Как я погляжу, с выходом на экраны "Первого Отряда" тут возникла жаркая дискуссия о возможности создания аниме в России. Сразу скажу, что "Первый Отряд" пока не смотрел. Тема, однако, вполне интересная и без него. В принципе сама возможность массового создания анимационных фильмов с определенным стилем рисовки не должна подвергаться сомнению. Далее, для меня не вызывает сомнений тот факт, что коммерческая успешность подобных анимационных фильмов будет определятся исключительно содержанием и уровнем исполнения, а не выбранной стилистикой. Вопрос тут только в одном: каким именно должно быть содержание, чтобы подобные продукты воспринимались на ура российским зрителем? И будет ли такое содержание соответствовать самой концепции аниме, можно ли считать такие творения "аниме" в более общем понимании, нежели просто стиля рисовки?
Я надеюсь, что все понимают, что японское аниме - это продукт для внутреннего, японского рынка. Оно рассчитано на зрителя с японским менталитетом, но, что гораздо более важно, оно само пропитано японским менталитетом. В принципе, лично я так и воспринимаю сам термин "аниме" - анимационные фильмы и сериалы с определенным стилем рисовки, сделанные в соответствии с японским менталитетом. Такое понимание термина "аниме" теоретически оставляет возможность изготовления оного за пределами Японии. Скажем, Южная Корея, имея менталитет очень близкий к японскому, потихоньку осваивает рынок аниме и манги. Конечно, присутствуют характерные отличия, в том числе и в рисовке, но я все же без колебаний классифицирую эту продукцию как аниме и мангу в собственном понимании. Говоря о возможности появления такого рынка в России, надо говорить о том, насколько россияне похоже на японцев по менталитету. Есть ли вообще эта пресловутая разница в менталитете и есть есть, то в чем именно она выражается?
Я убежден, что есть, причем огромная. Выражается она главным образом в разном понимании эстетичности (что эстетично для русского, может быть не эстетично для японца и наоборот) и в разных культурных паттернах. Приведу один достаточно узкий, но наглядный пример. Рассмотрим такой институт как реклама. В России реклама делается строго по западному шаблону, в этом плане мы не оригинальны. Существует известный принцип, известный как "Sex Sells". Огромное количество западной и российской рекламы построено на сексуальности. Не стоит считать маркетологов конченными кретинами, не способными придумать ничего более оригинального: единственная причина повсеместного злоупотребления эротикой в рекламе - ее выдающаяся эффективность. В Японии это совершенно не так. Сексуальная тематика в Японии вообще является в большой степени запретной. Лучше даже сказать не запретной, а изолированной. То есть, разумеется, она присутствует (чего стоит один хентай и додзинси), но в строго отведенных местах, она не проникает во все сферы жизни как на Западе и у нас. Вместо принципа "Sex Sells" в Японии действует другой принцип: "Cute Sells". В Японии надо быть kawaii, то есть cute, а не sexual. Это соответствует японскому менталитету. Рассмотренный пример, разумеется, не является единственным, но уже его достаточно, чтобы опровергнуть тезис о том, что ничего особенного в японском менталитете по отношению к западному нет. Лично я, исходя из этих посылок, вообще рассматриваю популярность аниме среди определенных кругов людей в некоторых западных странах как протест этих кругов против окружающей их западной культуры, неприятие западных ценностей. Но надо понимать, что это все-таки меньшинства, причем не слишком значительные.
Хочется еще немного поговорить о содержании в другом ключе, попутно затронув тему рисовки. Аниме в Японии изначально шло об руку с мангой. Манга в Японии заменяет книги. При этом, манга и книги это принципиально разные вещи. В манге картинки превалируют над текстом, в книгах, естественно наоборот. Тем лучше мангака, чем больше он выражает через рисовку, и чем меньше - через текст. Характерный стиль рисовки заточен именно под такие ценности. Аниме это по большому счету манга в движении. Мысль которую я хочу выразить состоит в том, что все характерные черты аниме, по которым мы и обосабливаем этот вид анимации, возникли не случайно; это не "удачный" набор параметров, придуманный спонтанно, а наиболее подходящий набор параметров под японские реалии. В России иные реалии. У нас люди читают книги (ну, по крайней мере читали, сейчас вообще сложно сказать, что люди что-либо читают), а не комиксы. В книгах другие ценности, и если придумывать стиль анимации, наиболее подходящий для экранизации книг, очень вероятно, что он не будет похож на японское аниме. Можно делать анимацию и без первоисточника, но и в этом случае, наиболее подходящая под российские реалии стилистика вряд ли будет эквивалентна японской. Таким образом, я считаю оправданным созданием в России рынка анимации по популярным первоисточникам и без оных, но я не считаю оправданным слизывания стиля у японцев.
