на оф форуме опять развили дикую полемику в стиле "от дпп я ничо не чувствую, альбом прикольный, но не те песни уже, не тееее, вот от Илвенпас я до сих пор с ума схожу, так что уг ваш новый найтвеж, исписался" итд.. ну и, в общем, в процессе переписки пришла мне в голову следующая мысля, и не мысля даже, а озарение какое-то.
Скажу по секрету, все эти, мама родная, три года с момента релиза, ДПП я воспринимала и слушала как большое музыкальное полотно и как плацдарм для голоса новой вокалистки, чего, в принципе, и следовало ожидать и на что упор и был сделан. Лирика в этот раз была немного "мимо" меня, ну, за исключением самых прозрачных вещей по типу Поэта/БББ/МПГ и нейтральных песен а ля Амарант/Хуэвер. Приятная, ладно написанная, тематическая, садись, Туо, пятерка. Не буду врать, в моем понимании песни в настолько тяжелом *в моральном плане* альбоме довольно плохо состыковывались между собой: то откровение за откровением (первые два трека), то нейтральщина, то сказки в середине, то что-то более-менее из разряда привычного инносентного.. Со всеми холиварами и прочими весьма интересными отвоевываниями чести и достоинства Анетт, Туомаса и Ко на размышления о лирике сил уже не было, и так оно все и осталось, в нетронуто-недопонятом, нераскрытом виде.
И вот оно, наконец, осенило. Быть может, для кого-то из здесь присутствующих все мои дальнейшие рассусоливания были ясны как светлый день буквально с первых нот и первых строк, но все же.
Альбом-то, по сути, о смерти. Не о той набившей за 194 выступления оскомину смерти напоказ в ПэзП, когда Поэт без рифмы трагично погибает под лезвием им же самим за-/у-/пущенного Маятника судьбы, тксзть. И даже не о той иносказательной смерти старого Найтвиш через яростное прощание с прежней вокалисткой и ее дорогим супругом. Создается впечатление, что альбом будто о гибели, увядании и превращении в песок, в пыль, в безвестный прах абсолютно всего, что когда-то имело смысл для ТХ, что было его прошлыми радостями, настоящими надеждами и будущими утешениями. Практически во всех песнях персонаж либо умирает, либо уходит вникуда, в абсолютно безнадежный серый мир, где нет ничего, ни жизни, ни даже смерти. Песни не оставляют послевкусия надежды и торжественной радости; в них нет ощущения доброй наивной сказки (как в Илвенпас) и прикосновения к чему-то поистине великому (Слипин Сан, Гефсимания, ГЛС); они даже не возвышают до небес *в положительном ключе*, как та же СвонХарт. В расказанных историях не ощущается продолжения, его как будто не должно быть совсем.
Каждая из них как завершающая глава в жизни персонажа, ведь Поэт в конце-концов умирает на руках у матери; цветок окончательно отрывается от дерева и уходит из поля зрения в серое марево; призыв о помощи и сострадании остается неуслышанным; ничье дыхание не заполнит пустые страницы жизни персонажа. Несчастная девочка отважно уходит в мрачный, не обещающий ничего хорошего мир, используя свой внутренний мирок как щит против ожесточенности и скотства, но щит этот дает трещины; сказочный философ погибает в горячих песках в погоне за миражами; сердце заходится от тоски и боли по невозвратимо ушедшему всему; одинокий Островитянин кончает жизнь самоубийством, и жизнь проносится перед его глазами.. та, которую он мог бы прожить, если бы.. когда-то давным-давно; и даже Волки, вечные спутники гг, стали предвестниками, символами смерти, песня будто пропитана ощущением "скоро мы станем свободными, осталось совсем немного"; и, наконец, в Райских Лугах наша уже привычная спутница смерть провожает героя до дверей рая и оставляет его там в окружении сокровищ прошлого. Занавес.
Любопытно, что на этом альбоме в лирике практически не встречается любимой темы "давайте красочно и образно пожуем сопли по утраченному иносенсу", как в СС, например. "Лост иносенс" в целом есть, но он уже даже и не оплакивается, сей факт признается, расчленяется на составляющие, растаскивается по песням и остается в прошлом. Автору-сонграйтеру остается только одно: смириться, обрести себя заново, собрать отовсюду по крупицам то, что впоследствии станет новой надеждой.
