совершенно не нужны ему, а иногда вредны и даже опасны. Для чего существует червеобразный отросток слепой кишки? Для аппендицита, видимо, так же, как зуб мудрости — для зубной боли...
Я предвижу аргумент того что мы не до конца познали всю целесообразность мира так как в цитате есть намёк ещё на одно известное доказательство существования бога- так называемое космологическое доказательство бытия божия.
Оно исходит из понятия причины и на первый взгляд весьма просто и даже как будто убедительно: поскольку вселенная существует, она должна иметь свою причину; бог и играет роль этой первопричины — он создал мир.
Философ-материалист XVII века Спиноза называл космологический аргумент убежищем невежества. Люди не перестают, говорил он, спрашивать о причине причин до тех пор, пока им не укажут мнимую причину и не дадут таким способом возможности укрыться их невежеству. По Спинозе, никакой первопричины вне природы не существует, ибо природа есть причина самой себя.
Каково то что существовало вечно? Какова причина причин? Почему не допустить, что это скорее природа или материя, о которых мы имеем представление, чем какой-то чистый дух или какое-то активное начало, о которых мы не можем составить себе никакого представления. Понятие всеобщей причины нельзя отождествлять с понятием бога и что с большим правом этим понятием следует обозначать природу.
Оно из двух: либо нечто может быть причиной самого себя, ничем и никем никогда не созданное, либо это невозможно. Если считать, что что-нибудь может существовать вечно и бесконечно, никем никогда не созданное, то какие же мы имеем основания отрицать, что именно природа, в которой мы живем, часть которой мы сами составляем, что именно она существует бесконечно и вечно. Почему нам отодвигать вопрос на одну инстанцию вперед, доходить до бога и говорить, что это конец? Какие основания выдвигать эту новую инстанцию? Никаких логических оснований, никаких материальных оснований для этого нет. Природу мы видим, ощущаем, сами “состоим в ее штате”, мы трудимся над материалами, которые берем в природе, ее существование ежемгновенно подтверждается практикой. А что касается бога, то никаких свидетельств его существования мы не видим и не ощущаем и никогда не видели и не ощущали.
Вообще мне нравиться методика утверждения невозможности доказательства существования бога с последующей (в следующем абзаце) попыткой это сделать.
В посте использованы материалы
И. А. Крывелев- О Доказательствах Бытия Божия
А. Вязовский -Немного о сверхъестественном.
Но товарищи- здесь стало скучно- время танцевать рок-н-ролл.
Я поднимаю тему теологии и атеизма. Она уже прозвучала в одном из топиков. С тех пор я посвятил некоторое время подготовке к ведению такого рода дискуссий и теперь поднимаю её в полный рост.
Начну с комментария цитат звучавших в другом топике. В дальнейшем- готов вести дискуссию по теме по возникающим вопросам.
Цитата:Мы не можем почувствовать Бога нашими пятью чувствами. У некоторых людей работает еще т.н. "шестое" чувство - предвидение, интуиция, исключающая логику. Если не забивать это чувство, оно часто может быть довольно точным.
Для начала хочеться поставить вопрос, почему оно работает не у всех? Почему бог который вроде как создал людей, создал их неравноправными в этом отношении. Особенно если учесть что это важно, и что человек этой "интуиции" лишённый будет гореть в аду? Предвидя тот аргумент что мы мол сознательно "забиваем" это чуство могу сказать что оно в таком случае лишено объективности. Почусвтовать можно всё что угодно и даже зелёного змия увидеть. Но ведь надо проверять свои представления, надо контролировать не только свои чувства, но и свои ощущения, — ведь мало ли что может показаться человеку? Совсем другое дело, когда мы проверяем наши чувства и ощущения при помощи практики и при помощи разума, основанного на той же практике. Тогда у нас есть известная гарантия того, что мы не впадем в какую-нибудь элементарнейшую ошибку или не окажемся жертвой очень простого и грубого обмана. Вот я заявлю вам, что я — не кто иной, как воскресший апостол Петр. Ведь вы же не захотите просто поверить мне, вы потребуете каких-то доказательств. Предвижу такое возражение с вашей стороны: в бога верить мне моя интуиция велит, а в вас как в апостола Петра, наоборот, запрещает; мне не верится в то, что вы — апостол Петр. Если вопрос решается только этим, то мое положение в роли апостола Петра не так уж безнадежно: вы не поверите, еще кто-нибудь поверит. Разве мало известно случаев и в прошлом и в настоящем, когда предприимчивый авантюрист убеждал простодушных людей во всем, в чем ему угодно. Так что утверждение о том что эта самая интуиция хоть сколько-то "точна" абсолютно несостоятельно.
Цитата:Доказать существование Бога невозможно - ни притчами, ни логикой (также как и его отсутствие). Но это и не требуется. Притчи просто заставляют думать на эту тему, рассуждать, как раз чтобы вера не была слепой.
Тут всё очень просто. Недоказуемость и неопровержимость чего бы то ни было означает, что оно никак не может сообщаться с нами, то есть обнаружиться для нас. Но необнаружимость для нас в свой черед еще означает, что оно не может обнаружиться и для сего мира, с которым мы сообщаемся, - для естественной вселенной: иначе оно, может быть, еще не сообщалось, но могло бы сообщаться с нами опосредованно, через эту вселенную. И чтобы быть совершенно недоступным знанию, надо совершенно не взаимодействовать с миром ни в какой форме. Кому нужен такой глухой и бездеятельный бог?
