Ergil писал(а):
Ну программа то может и мала. Но кто собственно определяет её объем и на основании чего?
Минобраз, в лице ФИПИ и прочих научно-методических организаций соответствующей направленности.
Школьная программа у нас, прежде всего, предопределена нагрузкой. Это – там, где касается предметов не формульных, а построенных на умении размышлять и рассуждать - главный бред, говорю с позиций учителя. Грубо говоря, детей учат не исходя из того, что есть некий набор знаний – и изволь их усвоить, а наоборот – есть некое количество часов, и изволь в течение их пройти материал. С учётом того, что и историю, и литературу в школе изучить нормально среднему ученику, не испытывающему соответственной потребности, невозможно в принципе – слишком велик объём материала – приходится опираться на некие узловые точки, не более. А часов даётся не так много. Причём увеличения не предвидится, а вот уменьшение может быть. У нас же бедные детишки переутомляются, тяжеленько им, болезным, как они, несчастные, будут семь уроков сидеть?.. тьфу, блин. При этом, как и в советские времена
Затем наступает время распределения программы по подразделам. Первый критерий – нацпринадлежность. Тут я точной пропорции не помню, по всеобщей истории и истории России соотношение часов 1 к 2, здесь, вроде бы, ощутимо в пользу русской литературы… Логика проста: уроки литературы должны ещё знакомить школьника с мировой культурой. Но реализована эта идея ПЛОХО. Сейчас плохо. Опять же, из-за жуткой нехватки времени. У меня в школе литературы было больше, чем сейчас, и всё равно, зарубежку больше приходилось брать факультативно или вообще дома, на свой вкус и усмотрение.
Далее учебная программа по литературе – насколько я знаю (могу ошибаться или давать неполную информацию, это всё-таки не моя базовая кафедра) – определяется в связи с: а) историческим развитием литературы; б) интеграцией (теоретической) в общий комплекс обществоведческих и культурологических представлений, каковой должен у школьника быть выработан. Соответственно, как бы интересны и чудесны ни были стихи Жуковского (на мой вкус, они лучше пушкинских, которые наше всё, но которые после школы мало кто помнит), они а) не столь типичны; б) в меньшей степени повлияли на развитие русской литературы и культуры в целом. Соответственно, в программе Жуковского проходят «галопом по Европам», а Пушкина рассусоливают до невозможности. И то же Лескова касается.
А, с другой стороны, есть традиция: надо показать непрерывность развития литературы. А она же в разные периоды получала разное развитие… И политика вмешивается: скажем, кто сейчас будет в школе давать Рождественского, да и Бондарева там мало, зато проходятся Шаламов, Солженицын и ещё кто-нибудь (это при невероятной нудности последнего). В результате огромный пласт литературы, посвящённый Великой Отечественной войне, например, остаётся охвачен слабовато, предвоенная литература – это вообще terra incognita, а вот восемнадцатый век (для русской литературы откровенно бедный) наоборот размазан по площади.
Это в некоторой степени поза, но я рассматриваю литературу в школе как вспомогательную дисциплину по отношению к истории и обществознанию (вторая главная задача предмета – развитие культуры речи и риторических навыков. Литературные произведения – это не что иное как срез, как минимум, представлений определённой эпохи, вкусов, стиля и т.д. Как максимум – картина этой эпохи. История даёт факты, даёт даты, даёт логические и алогические взаимосвязи, тенденции, схемы… но наполняться содержанием они должны и за счёт литературы. Ну вот как дать школьнику отчётливую картину позднего крепостного строя в России без «Отцов и детей», или показать проблематику социального переустройства России в пореформенный период без «Вишнёвого сада» и – при хорошем, глубоком преподавании – «Чайки»?.. Да никак. Не возникнет у них «картинки»-с.
И это не говоря о воспитательном значении литературных произведений – о нём сказали выше, повторяться не буду, потому как для меня достаточно и перечисленного.