еще любопытно то, что самая "туомасовская" песня с таки-брезжущим в конце тоннеля светом миру в итоге была преподнесена в бессловесном варианте, и лишь впоследствии она обрела лирику и голос, да и то, на лимитированном финланд онли сингле. Теперь, с высоты пройденного времени и обретенного понимания, я вижу причину "главенства" инструментальной версии. Лирика Last of the Wilds не вписывается в ДПП еще больше, чем мрачно-сказочный Эскапист.
отрывки:
Is this dream?
Or death where I want to return to place
where embers are giving up hope under the snow
As I step into the world, the time of wilderness
<...>
Where did the others go?
Swampwitches and towers of the maiden
and the coniferous trees in the shadows
I planted a lily of the valley into eversnow
And as the silence came, I relyed on the future
и мой вольный перевод:
Это сон?
Или смерть, в которой я вернулся б к месту,
где угольки чувств прощаются с надеждой под слоем снега,
Когда я ступаю в мир, в пустоту.
<...>
Куда же делись все остальные?
Болотные ведьмы и юные девы в башнях,
И пушистые сосны, покрытые тенью.
В вечный снег я посадил маленький ландыш
С приходом тишины возложил надежду на будущее.
***
в мифологии северных народов ландыш это символ богини восходящего солнца, которая, в свою очередь, символизирует рождение нового ясного дня и новую жизнь.
Песни не оставляют послевкусия надежды и торжественной радости; в них нет ощущения доброй наивной сказки (как в Илвенпас) и прикосновения к чему-то поистине великому (Слипин Сан, Гефсимания, ГЛС); они даже не возвышают до небес *в положительном ключе*, как та же СвонХарт.
Ну так ведь это все песни до-лостиносенсткого периода же... У него на СС уже все было "мрачно, но со вкусом". По сути, ДПП можно сравнивать с Once и CC только, как части одной истории. Насчет тематики смерти я согласна - страсти те самые, которые пешн-то, это ж и есть распятие Христа, как я понимаю... Я уже говорила как-то, что Ванс считаю вымученным, красивым фантиком от сосульки, так что если на ДПП мы видим смерть поэта, который накатал такой фантик - так это же, наверное, ура.
Важно другое. Сейчас читая твой анализ лирики, думаю еще и о том, что Холопайнен-то совсем не был уверен в успехе всего предприятия "НВ без Тарьи", как мы помним. Он и в инвью говорил, что ему жить не хотелось, и в том что вокалистка нужная будет найдена, он сомневался, про продажи и реакцию фэнов говорить нечего. Если бы "что-то пошло не так", эти записи могли бы быть последними - дай бог, в формате НВ, в суицид Холопайнена я не верю, не сделал бы он этого. Это был бы прощальный альбом - если бы ТХ не был доволен результатами, вот так бы оно и было. И воспринимая его с именно этого ракурса, тематика смерти - даже вот с такой не очень-то явной надеждой на рай или реборн - видится действительно очень явственной и логичной.
Ну так ведь это все песни до-лостиносенсткого периода же...
тоже верно. Почему-то мне никогда не приходило в голову, что этот самый лост иносенс принес коренные изменения не только в тематику, но и в общий музыкально-моральный настрой тоже. В том смысле, стало меньше пышно-пафосно-философски-отвлеченных вещей и больше загонов по части самого себя и своих моральных качеств. Почему-то я это между собой не связывала %)
Ehwas писал(а):
страсти те самые, которые пешн-то, это ж и есть распятие Христа, как я понимаю
наверняка назване безумно удачное, играть словами можно так и сяк, и наперекосяк
Ehwas писал(а):
Холопайнен-то совсем не был уверен в успехе всего предприятия "НВ без Тарьи"
что верно, то верно. Конечно, было много показного "я уверен, нужная девушка существует и мы ее скоро найдем и услышим и примем в семью" или "никогда еще песни не писались так легко и непринужденно" итд, но мне почему-то кажется, что именно песни с дпп рождались в таком аду и страхе, какие Туомасу не снились даже с СС.