Но и это еще не все следствия непостижимости. Что, собственно, значит, что бог нигде, никогда и никак не действует на нас и на вселенную и не подвергается действию? Да ведь это значит, что бог не существует. Потому что существование состоит в действии. Верующие в бога сами отвергают возможность узнать, чем он является. Все, что могли до сих пор сказать о боге, негативно - не естественно, не видимо, не познаваемо, не конечно и т. д.
Логическое продолжение этих отрицаний, единственно совместимое с ними, не существует. Абсолютное познание - всего и полностью - цель пока недостижимая не только для одного человека, но и для всего человечества. И тем не менее мы можем уверенно отмести всякую мистику. Потому что если что-то существует, то могут быть и доказательства.
Цитата:
Для меня единственным и непоколебимым доказательством существования где-то высшей силы является сам факт появления нашего мира. Такая сложная, идеально точно сконструированная, гармоничная система не могла появиться случайно.
Здесь упомянута смесь двух широко известных доказательств существования бога. Разберём по порядку.
В научном (а)теизме первое из этих доказательств называеться телеологическим.
Суть телеологического доказательства заключается в ссылке на целесообразность всего существующего и выводе о том, что причиной этой целесообразности может быть только разумная и благая сила, руководящая миром. То есть как и сказано в цитате- идеально сконструированная, гармоническая система.
Против телеологического доказательства выступали Фр. Бэкон, Спиноза, Кант, французские материалисты. Приведу относящиеся к данному вопросу рассуждения Гольбаха.
В мире, писал он, действительно, существуют явления, поражающие нас своей видимой организованностью, упорядоченностью и целесообразностью. Но существуют явления и противоположного порядка. Каждое живое существо представляет собой гармоническое сочетание элементов и органов. Но нельзя не видеть того, что эта гармония в ходе жизни организма обязательно нарушается и в конце-концов организм обязательно погибает. “К чему же сводятся тогда мудрость, разум и благость той мнимой причины, которой приписывали происхождение этой прославленной гармонии? Где мудрость, благость, предвидение, неизменность планов верховного работника, который как будто только тем и занят, что портит и ломает механизмы, на которые нам указывают как на шедевры его могущества и искусства?.. Если он позволяет, чтобы машины, которые он наделил способностью чувствовать, испытывали страдания, он лишен благости. Если он не мог сделать свои произведения более прочными, то он лишен искусства”.
Целесообразность явлений природы никак нельзя признать абсолютной.
Где целесообразность того, что в каждом животном или растительном организме имеются так называемые рудиментарные органы, которые совершенно не нужны ему, а иногда вредны и даже опасны. Для чего существует червеобразный отросток слепой кишки? Для аппендицита, видимо, так же, как зуб мудрости — для зубной боли...
Я предвижу аргумент того что мы не до конца познали всю целесообразность мира так как в цитате есть намёк ещё на одно известное доказательство существования бога- так называемое космологическое доказательство бытия божия.
Оно исходит из понятия причины и на первый взгляд весьма просто и даже как будто убедительно: поскольку вселенная существует, она должна иметь свою причину; бог и играет роль этой первопричины — он создал мир.
Философ-материалист XVII века Спиноза называл космологический аргумент убежищем невежества. Люди не перестают, говорил он, спрашивать о причине причин до тех пор, пока им не укажут мнимую причину и не дадут таким способом возможности укрыться их невежеству. По Спинозе, никакой первопричины вне природы не существует, ибо природа есть причина самой себя.
Каково то что существовало вечно? Какова причина причин? Почему не допустить, что это скорее природа или материя, о которых мы имеем представление, чем какой-то чистый дух или какое-то активное начало, о которых мы не можем составить себе никакого представления. Понятие всеобщей причины нельзя отождествлять с понятием бога и что с большим правом этим понятием следует обозначать природу.
Оно из двух: либо нечто может быть причиной самого себя, ничем и никем никогда не созданное, либо это невозможно. Если считать, что что-нибудь может существовать вечно и бесконечно, никем никогда не созданное, то какие же мы имеем основания отрицать, что именно природа, в которой мы живем, часть которой мы сами составляем, что именно она существует бесконечно и вечно. Почему нам отодвигать вопрос на одну инстанцию вперед, доходить до бога и говорить, что это конец? Какие основания выдвигать эту новую инстанцию? Никаких логических оснований, никаких материальных оснований для этого нет. Природу мы видим, ощущаем, сами “состоим в ее штате”, мы трудимся над материалами, которые берем в природе, ее существование ежемгновенно подтверждается практикой. А что касается бога, то никаких свидетельств его существования мы не видим и не ощущаем и никогда не видели и не ощущали.
Вообще мне нравиться методика утверждения невозможности доказательства существования бога с последующей (в следующем абзаце) попыткой это сделать.
В посте использованы материалы
И. А. Крывелев- О Доказательствах Бытия Божия
А. Вязовский -Немного о сверхъестественном.