В заключении хочу поделиться любопытным наблюдением. Все, что я написал выше относится именно к современным российским реалиям. Меня, однако, недавно стали посещать мысли о том, что Советский Союз в принципе сгодился бы в качестве площадки для изготовления аниме. В этой теме кто-то уже упомянул о некоторой схожести отдельных советских картин с аниме по определенным аспектам (скажем, по подходу к написанию музыки). Я склонен считать, что тесных параллелей на самом деле существует достаточно много. Этому есть и исторические подтверждения, в виде признания японским зрителем редких проникших на территорию Японии вещей, и признания российским зрителем японских анимационных фильмов, проникших на территорию СССР. Конечно, можно спекулировать заявлениями о том, что за "признанием" стоит тотальное непонимание, точнее неверное понимание. Но я все же придерживаюсь мнения о неслучайности подобных событий. Собственно к чему это я - советская культура заведомо не является чуждой русскому зрителю и отдельные ее элементы не могли не сохранится в сознании. И эта культура, на мой взгляд, гораздо ближе к японской, чем к западной, чем возможно и объясняется популярность японской культуры на территории России в наши дни.
Ergil,
да при чём тут артхаус? Просто хорошее аниме, при просмотре которого можно не обращать внимание на технические недоработки. Ковбой Бибоп - не артхаус, а всё прорисовано и продумано настолько, что на многие, в общем-то абсурдные, вещи внимание не обращается. А Волчица и пряности - это, имхо, просто замечательный сериал - и никакой арт-хаусности.
При чём тут тру-эстеты? Зачем этот сарказм и ирония? Я говорю о том, что всякой хрени много и так - жопой жуй - как то: японское аниме для 14-16 летних подростков, порой просто банальное, так и российской анимации, порой просто вводящей в депрессию от того, насколько всё плохо (Ролли и Эльф к примеру)...
Я тоже, знаете ли, не гонюсь за, как Вы сказали, труЪ-артхаусом. Но такое количество однообразной "продукции" отнють не вызывает желания смотреть её в больших количествах. Хочется чего-то нового, а то скучно и тоскливо становится. Торадора и Lovely Complex - мне, в принципе, этого хватило, причём оба мне понравились; но первое похоже на второе - а там не один сериал ещё аналогичен им.
По поводу праздников - собстенно, Вы только лишь подтвердили мои слова .
Shinigami,
Очень интересная мысль, особенновот эта:
Shinigami писал(а):
Вопрос тут только в одном: каким именно должно быть содержание, чтобы подобные продукты воспринимались на ура российским зрителем? И будет ли такое содержание соответствовать самой концепции аниме, можно ли считать такие творения "аниме" в более общем понимании, нежели просто стиля рисовки?
Кстати, проанализировав моё пристрастие к аниме с точки зрения, описанного Вами "протеста", хочу отметить, что для меня это, скорее, выход из сложившейся ситуации или же глоток воздуха. Т.е. в принципе, я не чувтсвую, что это действительно протест.
Вообще-то мне кажется, что в любом случае при первых попытках создать российское аниме оно будет аналогом япоyского, потому что надо от чего-то отталкиваться, в Японии же база не в пример сильнее. Возможно при дальнейшем развитии этот жанр в российской анимации вообще атрофируется, потому что изначально аниме - всё-таки действительно продукт, ориентированный на японскую публику и мне кажется, довольно сложно будет чуждому этому человеку принять всю его специфику. Вообще-то именно этот вариант развития событий и кажется мне наиболее вероятным. Т.е. я согласна с Shinigami, применять графическую специфику японского аниме в русском - заведомо проигрышный ход, потому для рядового обывателя использование характерных особенностей в дизайне вовсе не оправдано. Само по себе это словосочетание - русское аниме - крайне неудачно, потому что что такое аниме для среднего российского гражданина? Репутация у японских мультиков устоявшаяся, так незачем примешивать её при попытке продвижения нового продукта. Я думаю, у российской анимации есть потенциал развиться во что-то новое и самобытное, так что надеюсь, что российское аниме - это просто один из первых шагов в поисках стиля.
