Спешу поделиться очередной порцией впечатлений о творчестве Гэзеринов.
Для начала – краткое лирическое вступление. Как и многие здесь отписавшиеся, вкурила я эту музыку не сразу. Когда-то давно (уж не помню когда) я пыталась что-то слушать из tG, кажется, нечто из их митализдской эры. Прошло мимо. Возобновлять попытки желания не возникало, отчасти из-за фанатских отзывов на этом форуме. Не потому, друзья, что вы писали и пишете плохо. Напротив! Вы слишком красочно, слишком объемно и очень вкусно описывали музыку… которая априори не должна была мне понравиться. Дело в том, что я сторонюсь всякого ухода в психодел, дисгармонию и запутанность. Глючность я воспринимаю только в форме элегантной экстравагантности – такой, как, скажем, у Diablo Swing Orchestra. Поэтому…. до сих пор не понимаю, кой черт дернул меня послушать Disclosure.
Иначе как интуицией это не назовешь: наверное, сам организм подсказал, в чем он нуждается, находясь в состоянии раздрая, нестабильности и разобранности. Аппетит, как известно, приходит во время еды, и вот пожалуйста – Disclosure оказался лишь дверью, гостеприимным порогом. Я сделала шаг, переступила порог, и другие альбомы засосали меня внутрь – в глубь той самой пресловутой вселенной The Gathering.
Итак, начнем с «Сувениров». Очень яркий, очень эмоциональный альбом. Настоящий шедевр. Помнится, потрясающий найтовский Имаджинэрум я сравнивала с сокровищницей, полной изящных вещиц, драгоценных камней всех цветов и оттенков.
Souvenirs - это деревянная шкатулка, до краев наполненная золотом. Не золотыми слитками, нееет, и не золотыми монетами - ничего тяжеловесного, ничего штампованного-шлифованного. Солнечные осколки, солнечная пыль, миллионы золотых нитей и оттенков – просто, естественно и очень красиво.
Ну и при этом опять же – это не столько рассказ о чувствах, сколько сами чувства чистой воды. Песен, рисующих образы, точнее, яркие картинки в голове, на этом альбоме только две.
You Learn About It обладает удивительной цепляющей силой. При первом же прослушивании выделяется на фоне других песен своей легкостью, крылатостью. Кажется, это самая светлая композиция на альбоме. Текст опускает с небес на землю. Но этот диссонанс летучей музыки (и летучего голоса!) с довольно-таки темной лирикой только добавляет песне глубины и объема. Впрочем, несмотря на знакомство с текстом, при прослушивании песни в голове по-прежнему возникает одна и та же пасторальная картинка – широкое поле в волнах золотых колосьев (опять золотой цвет!), а над ним – синее, без единого облачка, неба. Щемящий душу пейзаж!
Golden Grounds. Говорящее название и рисующая музыка. До сих пор не понимаю, как при помощи такого крошечного набора изобразительно-выразительных средств можно в буквальном смысле телепортировать слушателя в пустыню?.. Я неизменно вижу обглоданные ветром скалы, полузасыпанные песком, которые почему-то не дают тени и не спасают от солнца. Тишина и вечный шорох – но то и дело звенят, взвиваясь к небу, золотые смерчи. Песня-путешествие по слепящей земле. Песня-бред умирающего от солнца человека: он упорно бредет к оазису, который, естественно, окажется миражом.
Итак, с песнями-картинами покончили, теперь об остальных – то бишь о песнях-эмоциях. Для меня два безусловных фаворита –
These Good People и
Even The Spirits Are Afraid. «Сувениры» - великолепная, пожалуй, самая глубокая и самая сильная вещь на альбоме. Но, к сожалению, я ее затерла до дыр еще раньше, поэтому из общего контекста она почему-то немного выпадает.
Открывашка
These Good People служит эдаким гарпуном, который цепляет слушателя и увлекает дальше, в альбом. Песня действительно сразу западает в душу. Она, грубо говоря, интересная, ее сразу хочется переслушать и посмаковать. Ну и необычная в плане эмоций – тут тебе и горькая ирония, и печаль, и проблески гнева…
Even The Spirits Are Afraid для меня вообще шедевральный шедевр. Очень напряженная, буквально накаленная добела, она то и дело срывается в тоску и тихую грусть. Ну и немножко горячечного бреда – куда без него? Песня уж больно искренняя, уж больно кричащая. Очень «моя» песня.
Еще один эмоциональный взрыв – это, безусловно,
Monsters. Более хитовая, так сказать, более понятная – и весьма душераздирающая при этом.
Что еще?...
A Life All Mine понравилась лирикой.
Jelena поначалу особых эмоций не вызвала, но потом незаметно так окутала, обволокла и запала-таки в сердце… Проматываю пока только
We Just Stopped Breathing.
Если впечатления от «Сувениров» - сильные, но довольно-таки обрывистые, то как описать
«How To Measure A Planet? » (этот альбом я для краткости называю «Восток-5»
)?! Как говорится, умом его не понять, аршином общим не измерить.
И «Сувениры», и «HtMaP» одинаково сильны, они находятся в одной плоскости, в одной параллели, но при этом разные по настроению и так, сказать, по консистенции. Если первый – это осколки эмоций, собранные в болезненный витраж, то второй – это состояние транса. Если первый можно СЛУШАТЬ, то второй буквально проникает внутрь, он растворяется в крови и течет по венам и нервам. Погружаясь в этот альбом, я порой не могу отличить, где мое настроение, где мои чувства, а где музыка. Захватывающее ощущение, что и говорить. Писать что-то конкретное про конкретные песни просто не поднимается рука, хотя, несмотря на удивительную целостность атмосферы, все песни разные и каждая, не побоюсь этого слова, уникальна. «HtMaP» засосал, как воронка, даже не знаю, когда смогу вынырнуть для освоения оставшихся альбомов.
Кроме вышеупомянутых двух (и Disclosure в придачу) я заценила еще и
Nighttime Birds и частично –
Mandylion. NB – единственный из всех не вкатил вообще, показался скучным и утомительным, каким-то железным.
Следующим на повестке дня будет, пожалуй,
Home.
P.S. Огромное спасибо Алине
Sacramenti за потрясающие переводы лирики.