В целом, можно поиронизировать (с нынешней-то позиции огромного успеха, топовых продаж и написанного нового альбома) и сказать, что Холопайнен и Ко создали прекрасный альбом-завершение, пусть и на очень минорной ноте. Типа, все продумано.
Ehwas писал(а):
Я уже говорила как-то, что Ванс считаю вымученным, красивым фантиком от сосульки, так что если на ДПП мы видим смерть поэта, который накатал такой фантик - так это же, наверное, ура.
а вот ведь да, получается, что второй трехтомник про несчастного поэта окончен (первый был крутой фэнтэзево-романтической сагой в тех же трех частях), и настала пора писать новые истории с новым настроением так что даешь еще как минимум три альбома
назване безумно удачное, играть словами можно так и сяк, и наперекосяк
Мне нравится в нем и то, что тут можно и самоиронию нарыть, при желании - ну то есть наверняка она там и была: все-таки плэй, все-таки не совсем тут все пафосно-серьезно. То есть НВ-то конечно всегда были пафосными, но и не без самостеба такого.
Йося_Смит писал(а):
а вот ведь да, получается, что второй трехтомник про несчастного поэта окончен (первый был крутой фэнтэзево-романтической сагой в тех же трех частях)
Ахах, точно *_* Новый сезон. Хотя конечно, тут и каждый альбом как этап...
Йося_Смит, спасибо, с большим интересом познакомилась с твоей трактовкой
Во многом согласна, вот только по моему восприятию концовка альбома, а именно песни Севен Дэйз и Мидоус оф Хэвэн - это уже если не начало новой жизни, новой эры, то по крайней мере предчувствие оных.
Особенно Севен Дэйз... Не знаю, может, я неправильно уловила настроение этой песни, но она меня еще изначально потрясла каким-то спокойным, твердым мужеством, которому никогда раньше не находилось места в творчестве маэстро. Эскапист, Поэт, Мечтатель всегда противопоставлял свой внутренний мир большому миру. И чаще всего страдал от этого, мучился, почти истерил . А в Сэвэн Дэйз я услышала другого Туо. Все тот же Эскапист, все тот же Поэт, все тот же Мечтатель, он стоит лицом к лицу с судьбой - но спокойно, бесстрашно и твердо. Такое впечатление, что Пендулум и Сэвэн Дэйз специально разнесены по разные "стороны" альбома. Это как стартовая и финишная точки жизненного этапа, который начинается с полного душевного раздрая, с суицидального отчаяния, а заканчивается таким вот... мужественным спокойствием. Словно испив чашу до дна, пройдя семь кругов ада, Поэт не только остался жив. Он обрел новую силу, которой раньше не обладал...
Почитала вас, и пришла в голову мысль (сильно камнями не кидать ). "7 Days to the Wolves" действительно можно воспринять как предчувствие некой новой жизни, потому что, если опять вспомнить фразу, взятую за название всего альбома, она намекает на некоторую параллель. Passion Play - так обычно обозначают последние страдания Христа; у нас есть DARK Passion Play: покопалась в литературе и нашла, что при употреблении "dark" фраза обретает чуть новый контекст. Это все те же последние страдания, но не за грехи человечества, а за свои собственные, за свою слабость, за свою гордыню и т.д.
Это я все к чему... Христос, если склероз не изменяет, воскрес на восьмой день. То есть "7 days to the poison" - это как бы финальная агония, после которой лирического героя и ждут его Райские Луга.
Путанно, но что-то навеяло.
Это я все к чему... Христос, если склероз не изменяет, воскрес на восьмой день. То есть "7 days to the poison" - это как бы финальная агония, после которой лирического героя и ждут его Райские Луга.
Путанно, но что-то навеяло.
IceQueen, а ведь верно! О_о Не случайно эта песня предпоследняя, и не случайно герой с вызовом ждет "прихода волков", что заметила Away. Страсти закончились, появилась новая надежда, нас теперь ждет новый виток творчества Маэстро
Христос, если склероз не изменяет, воскрес на восьмой день. То есть "7 days to the poison" - это как бы финальная агония, после которой лирического героя и ждут его Райские Луга.
Путанно, но что-то навеяло.
Очень красиво и очень все тогда гармонично выходит, но если мне не изменяет память, то воскрес он вроде спустя три дня. Распяли в пятницу, а воскрес (название дня недели кагбэ намекает) в воскресенье.