Эргил, ну как-то большинство моих знакомых анимешниц в одной со мной возрастной категории - толстые яойщицы, увы.
Кстати ваша Юки прекрасна.
В этой теме кто-то уже упомянул о некоторой схожести отдельных советских картин с аниме по определенным аспектам
Да вы гляньте только Гостью Из Будущего! Это чистейшее аниме. Там кажется даже количество серий 6 штук при длительности час если не путаю. То есть 12 по полчаса почти что.
Там есть идеализированная школа, форма, идеализированный мир вокруг, пара друзей-кунов и самое главное ультра-кавайная главная героиня Алиса с огромными глазами. Школьники мотаются в будщее и спасают мир. Всё это сопровождается чисто НЛПшным музоном в разных вариациях по обстановке.
Надо кстати сказать что мы русские, хоть и далеко не японцы, но и далеко не европейцы тоже. Так что пока не попробуем не узнаем, будет ли наш народ хавать кавай или же кавай не катит а только эротика.
Последний раз редактировалось: Ergil (14 окт 2009, 19:36); всего редактировалось: 1 раз
Начал смотреть Kaiba. Вполне. Сурово. Мрачно и жестоко, я бы так даже сказал. Правда, несмотря на всю внешнюю "глючность", сюрность, по сути у них там достаточно стандартный антиутопичный "киберпанковский" мирок. Да и тема о душе и памяти в НФ уже давно измусолена, поэтому никаких вротартовских восторгов по поводу какого-то Великого Скрытого Смысла не разделяю пока что. В общем, смотрю по большей части из-за киноязыка - атмосферного визряда и высококлассной постановки.
1. Suzumiya Haruhi no Yuutsu
2. Higurashi no Naku Koro ni
3. Full Metal Panic
4. Kimi Ga Nozomu Eien
5. Elfen Lied
6. SaiKano (She, The Ultimate Weapon)
6. Initial D
7. Capeta (TV)
8. Scrapped Princess
9. Neon Genesis Evangelion
10. RahXephon (TV)
смотрю последнее время все подряд, по 10-15 онгоингов за сезон @_@
Seraphim Call/Зов ангела: Истории одиннадцати девушек
"Зов ангела" повествует об историях из жизни одиннадцати молодых девушек. Действие происходит в недалеком 2010 году в японском футуристическом городе Нео-Акрополе, расположенном на рукотворном острове. Каждый эпизод рассказывает уникальную историю из жизни одной из героинь. И только в заключительной серии случай собирает всех вместе.
Очень приятно бывает среди раскученных тайтлов той или иной студии найти подобное произведение. Немножко топорное, лишённое лоска и вылизанности, но зато атмосферное, честное со зрителем и заставляющее хорошо "почесать мозг".
Первый и восьмой эпизоды я советовал бы по первости проигнорировать и посмотреть только в самом конце. Чтоб впечатление не портить. Потому как эти бестолковые комедийные экшены (пусть даже и с пародийными элементами), получающие от меня по 6 баллов из 10, как-то совсем не вписываются в общий настрой.
2. Margarine`s Crisis
Второй эпизод примечателен не столько самой историей, сколько способом её подачи. Наблюдение за главной героиней - забавной и непосредственной девчушкой, никак не желающей вырастать - ведётся из глаз плюшевой зверушки, коих у неё в комнате полно. Сам сюжет как таковой отсутствует, за исключением неожиданного поворота в самом конце – это просто «зарисовка» повседневной жизни. Занятно показано дистанционное обучение. Интересно только, как у детей проходит социализация в классе, если физически они контактируют только на уроках физкультуры… Оценка: 7\10
3. The Taste of Gateaux
Третий эпизод показывает небольшой отрезок из жизни девушки, учащейся на кондитера и живущей с отцом после развода родителей. Эта история, пожалуй, самая «сёдзеобразная» из всех представленных. Ничего необычного в самом сюжете нет вроде бы, но из-за подачи разыгрываемых ситуаций смотреть всё равно интересно. Оценка: 7\10
4. The Angel, Soaring
Четвёртая серия показывает эпизод из жизни школьницы мальчишеской внешности, получившей «тяжёлую моральную травму детства»™. В результата девушка находится в «подвешенном состоянии» и не может определиться…нет, не с ориентацией (хотя рано или поздно и до этого может дойти). С тем, что такое женственность и, собственно, нужно ли это лично ей. И встречает она художницу, которая весьма своеобразным способом помогает ей понять, что женственность заключается не в ношении серёжек, юбочек и платьиц с рюшечками. Эпизод срежиссирован под стать названию – динамичный, энергичный, дышащий жизнью. Вдохновляет-с. Оценка: 9\10
