Цитата:
Про "смысл творчества" (хотя я этим вопросом никогда не увлекался) лучшая книга из тех, что я читал - это "Портрет Дориана Грея". Там Уайльд гораздо более концентрировано рассуждает. Пожалуй, что на 1 странице Предисловия написано столько же сколько чуть ли не во всём романе "Луна и Грош".
van, мм. Не знаю, по правде говоря. Может, все дело в том, что "Луну и грош" я читала в гораздо более юном возрасте, чем "Портрет Дориана Грея", поэтому первая книга впечатлила меня больше, чем вторая. Уальд - потрясающе талантливый человек, язык у него просто восхитительный, я, наверное, не назову другого писателя, у которого бы так красиво слова складывались, афоризмы, которыми наполнен "Портрет.." - шедевральны, но... не знаю. Я не могу сказать, что люблю эту книгу, хотя и признаю за ней множество достоинств. И на тему "смысла творчества" пожалуй, предпочту того же Моэма (он и в "Бремени страстей человеческих" эту тему не оставляет) и "Свет погас" Киплинга. Хотя объективно - Киплинг как писатель и "Свет погас" как роман - слабоваты.
Субъективно же Киплинг мне очень нравится. Недавно неожиданно для себя перечитала "Книгу Джунглей". Тут надо сказать, что в "Книгу Джунглей" я была влюблена еще с дошкольного возраста, причем вот до крышесрыва
Но перечитывать ее меня как-то не тянуло, потому что я боялась в ней разочароваться, как это произошло со всеми остальными с детства любимыми книгами - Финемором купером, Майн Ридом, Луи Буссенаром и даже Жюлем Верном. Так вот, перечитывать "Книгу Джунглей" я не собиралась, но так получилось, что приобрела ее под одной обложкой с романом "Свето погас" и несколькими рассказами. Решила, что только пробегу глазами предисловие - в детстве-то оно точно укрылось от моего внимания
. И - затянуло. Перебиралась от слова до слова. от главы до главы, как бандарлоги по лианам, и было это здорово
И книга на самом деле серьезная и взрослая. Потому что в ней много жестокости, причины и следствия которой в детстве проследить еще невозможно. А вот уроки чести и совести из этой книги как раз стоило получить в детстве... Главное же - последнюю главу, да и вообще чувство "весны в джунглях" до определенного момента можно понимать только условно, согласно какому-то теоретическому предствлению, что такое любовь и уж совсем не имея представления, что такое
желание. Собственно, вот - прочитала, поняла, оценила - до чего же точно Киплингу удалось передать это чувство любовного томления, неудовлетворенности (хотя и удовлетворенности тоже). Жаль, не могу сейчас процитировать. В общем, перечитав, влюбилась в книгу еще больше. Что же касается "первого опыта Киплинга в жанре психологического романа", "Свет погас" - произведение невыдающееся, со слишком пафосной концовкой, но тем не менее очень... симпатичное, что ли. Мальчик всю жизнь любит девочку; деовчка не отвечает мальчику взаимностью; мальчик уходит на войну и рисует иллюстрации для газет; война заканчивается, а мальчик оказывается модным художником; мальчик начинает зарабатывать деньги, наплевав на Искусство... в общем, все не ново. Герой будет мучительно доходить до того, что такое искусство, творчество, свобода, и кончится все, конечно, плохо - тут опять все не ново, и книга хороша не этим. Хороша же она, на мой взгляд, картинами мужской дружбы, чистыми и правдоподобными. Не дружбы даже, а любви в ее опять же самом чистом значении. У Киплинга вообще много любви, и любви безусловной - герои не понимают, за что любят, и не задумываются над этим - потому что любить - это так естественно и так неизбежно. За что Багира и Балу любят Маугли, если он только и делает, что таскает их за уши и бьет пятками? За что герои "Свет погас" любят друг друга? А ни за что. Любят вообще не за что-то, а потому что так получается. При этом все писатели это понимают, но понимают чаще всего только теоретически, и склеивают этим принципом несклеиваемых героев... У Киплинга я впервые вижу такое искреннее и неподдельное "мне все равно, я люблю тебя в точности таким, как ты есть". Отсюда, наверное, и растет моя симпатия к Киплингу. Ну и еще из сцены, где трое взрослых мущщин дерутся подушками
Шедевр классической английской литературы