Но догадка мне все равно понравилась)
В любом случае 7 - довольно символичное число во многих религиях и культурах, да и не только там - 7 дней недели, 7 смертных грехов, 7 таинств в христианстве в течении жизни человека, Бог сотворил землю за 7 дней. Вобщем да, есть в нем какая-то цикличность и символ завершенного чего-то, определенно.
Eluilind, спасибо, что поправили - это я напутала. На самом деле счет велся таким образом, что воскресенье — первый день, тогда пятница (собственно, passion play) будет шестым днем недели, а суббота (смерть) — седьмым. Да, тяжеловато в ночи соображать
вообще, 7 дней до [прихода] Волков это из Кинга, книга "Волки Кальи" (часть саги о Темной Башне), где жители городка ожидали нападения таинственных Волков и буквально считали дни до их прихода. Приход же обозначал для всех неминуемую смерть.
Howl
7 days to the wolves
Where will we be when they come 7 days to the poison
And a place in heaven
Time drawing near as they come to take us
на иллюстрации к треку некто в окружении наступающих волков держит чащу с зеленым ядом. Видимо, предполагается, что он не собирается покорно ждать, пока волки (можно провести замысловатый аналог и сказать, что волки это синоним судьбы в нашем случае, или рока, стечения обстоятельств) сделают свое дело, и расправится с собой сам (та же тема самоубийства опять *___*). А следующая строчка как бы намекает, что после седьмого дня, волков и яда будет даровано освобождение и место в раю. Таким образом, Медоус оф Хэвен, расположенная следом за Волками, поставлена так не случайно, а как бы в продолжение яд-смерть-рай.
"Taking us home where dust once was a man"
а вот это напоминает эпизод из "Колдуна и Кристалла" той же ТБ.
Away писал(а):
Это как стартовая и финишная точки жизненного этапа, который начинается с полного душевного раздрая, с суицидального отчаяния, а заканчивается таким вот... мужественным спокойствием. Словно испив чашу до дна, пройдя семь кругов ада, Поэт не только остался жив. Он обрел новую силу, которой раньше не обладал...
хорошая мысль я поначалу связку 7 Дней+Медоус тоже воспринимала как некое оживление после предыдущих умерщвляющих песен, а в Медоус так и вообще возрождение, однако сейчас у меня такая стройная концепция выстроилась именно на тематику смерти без последующего рреборна %) И Эв правильную идею подала, тк это все очень подходит под возможные переживания Туомаса о том, что это и правда конец.
Как раз это мужественное спокойствие, о котором ты говоришь, как по мне, больше похоже на смирение, что ли, согласие с тем, что должно произойти, понимание, что предначертанного не избежать.
Away писал(а):
Эскапист, Поэт, Мечтатель всегда противопоставлял свой внутренний мир большому миру. И чаще всего страдал от этого, мучился, почти истерил
У меня вообще сложилось впечатление, что на этот раз все эти эскапистские уходы в свой мирок а ля "Ева флайс эвэй, дримс зэ вордл фарэвэй", или, "May he now rest under aegis of mirage, as the sands slowly turn to Elysian fields", и самый яркий "I fall asleep and see it all: Mother's care and color of the kites" или вот даже Эскапистское "Farewell now time to fly. Out of sight, out of time, away from all lies", так вот все эти традиционные погружения в себя в стремлении уйти от проблем, на этот раз они уже не погружения совсем, а опять-таки кончина Мечтателя. Что-то вроде освобождения, да. После бурь, истерик и откровений, исписав тысячу страниц, Мечтатель закрывает глаза и освобождается.
вообще, 7 дней до [прихода] Волков это из Кинга, книга "Волки Кальи" (часть саги о Темной Башне), где жители городка ожидали нападения таинственных Волков и буквально считали дни до их прихода. Приход же обозначал для всех неминуемую смерть.
насколько я помню, у кинговских геров времени до прихода Волков было больше, чем 7 дней
я не спорю с религиозными отсылками к смерти и воскрешению Христа, просто говорю, что источника вдохновения было, скорее всего, два в 2007 году Холопайнен в инвью частенько говорил о том, как ему понравилась вся сага о Темной Башне и что да, 7 Дэйс ту зэ Вулфс это оттуда, но к событиям книги не имеет практически никакого отношения.