5/6. To My Dreaming Younger Sister/To My Loving Older Sister
Пятый и шестой эпизоды рассказывают историю о сёстрах-близнецах – дочерях пары одних из самых крупных участников в строительстве Нео-Акрополиса. Как водится, девушки при равных возможностях выросли разными по характеру: Сакура довольно непритязательна к жизни, скромна и вообще старается прикинуться «серой мышой»; Шион же обладает волевой натурой и желает продолжить дело родителей. В один прекрасный день они получают страстное любовное послание, да не от «обычного японского школьника» какого-нибудь, а от одного из лучших скрипачей Нео-Акрополиса. Остаётся вопрос – кому оно предназначалось? Между Шион и Сакурой возникает напряжённость. Казалось бы, что из-за простой ревности. Чтобы лучше понять намерения сестры, Шион решает воспользоваться недавно привезённым ей устройством, моделирующим сложную виртуальную реальность, вплоть до личностей и событий. Однако, не всё тут так просто. У симулятора может быть очевидное конструктивное ограничение. Что, если он не в состоянии сгенерировать личность из ниоткуда? А вдруг в её основе всегда будет проекция образа из сознания пользователя? Повествование изменяется так, что становится проблематично провести границу между виртуальной и настоящей реальностью. И вот вопрос - какая из девушек «реальнее»? И, наконец, кто они друг для друга? Оценка: 8\10 (общий балл; ленивые аниматоры и художники толком не перерисовали сцены для второго эпизода арки, кроме тех, которые «надо» - а так всё хорошо)
7. The Paradox called "I"
Эпизод номер семь наряду с четвёртым, одиннадцатым и парой 5-6 я бы назвал лучшим в сборнике. Это, конечно, не «Пи» Аронофски, но что-то в этом определённо есть. Математик, спящий где-то глубоко внутри меня, наверняка ликует. Butt no moar. Это нужно видеть. Ага, прям щас. Бегом!! Оценка: на ноль делить нельзя! мы все умрём!! OH SHI~ 10/10
9. The Legend of a Certain Young Lady
История о том, как простых людей превращают в культ, обычные истории обрастают фантастическими и нелепыми подробностями, а трагедии используются для чужой выгоды. И вновь – конфликт реальности и фантазий. А, забыл сказать. Несмотря на отсутствие прямой сюжетной связи этих историй, через них проходит такая вот общая тема и, соответственно, в разных историях рассматривается с разных углов. Вдобавок, она удачно переплетается с типичными для shoujo темами взросления, "нахождения себя" и прочим. Оценка: 8\10
10. Real Blue
Она – обычная японская школьница, он – сожитель. О любви? О столкновении мировоззрений. Она – мангака, работающая под мужским псевдонимом, он – фотограф. Общего между ними лишь то, что они через своё дело передают эмоции другим людям. Остальное их, увы, разделяет, в том числе «методы работы». Оценка: 9\10
11. The Inner Me
Героиня живёт с матерью после смерти отца. Девушка мечтает стать структурным инженером и продолжить его дело - работу над планами достройки Нео-Акрополиса. Беда у неё одна – идеализированный образ отца для неё стал воплощением «идеального мужчины». Она настолько «застряла в себе», что не желает слышать об отношениях с парнями. В общем, снова близко к традиционной тематике сёзде. И вновь блистательная постановка, да такая, что есть риск получить травму челюсти. Оценка: 9\10
12. Christmas Eve of the Seraphim
Рождество замечательно тем, как и любой подобный праздник, что оно собирает людей вместе – друзей, семьи, большие массы празднующих. Вот и все героинь предыдущих историй решили собрать вместе. Не очень понравился скомканный финал, а так – удачное подведение итогов, расставление точек над множеством i и постановка "скрытых смыслов" на единый фундамент. Оценка: 7\10
Вердикт - смотреть. Показатель того, что Sunrise когда-то, до 2000 года включительно, адово жгли напалмом.
Завис на седьмой серии Blue Drop. Жутенький, кстати, филлер. Потому что филлер. Бессмысленный и беспощадный.
