Ездил с велосипедом в метро, в поездах и в электричках (в последних езжу постоянно). Могу сказать, что всё возможно - но не всегда. В метро велосипед как велосипед (не багаж) возможен, если он либо детский, либо складной. В остальных случаях - только в качестве багажа. Однако, на практике, как обычно, немного по-другому. Сейчас часто с обычным кросскантрийным велосипедом не пускают даже если он в чехле, не говоря уже о просто снятом колесе. В то же время, пускают людей с триальными и стритовыми велосипедами - а ведь многие из них потенциально гораздо вероятнее могут нарушать общественный порядок - есть видео, где на таком велосипеде катались на крыше стоящего состава. Хотя, если велосипед уложен в чехол, то оно - можно. Единственное, могут потребовать доплаты за багаж, т. к. он обычно превышает допустимые габариты. Но поди это докажи каждой контролёрше на входе - не хватит времени и нервов. Поэтому стараюсь метро избегать, и ездить либо, собственно, на колёсах, либо на электричках. Кстати, об электричках - там немного иначе. Велосипед можно провозить как велосипед, но по-хорошему надо доплачивать, либо снимать колесо. Но на практике, конечно, мало кто снимает, да и то, разве что, когда контролёр идёт
И ещё, весьма распространён забавный способ крепления велосипедов в электричках:
Собственно, я сейчас пишу сообщение под висящим именно таким образом велосипедом. Разумеется, всё должно быть надёжно закреплено, чтобы ничего не отваливалось по пути, и, не приведи всевышний - не отвалился сам велосипед!
В поездах провозить можно бесплатно, но - при следующих условиях:
1. Вагон - плацкартный. В купе третьих полок просто нет. Хотя, я как-то ехал по незнанию в купе с велосипедом на одной полке - но подумайте, нужно ли вам это удовольствие...
2. Велосипед - в чехле, и влезает в габариты полки.
В этих случаях проводники не должны не предъявлять никаких претензий. Однако бывает, что они пытаются выманить у вас денег за это дело, но по-хорошему их можно смело, но вежливо слать, ссылаясь на закон. Хотя можно даже не ссылаться.
Ещё, велосипед в вагоне лучше всего класть сразу на две полки вдоль движения - так надёжнее.
Если есть желание повысить транспортабельность кардинально - вот статейка про различные варианты складных велосипедов:
http://velopiter.spb.ru/articles/foldbikes.htm
Из всех вариантов максимально лучшим по соотношению размера/функциональности я считаю уже упоминавшийся здесь Машей Paratrooper. А вообще, складные велосипеды имеют вполне серьёзные перспективы развития, так что, вероятно, станут не менее популярны, чем привычные всем кросс-кантрийные.
Ну и напоследок, немного велосипедного юмора - объявление о продаже велосипеда:
http://fishki.net/comment.php?id=114236