Никто не заставляет ЛЮБИТЬ пресловутую «классику». Но ЗНАТЬ её, я так полагаю, нужно. Как в Англии учат Шекспира, а в США пишут обязательные сочинения по «Старику и морю»… Если даже брать Достоевского и Толстого – ну не люблю ни первого, ни, простихосспади, второго – я-то их не перевариваю, но вклад их в мировую культуру огромен. Не потому, что они такие замечательные, а потому, что по ним сейчас средний образованный европеец составляет себе представление о загадочной русской душе. Что отражается уже в нерусском искусстве.
…Вопросы качества преподавания сейчас затрагивать не буду. Больно долго и много можно говорить.
Ergil писал(а):
О кстати! А вы слышали о новом историческом журнале (собственно кажется первом таком) - Дилетант?
По первому номеру впечатление однозначное. Может, оно и интересно (хотя я лучше свежие "Вопросы истории" почитаю, или за Vierteljahrhefte fuer Zeitgeschichte в ИНИОН съезжу). Но к исторической науке имеет такое же отношение, как журнал «Популярная механика» к теоретической физике. Соответственно, для меня рабочего интереса не представляет. Нерабочего, впрочем, тоже – то же самое, но куда подробнее и без загибов, я читал по монографиям.
Isa la Belle писал(а):
посмотреть на поведение различных людей, решающих различные проблемы различными же способами. На отважную декабристскую жену, на тупую, низменную и ограниченную Кабаниху, на плаксивую и долготерпящую Катерину, на благородную Наташу Ростову, на Дымова, Асю, братьев Головлевых и Карамазовых, на бедную Лизу, на Обломова, на Вронского и Каренину.
А вот, кстати, последствия отрыва литературы от истории. Какая ж Кабаниха тупая и ограниченная?.. Она просто типичная и нормальная представительница своего социального строя. А Катерина из этого строя хочет выломаться. Заканчивается всё печально.
Опять же, к вопросу об изучении литературы. В школе мне никто не мешал иметь отличное от мнения критиков собственное представление о литературных героях. Навскидку помню свои сочинения, где я крайне негативно характеризовал Безухова и Ростову (а попутно наехал и на традиционную критику в плане точности Толстого – знаменитая цитата о «дрожании моей левой икры», которую Лев Николаич перевёл дословно и тем самым изменил весь смысл реальной фразы), где прямым текстом назвал поведение Катерины последним шагом к проституции, где на двадцать с чем-то страниц разобрал ницшеанские мотивы в творчестве Достоевского с позиции «и хотелось, и кололось», и – уже перед выпуском – много и со вкусом говорил о неудобоваримом с точки зрения современного литературоведения Пээгеле. И ничего. НИКТО мне не мешал и не запрещал иметь собственную точку зрения на классиков. Условий было два: я знаю предмет разговора, и умею защитить любое положение, кое высказываю.
Да, это зависит уже от учителей (у меня они были замечательные в том плане, что не мешали…) – но мы же рассматриваем не практику, а цели?
Ergil писал(а):
Надо в конец поехать крышей чтобы решить что ты знаешь что такое добро и зло. Тех кто это знает точно и наверняка надобно изолировать в специальных учреждениях с белыми мягкими стенами.
Дело не в добре и зле, а в неких моральных и этических нормах. И в оценке их трансформаций. Опять же, в одиннадцатом классе на факультативе я писал сочинение по Арцыбашеву – и никто мне слова не сказал, потому как я смог показать связь между общим моральным упадком верхних слоёв общества на закате Российской империи и арцыбашевским «Саниным». Несмотря на всю порнографичность романа и спорность его положений.
Ergil писал(а):
Чичиков в Мёртвых Душах единственный реалистический тип.
Здра-асте. А Дерпенников, а Петух, а Платонов?.. Да даже Коробочка в чём-то. Если только оценивать их через призму эпохи? И памятовать том, что у всех них были конкретные прототипы.
И потом. «Мёртвые души» есть по своей сути сатира. А у сатиры свои цеи, задачи и законы. Вы ещё от «Истории одного города» неоднозначности персонажей потребуйте.