Странная вещь. Несбалансированная. С самого начала задаётся довольно редкий для избранных жанров настрой темпа и стиля повествования - довольно неспешный. Но создатели "Капли", в отличие от авторов Simoun, не сумели грамотно слить в один котёл сёдзе и сейнен. Неясно, что нам хотят показать. То слишком сильно акцентируют внимание на школьном slice of life, избыточно детализируя его, хотя органичнее этот элемент смотрелся бы на заднем плане... То перетягивают одеяло на сторону слабо проработанной sci-fi - взять хотя бы откровенно унылую инопланетную расу, отличающуюся от гомосапиенсов только технологиями, однополостью и наличием уныло "отдизайненых" фансервисных костюмчиков у экипажей кораблей.))) О сюжете говорить ещё рано, а вот хорошую постановку отдельно взятых сцен и слабую, невнятную общую режиссёрскую работу уже можно отметить.
Положительная сторона - персонажки. "Было", да. Зато характеры отчётливо, гм, характеризуются уже в первом эпизоде. Герои получаются вполне "пухленькие" и непосредственные, несмотря на приевшиеся архетипы.
Параллельно пересматриваю Simoun. И в третий раз не перестаю удивляться его охр...проработанности. Почти каждая деталь работает на произведение. И только на третьей попытке осознал жертвенность поступка Юн. Теперь совсем не понимаю тех, кто считает данный её шаг эгоистичным.
А, вообще: прекрасно переданная атмосфера живого города, яркие персонажи и диалоги, великолепная режиссура. Baccano!, вид с боку, но это даже хорошо, это правильно. Пожалуй, пока единственный из онгоингов, которому удалось меня конкретно так зацепить.
Похоже, что обаятельная безголовая Сэлти-сан стала новым культовым женским персонажем этого сезона, если не года.
Starship Operators. В кои-то веки, со времён Seikai no Senki, адекватная космоопера, то бишь не эти ваши "сопли в космосе", а политика и тактико-стратегическое планирование боёв. Забавно только то, что половину экипажа "бунтаря" составляют девушки, но пока никакого фансервиса замечено не было. Всё реалистично и сурово, хотя не без своих ляпов.
Yomigaeru Sora. Похоже, что японцы могуть интересно снять "производственный" сериал на любую тему. Хотя "Крылья спасения" не совсем "производственный" - тут кроме специфики работы довольно много отвлечений на бытовые детали, отношения за рамками трудового коллектива. Итого получился, исходя из сложившегося по трём сериям первого впечатления, отличный слайс-оф-лайф. Слайс-оф-лайфовый такой: никто не ломает комедию, не давит слезу - показаны "простые" будни спасателей. Не Planetes по уровню исполнения, но по духу, атмосфере, если вычесть юмор, где-то близко.
The Third: Aoi Hitomi no Shoujo. Примерно как писал Гоблин про "Тёмного рыцаря": "Вроде всё серьёзно, решаются вопросы жизни и смерти, и вдруг на экране появляется парень в маске с резиновыми ушами." Вот и тут так же. Есть пост-ядерный мир, есть...в общем, есть неплохо проработнная сцифи составляющая. И тут - ВНЕЗАПНО - кошкобабы тысячи ихъ девочка семнадцати годков отроду. Вы сидите? С катаной. Путешествующая по Йадерной Пустыне на танке. Управляемым ИскИном. Сидите, сидите... Рубящая катаной. Пакетик? Ах, тазик... Десятки гигантских пауков-мутантов... Прекратить? Ну, так нечестно! Я же ещё не рассказал про меху в духе третьесортных сёненов! Ладно, заканчиваю, только уберите этот большой и страшный топор от моего лица...
На самом деле, всё не так плохо, как вы подумали, но пока плюсов крайне мало: главная парочка (ГГ в целом скучна и предсказуема в своей реакции, а вот циничный ИскИн заставил несколько раз посмеяться), промышляющая эникейством (то есть, выполняют любые заказы кроме "заказух") и весьма умиротворённая атмосфера, несмотря на суровый нордический сеттинг и присутствие экшена. Посмотрю ещё штуки три, если останется всё на том же уровне - безжалостно дропну.
Из аниме смотрел только Ходячий Замок, Унесённые Призраками и Могила Светлячков. Все три очень понравились! Ещё забыл - Девочка, покорившее время смотрел, тоже ничё так.
Кстати, завёл тут себе...ну, то чем меряются.
Ибо удобнейший сервис. Всяческие WA и anidb по сравнению - хлам. Разве что ANN продолжаю использовать в качестве новостного источника.