van писал(а):
Вообще интересно, какие критерии у хорошего романа? Например, многих современных росскийских писателей, что я читал, я бы к хорошим не отнёс.
van, интересный вопрос.
Для начала оговорю, что когда я веду речь о подобных вещах - по умолчанию подразумеваю, что всё это - по моему субъективному мнению. Обычно я стараюсь употреблять фразы "для меня", "по моему мнению", "я считаю" и т.д., но даже если в предложении нет ничего подобного - скорее всего это подразумевается. Исключение - если не указано обратного (т.е. если я не упоминаю что-то вроде "... и это не моё личное мнение, это факт", но обычно сиё касается каких-то конкретных вещей, которые можно измерить, а не оценки непосредственно искусства).
Хотя есть и вещи, которые я имею наглость считать фактом. К примеру, богатство словарного запаса и литературного языка Германа Мелвилла для меня если не объективный факт, то уж всяко выше скромного "это только я так считаю". Аналогично - с бедностью и ограниченностью языка Оксаны Робски (да, мне доводилось начинать её читать).
Если же говорить о моей собственной шкале оценки литературы (хотя она, пусть и с некоторыми изменениями, может быть применима и к другим видам искусства), то выглядить она примерно следующим образом (порядок не имеет принципиального значения):
Уровень А:
Как, скажем так, мой организм и моё естесство воспринимает книгу. Проще говоря, насколько мне скучно/интересно её читать. Подчеркиваю, что в данном случае я рассматриваю этот момент в отрыве от его качеств, как некую почти физическую реакцию организма. Потому как обманут можно окружающих, но не собственные желания. Можно сколько угодно восхвалять на людях того же Достоевского просто потому что любить его - принято, престижно, свидетельствует о хорошем вкусе и т.д., но коли его чтение идёт через силу, и большого желания возвращаться к книге нет, несмотря на все видимые достоинства её, то не стоит ли признать хотя бы самому себе, что всё-таки Достоевский - не для тебя?
Я могу не видеть ощутимых недостатков в книге, даже наоборот, но если мне скучно - доводы рассудка не помогут.
Уровень В:
Насколько произведение справляется со своей задачей. Так уж сложилось, я всегда оцениваю ту или иную единицу исключительно в рамках того, на что она претендует. Процитирую свои же слова из темы "Рецензии на фильмы":
Миц писал(а):
Глупо обвинять группу ABBA в том, что они не исполняют такой сложной и техничной музыки как Yes и не фонтанируют новаторскими идеями как Pink Floyd. Зато они сильны в другом: из-под их пера вышло внушительное количество простых, но при этом необыкновенно мелодичных, индивидуальных, цеплючих, и, что немаловажно, неглупых хитов.
С литературой тот же приём. Есть, конечно, качества, которым произведение должно соответствовать независимо от жанра и собственных притязаний, такие как:
- не быть откровенно глупым;
- не быть написано откровенно бездарным языком аля Робски;
- не плагиатить внаглую другое произведение;
- и т.п.
Сюда же отнесу и то, насколько мне близка конкретная тема, идея рассматриваемого произведения. Есть жанры и темы, которые привлекают меня в бОльшей степени - к примеру, у меня с детства особое, трепетное отношение к анималистике.
И в то же время мне совершенно не интересно читать про наркотики, так называемое чтиво для "менеджеров среднего звена" аля "Духлесс" (или как он там пишется), и т.д.
Уровень С:
Наличествует ли у произведения индивидуальный шарм. Прошу заметить, я говорю сейчас не о новшестве сюжета или чем-то подобном (хотя это тоже может входить в число причин, делающих произведение индивидуальным), а о том неповторимом, за что я могу любить именно эту книгу/этого автора, даже если в этом жанре есть достойные конкуренты. Понятное дело, уровень субъективности в оценке таких вещей буквально зашкаливает.
Уровень D:
Могу ли я отметить какие-то конкретные плюсы в произведении, такие как "отличный юмор", "богатый язык", "характерные персонажи", и т.д. Как правило, если что-то очень понравилось, это не хочется препарировать и копаться, за что именно, но какой-то набор достоинств в голове всё равно должен сформироваться. У меня по крайней мере крайне редко бывает такое, что книга, по отношению к которой после прочтения я не могу дать подобного списка достоинств, может остаться в графе "любимые", пусть даже она мне и понравилась. Так вот исторически у меня сложилось.
Queen of chaos писал(а):
мне тут вспоминается аргумент Кураева в выступлении по поводу исключения "мастера и Маргариты" из школьной программы - книга очень популярна, ее все знают, зачем заставлять читать то, что и так любой школьник прочитает? Мне кажется, составители программы примерно таким же принципом руководствуются - типа, Дюма и Верна и так любой прочтет, а в школе пусть читают Пушкина - кто ж будет сам-то Пушкина читать?
Queen of chaos, по-своему здраво, но всё-таки я нахожу, что такие вещи очень индивидуальны. Есть ведь люди, которые вполне себе успешно осваивают школьную программу, читают бОльшую часть того, что им задают на лето и в рамках внеклассного чтения, но самостоятельно, для себя, читают крайне мало и, как правило, далеко не классику, а либо что-нибудь на данный момент модное (Паланика, Лукьяненко, etc), либо что-нибудь, что соотносится с каким-нибудь их узким интересом (например, романы Энн Райс про вампиров и ведьм), и т.д. У меня немало таких знакомых, которые далеко не нули по части школьной программы, но ни разу не держали в руках Диккенса, Стивенсона, Джерома, того же Верна и многих-многих других.
Хотя, конечно, всех в школьную программу не включишь при всём своём желании.