недавно наткнулась на строчку you live long enough to hear the sound of guns, long enough to find yourself screaming... в "Долгой Прогулке" Стивена Кинга (Ричарда Бахмана)
Тоже недавно переслушала альбом целиком. По примеру предыдущих ораторов, а Лера даже исследование провела)
Снова нахлынуло восхищение такой музыкой: волнующей, чуть обреченной, но страстной и в какой-то мере надеящейся ( такое чувство, что моя грамматика хромает) на свои meadows of heaven. Сейчас это видется более отчетливо, чем несколько лет назад, когда я только "надкусила" эту сложную по вкусу и аромату конфетку.
Лирика, как мне кажется, и глубоко личная, и присутствуют композиции-сказки, как Sahara, но концепция ( а она имхо есть) соблюдается в полной мере.
Полностью сломлена этим альбомом, настолько он мне импонирует. Альбом является тайфуном из чувств разного толка, порой хороших, порой не очень), но что видно в последней песне, есть надежда на светлое, может даже не будущее, но покой.
Знаете, альбом навевает ассоциацию с цикличностью и завершением этого цикла, пройдя сквозь " огонь, воду и медные трубы" цикл замкнулся.
Может, я в какой-то форме повторяю предыдущих форумчан, уж извиняйте, это мое мнение.
Dark Passion Play альбом, навивающий разные мысли. Вспоминаю тот день, когда впервые услышал эти тринадцать (а почему именно тринадцать, никто не задумывался? Ведь The Escapist является бонус треком к ДПП?) композиций. На самом деле до сих пор возникают противоречивые чувства. Да, может так и есть, что вся лирика этого творения Туо пропитана тематикой смерти, некоторыми каплями сожаления, надежды, но это и есть тот Nightwish, который мы все любим. Альбом был записан с ооочень большим чувством, даже букетом чувств, быть может в чём-то противоречащих друг другу. Видимо для Туо весь ДПП был как один большой и не совсем простой этап. Но этап пройден и нам остаётся только лишь ждать следующего творения ТХ и ко). Мой хороший товарищ (который и "подсадил" меня на найтов) довольно часто критикует весь альбом и особенно (боже, как это надоело) вокалистку, на что я в такие моменты обычно мягко улыбаюсь и говорю: "просто подожди следующего альбома, вот там-то мы и посмотрим, хорош ли найтвиш, как раньше или же он ещё лучше..." Для меня ДПП является как остановкой между двумя станциями - конец одного маршрута, начало нового. Кажется, что End of an Era на самом деле закончилась только лишь 19го сентября 2009 года. И куда нас теперь повезёт экспресс под названием Nightwish?..
Переслушала сегодня этот альбом целиком, ни на что не отвлекаясь. Пытаюсь не думать об экзамене завтра То ли настрой как-то ну совсем попал, то ли что - ну чуть драматичный момент в песне, и у меня глаза на мокром месте. И осталось ощущение после альбома, что где-то что-то в душе залечилось, отошло. Последнее кстати у меня всегда так, когда я переслушиваю все целиком. Именно целиком, а не по песням. Альбом прямо как лабиринт - заведет, заманит, пока выйдешь - напереживешь столько всего. А в конце все равно все будет хорошо
Что поразительно в этом альбоме, так это насколько крепким, солидным и твердо стоящим на ногах он получился. Понятно, что найтомужики профессионалы своего дела, а Холопайнен так вообще местный гений, но все равно. Ведь условия, в которых он создавался, были ну не самыми радужными и обнадеживающими, в каком-то плане даже почву-из-под-ног-выбивающими, так что некая несобранность и угловатость, появись они, были бы оправданы. Но нет.
И еще больше меня вот уже который год поражает то, как на альбоме спела Анетт. Ей богу, будто уже лет пять с ними пела. Уверенно, четко, без даже тени неуверенности или оглядок на работу предыдущей вокалистки %) пришла, такая неопытная, но полная желания петь (за 35 лет нерастраченного таланта и энергии поднакопилось прилично) и так бесстрашно застолбила место и так зазвучала, как порой не звучат и более опытные, титулованные и образованные вокалистки. Обалдеть.