У меня сегодня мини-праздник - я купила родное издание одного из своих самых любимых поп-альбомов - «Stripped» Christina Aguilera. Интересно и даже чуть трогательно: он был у меня на аудиокассете (жаль, не сохранилась), был на диске в российской лицензии, и вот... наконец я дошла и до фирмы ^^
По такому случаю напишу-ка я большое псто-дань уважение этому альбому. Изначально этот пост я планировала написать и выложить ещё в конце октября, когда «Stripped» исполнилось ровно 10 лет, да что-то не срослось.
Наверное, это был первый музыкальный альбом в моей жизни, который я именно ждала, читая материалы и высчитывая дни до премьеры, и происходило это в мои полные 14. Помню, как до ночи сидела и ждала передачу с премьерами новых клипов на MTV, потому что там должны были показать «Dirrty». Как в первые же выходные после официального выхода альбома побежала в ближайший музыкальный закуток и купила заветный альбомчик на аудиокассете. Тогда район, где я жила, был реальным захолустьем, и ближайших точек с лицензионной продукцией была всего пара, и то со скудным выбором и, как правило, с задержками в поставках новинок.
В начале этой темы ещё в 2006 году я писала, что люблю 2/3 этого альбома - но тогда я просто обзавелась некоторыми "элитарными" замашками и ко многому относилась излишне предвзято =D Сейчас должна поправить, что нет – я люблю "Stripped" весь, ну разве что песня «Can't Hold Us Down» по-прежнему не моё.
Тут есть где развернуться: шутка ли – 20 композиций, пусть даже 4 – это короткие интро к альбому и отдельным композициям. В любом случае материала остаётся много, и среди него есть как стандартные трёх-четырёхминутки, так и затяжные пяти-шестиминутные баллады. О балладах «Stripped» надо говорить отдельно: они _все_ яркие, все не похожи друг на друга и представляют из себя нечто большее, чем просто поп-медляки для демонстрации вокальных данных Кристины (разве что «The Voice Within», на мой вкус, звучит достаточно среднестатистично). Мои любимцы:
- «I’m OK»
Эмоционально тяжелая, даже мрачная вещь про отца-тирана, написанная, к сожалению, на основании опыта самой Агилеры. По комментариям людей, с которыми Агилера записывала альбом (Линды Перри и других), она плакала и пела лёжа во время записи этой песни. Я знаю лишь про один раз, когда Кристина исполнила эту вещь вживую - обстановка получилась не самой располагающей, но само исполнение восхитительно:
https://www.youtube.com/watch?v=GUxn5WpYX7o
- «Walk Away»
Тягучая и какая-то нуарная даже вещь. Под неё в качестве видеоряда бы подошло что-нибудь контрастное, комиксовое, по картинке аля "Sin Sity" или "Макс Пэйн", может. Было определённым риском ставить её практически в самое начало альбома, очень уж она не приветливая, хотя звучит шикарно.
http://youtu.be/AdFrySjo_Ks
- «Beautiful»
Эту песню, думаю, слышали все, второй сингл с альбома и один из самых больших хитов Агилеры вообще. В 2011 эта баллада попала на первое место в список этаких песен-гимнов секс-меньшинств. Авторство песни принадлежит Линде Перри, и любопытно, что, по легенде, она сперва предложила эту песню Пинк, но не осталась удовлетворена вариантом исполнения «розовой» и попридержала вещь до лучших времён. Как мы сейчас уже знаем – для Кристины.
Если исходить из того, что я читала, Линда – человек достаточно независимый, принципиальный и сильный. И мне кажется, это очень показательно, когда автор песни – т.е. тот, кто в принципе лучше всего чувствует песню и знает, как она должна звучать, да ещё и обладатель таких моральных качеств, - не отдаёт песню первым же подвернувшимся удобным и выгодным вариантам, а ищет тот, который бы его полностью удовлетворил.
http://youtu.be/6qD0YqQB6Yg
Насчет других песен, которые бы мне хотелось выделить:
- «Fighter»
Ну, кто не знает «Fighter» и не видел потрясающий клип на неё, покажите мне таких =D Ярчайшая, по одной своей структуре гимноподобная вещь. Будучи очень личной для Кристины и опять-таки написанной исходя из её жизненного опыта, «Fighter» стала гимном и для целого поколения поклонников. Сейчас мне уже не стыдно признаться, что да, и я, будучи в 14-15 лет невзрачной заикающейся серой мышкой, «питалась» от этой песни.
В качестве мини-рекламы: на недавно вышедшем новом Агилереном альбоме «Lotus» можно услышать песню «Army of me», которую Кристина специально приурочила к десятилетию альбома «Stripped» и называет «Fighter 2.0»: мол, у каждого поколения должен быть свой «файтер». Как по мне, «Армия» не настолько яркая и пробивная, как «Боец», но всё равно внимания определённо заслуживает и по-своему вдохновляет ^^
http://youtu.be/sQ-Xa4wgLWg
- «Cruz»
Именно подобными вещами наиболее ценен «Stripped»: композициями в духе классической школы ритм-энд-блюза (аля Арета Франклин и др.), но в обрамлении современного звучания и с манерой пения непосредственно Агилеры. Особо не распишешься, нужно просто слушать – цепляет.
http://youtu.be/2fwP6xzs5FAhttp://youtu.be/lMnAT__sSlU
- «Soar»
!!!
Не из числа известных и популярных Кристининых песен (что несказанно меня возмущает), вообще ни разу вживую не исполнялась. Но словами не описать, как меня от неё сносит (особенно последняя треть, ближе к концу), какое побуждающее вскочить с места и, чиорт побери, действовать, взвить в воздух, ринуться куда-то и всякое такое она на меня оказывает. Чистейшее вдохновение.
И именно эта песня привила мне такую сильную любовь к госпел-хору, хоть его там и не так уж много.
http://youtu.be/YSZkhkuUJIw
- «Make over»
Ещё до выхода альбома я читала интервью Кристины, в котором она описывала одну из новых песен: «… в ней я кричу во всё горло, слышавшие говорят, что похоже на Кортни Лав». И когда при первом прослушивании «Stripped» я дошла до «Make over» - сразу поняла, что в том интервью Кристина говорила про неё. Достаточно простая, но весьма интересно и необычно звучащая для Агилеры песня. Мне нравится, очень.
http://youtu.be/7KvsFXVit6E
…
Ну и далее – как я уже говорила, альбом долгий, материала много.
Коли быть честным – если вы не слышали этого альбома, вы не знаете, кто такая Кристина Агилера и что она из себя представляет. И не только потому, что «Stripped», как уже неоднократно упоминалось, наполнен её личными переживаниями и построен на её опыте. Но также и потому, что именно на нём были заложены некоторые, скажем так, основы её индивидуальной подачи и подхода к музыке, которые потом нашли отражение и на «Back to Basics», и на «Bionic». Да, все эти три альбома стилистически довольно разные (ещё одна вещь, из-за которой люблю Кристину – в плане присутствия тяги к экспериментам она как The Gathering, только в поп-музыке), но корень и внутренний каркас у них всё же один. Оттого, кстати, очень смешно слышать, что у Агилеры якобы нет индивидуальности и собственного стиля, и она бросается из направления в направление в попытках угодить слушателю.