Согласна с тем, что собственные литературные и иные предпочтения формируются уже после окончания школы, в случае с Zerberus мне просто хотелось выяснить искренен ли человек или записывает в любимые книги "Войну и Мир" потому что это "круто", "модно", "принято" или еще как-то. Я просто не представляю как человек в 16 лет может проникнуться таким масштабным и сложным произведением. Хотя, может, у меня просто все складывалось не очень удачно со школьной программой, и Толстого я читала потому что "надо", а не потому что нравилось. После этого прошло уже больше 10 лет, но желания перечитать его почему-то не возникает. Конечно, все индивидуально, но в большинстве случаев школьная программа изучается все-таки по-принуждению, а не по-желанию. Бывают исключения, не отрицаю.
Forest писал(а):Кстати, кто-нибудь знает человека перечитывающего бесконечно войну и мир от корки до корки?
А «Войну и мир» можно по-настоящему оценить и полюбить (если такое в принципе возможно для конкретного человека, ибо разность вкусов никто не отменял, о классике ли речь идет или о "простой смертной" книге), только прочитав эту эпопею целиком, от корки до корки. В школе, помнится, учительница литературы, щадя неокрепшие детские умы, просто давала нам для прочтения ключевые главы из батальных и светских «разделов». Никаких эмоций у меня тогда данное произведение не вызвало. Зато в универе, когда читать было необходимо все три книги, да еще вдумчиво и скрупулезно, наматывая на ус все подробности, «Война и мир» были, что называемся, мной заценены сполна. Действительно, поразительное произведение. Единственное у Толстого, которое мне понравилось. Лев Николаич как писатель просто «не мой». Другие его книги – к примеру, «Анна Каренина» и особенно «Воскресение» - вызывали у меня… не скуку, нет. Какую-то тоску, смешанную с отвращением, а местами – стойкий внутренний протест.
Очень люблю Достоевского, еще со школьной скамьи. Самый любимый писатель после Толкиена. У него удивительный талант – выражать невыражаемое, облекать в словесную форму то, что, казалось бы, можно только чувствовать. Он не рассказывает, не описывает, а пробуждает в читателе те «судороги» души, тончайшие, казалось бы, неуловимые, которые переживают его герои. Достоевский – самый тонкий психолог от литературы, на мой взгляд.
И при этом ФМ действительно очень остроумен и саркастичен. На самом-то деле Федор Михалыч и по жизни был не такой угрюмец, каким многие его привыкли считать. Помню, читала в каких-то воспоминаниях о том, как он гостил у своей родственницы. Днем развлекался с молодежью (а он охотно принимал участие в разных там играх и забавах), а по ночам писал главы для «Преступления и наказания».
Насчет взаимоотношений "школа" - "классика" - все очень спорно. Я классику для себя как раз в школе и «открыла», еще в девятом классе. Не все, конечно, нравилось, далеко не все, но «Горе от ума», «Обломов», разумеется, «Преступление и наказание» (ставшее просто откровением каким-то), «Защита Лужина», не говоря уже о «МиМ» - все эти книги еще в школе зацепили фактически сразу. И именно поэтому перечитывались потом неоднократно и даже не двукратно. При этом, разумеется, не классикой единой жила. Очень разные и по-разному хорошие книги читала.
Поэтому для меня по жизни деление "классика\ неклассика" - очень условно. Классика ведь – это не что-то элитарное, доступное только интеллектуалам ввиду своей сложности, непостижимости (как думают многие). Классика – это просто то, что прошло проверку временем и читательским интересом. А он есть – даже сейчас. Далеко не все читают «классических» авторов потому, что надо или потому, что это круто и модно. И странного в любви к Толстому, Достоевскому и иже с ними – не больше, чем в любви к Пелевину, Акунину, Ролинг и т.д. Если книга торкает – то она торкает. Вне зависимости от того, когда и кем она была написана. И какой статус имеет.