Хороших книг много. Немало очень хороших книг. Книг, которые рвут на части, а потом заново конструируют душу, добавляя в ее фундамент новый кирпичик, - единицы. Такой книгой-откровением в этом году для меня стал «Дом, в котором…» современной авторши с почти неприличной фамилией Петросян
.
«Дом, в котором…» - это книга о…
Написала полпредложения – и задумалась. Книга о чем? Об интернате для детей-инвалидов?.. Об особенных людях, особенных судьбах и особенных отношениях?..
Нет, нет и нет! Все не то. Сказать так – значит сказать чистую правду… И все же не сказать ничего.
Начнем с того, что «Дом, в котором…» - это просто книга лишь до тех пор, пока разглядываешь ее обложку, пока листаешь бездумно страницы. Точно так же обитатели наружности видят в Доме обычный интернат для инвалидов, пока спешат мимо по делам.. или пока нерешительно топчутся у входной двери. Но перешагните через порог, пройдите по гулким коридорам, оглянитесь вокруг… и вот вы уже не просто читатель \посетитель книги/ интерната. Вы - обитатель Дома. Забудьте о том, что вы знали о жизни. Забудьте оставшийся за хлопнувшей дверью мир. Здесь свои законы. Здесь свои правила. Здесь особая атмосфера. Не похожая ни на что.
Все начинается с говорящих стен. Они испещрены посланиями и рисунками. На первый взгляд кажется, что это просто способ обмена информацией или самовыражения. Но нет… Надписи имеют сакральный смысл и тайную силу. Они предрекают, они направляют, они имеют свойство искать и возвращать. Настенные надписи – это заговор Дома, летопись его судьбы.
Надписи оставляют те, кто живет в Доме. Это дети и подростки, обитающие в своем особенном, замкнутом мире, который противопоставляют миру за оградой, именуемому «наружностью». Это эскейп особого рода. Эскейп поневоле, который перерастает в добровольную самоотдачу Дому. В мире Дома они не сирые и не убогие. Этот мир учит слабых быть сильными, но речь не только и не столько о физической силе, которая позволяет колясочникам передвигаться с помощью рук так ловко, как будто ноги им не нужны. Главная сила – внутри. Получить ее сложно, потому что Дом бывает жесток к своим детям. Но чем труднее путь, тем сильнее можно стать в конце.
Дети дома не помнят своих имен. Они дают друг другу имена сами – и эти прозвища куда правдивее безликих официальных имен. В этих прозвищах – то, чем выделяется человек. Внешность, характер, привычки…. Это имя может меняться вместе с человеком. И такие перемены – например, из Кузнечика в Сфинкса – говорят сами за себя.
Герои выписаны автором потрясающе. Их много, но вы никогда не спутаете одного с другим, не забудете кто, есть кто. Психологизм – одна из сильнейших сторон «Дома».. впрочем, слабейших у этой книги нет.
Перешагнув порог и сделав несколько шагов по страницам книги, познакомившись с атмосферой Дома и его обитателями, начинаешь думать, что задумка автора разгадана. Это роман-антиутопия. Группа детей и подростков (они более изменчивы и более эмоциональны, а потому представляют особый интерес для художника такого жанра) вынуждена жить в ограниченном стенами Дома пространстве. Здесь они создают мини-государство со своей иерархией, со своими законами. Как в любом сообществе, здесь возникают разные группировки с лидерами – вожаками и аутсайдерами. О том, как строятся отношения внутри таких группировок и между ними, и повествует книга. Очень атмосферно, очень реалистично и психологично. Респект автору, все понятно, читаем дальше…
Но что за черт?.. Не может быть… В это нельзя поверить…
Представьте себе, что вы нашли шкатулку чудесной работы. А в ней – разные затейливые вещицы. Вы извлекаете их одну за другой, предвкушая, как с удовольствием будете разглядывать их и вертеть в руках. Но, доставая последнюю, вдруг нащупываете на дне шкатулки маленький рычажок. Нажимаете на него и – щелк! – в ларце обнаруживается потайное дно. Вы заглядываете туда… и видите, словно в распахнутое окно, кусок лохматого ночного леса, залитого призрачным светом полной луны. Может, это проделки мастера, который изготовил шкатулку?.. Может, это всего лишь картинка, наклеенная на дно?.. Но вдохните воздух… он пахнет мокрой от росы травой. Протяните руку – и на ладони у вас окажется груда прелых листьев.
Словом, «Дом, в котором…» - это своего рода Dark Chest Of Wonders (
), и читатель должен быть готов ко многим сюрпризам. «Дом в котором…» - это трехмерная реальность, о которой, повторюсь, не читаешь. В которую погружаешься со всеми потрохами.
Что называется, Welcome
P.S. Огромная благодарность
Вере Донован, приславшей мне эту потрясающую книгу и вдохновившей на написание данной рецензии