У меня впечатления от кина весьма хорошие
. Может быть, все дело в том, что я не отношусь к числу ценителей и почитателей кинематографа как искусства (хе-хе), и поэтому уровень притязаний и требований у меня не столь уж высок. Ну и не особо-то я очаровывалась, чтобы разочаровываться. Не жаждала я узреть эту кинушку, меня не лихорадило от предвкушения и нетерпячки. Ибо найтвиш для меня – это музыка и только музыка. Все остальное – так, малозначительные бонусы.
И тем не менее! Я полагала, что Имажинэрумный фильмец стоит посмотреть хотя бы за-ради той же музыки. В конце концов, че плохого – клип, длиной в альбом, да еще и со вполне эпичным сюжетом и концепцией? Вот этого – масштабной визуализации любимой музыки – я, в основном, и ждала.
Ожиданиям моим не суждено было сбыться! Хз, товарищи, возможно, я какой-то неправильный, недоделанный фанат. А возможно, я слишком много и долго слушала Имажинэрум-альбом, чтобы смотреть Имажинэрум-фильм. Скажу кощунственную вещь – у меня одно с другим никак не сложилось. Слишком уж сильны личные ассоциации от песен, чтобы воспринимать их в контексте фильма.
Еще один энд оф ол хоуп касался анонсируемой линии, связанной с эскейпом музыканта в мир творчества. Увы, на мой скромный взгляд, эта самая сильная сторона сюжета показана по факту достаточно слабо. Одержимость музыкой, страсть к творчеству выглядит как-то вяловато. На эту тему герои фильма много говорят, особенно блудная доченька. Престарелая Анетт (пардон, Энн) очаровательно приплясывает под инструментал Слез, беззаботно льющийся из динамиков магнитофона. Но это все равно не убеждает.
Щас я буду учить, как нужно было сделать. Ибо я знаю, как!
Раз уж заявили, что Имажинэрум – это мюзикл, так и надо было идти до конца. Вместо невнятного (простите!) инструментального саундтрека (который, кстати, зритель никак не соотносит с творчеством героя фильма), нужно было наполнить сюжет такими вот фишками, как Страшносказка и СЛС. На каждый смысловой этап сюжета – фрагмент песни с группой! Вот тогда стали бы очевидностью слова Энн о том, что Томас написал музыку о каждом мгновении своей жизни (или как там она говорила?).. Ведь как здорово получилось со Страшносказкой! Сразу становится понятно, что это песня Томаса, и ясно, под влиянием каких воспоминаний он эту песню создавал, какие разнородные эмоции он в нее вложил! Тут тебе и детский страх перед клоунами, и болезненные воспоминания о самоубийстве отца (который перед тем, как застрелиться, показывал сыну билеты на представление), и светлые воспоминания о детстве дочери, боль и обида от разрыва с ней… Все читается, все очевидно. Конечно, все песни целиком в фильм не втиснешь, но фрагменты, демонстрирующие при этом, кто их автор, были бы очень уместны и красноречивы.
Так, с критикой покончим, ибо в самом начале сего опуса я признала, что фильм мне понравился. Чем именно?.. Парадоксально, но то, чего я ожидала, я не получила (см. разглагольствования выше). Зато получила то, чего никак не ждала! А не ждала я того, что меня зацепит сюжет и идея!
Нет, не описываемая во всех аннотациях история взаимоотношений Томаса с дщерью. Хотя… Нужно отдать должное, и она неплоха.
Большое впечатление на меня произвела линия «Томас – его отец». Вот это круто. Старая, как мир, история о том, что детские травмы не заживают и могут всерьез покалечить человека и фатальным образом отразиться на его судьбе, показана по-новому, необычно – через бред умирающего. И показана здорово.
Поначалу весь этот бред раздражает. От него устаешь. Устаешь от кучи деталей, которые вроде несут смысл, но ты хз, какой именно. Устаешь от непонимания происходящего, и это тебя злит. И вдруг – бах! Буквально один решающий штрих – и картина меняется! Как по волшебству, все становится на свои места. Не знаю, было ли это задумкой авторов, или это просто я такой тормоз и мне нужен был контрольный выстрел в голову в виде превращения Снеговика в Папочку, чтобы озарение снизошло. В любом случае это было круто. Аж дух захватило!
Я очень рада, что Снеговика разъясняли полностью. Очень не хотелось бы, чтобы он так и остался какой-то замудренной абстракцией. Эта конкретика, на мой взгляд, куда сильнее и глубже, чем самый глубокомысленный символ.
Снеговик – это воспоминания об отце. И шире того – противоречивые, запутанные чувства к нему. Мальчик старательно и с такой любовью лепит свои чувства из снега, украшает пилотным шлемом, очками и компасом (пахан-то летчиком был), а получает в итоге страшилище, к которому не знает, как относиться. Потому что в детстве все начиналось хорошо. С обычной, нормальной и счастливой любви ребенка к папе, которым можно гордиться и восхищаться. Именно поэтому в начале фильма Снеговик «хороший»: зовет в полет, к приключениям. У них была славная семья! Ну а потом – все ломается. Не хочу глубоко копать, может, это мои фантазии, но можно предположить, к примеру, что ломка произошла после смерти матери Томаса. Тогда отец (кстати, по всей видимости, фигура весьма колоритная и противоречивая, вызывающая одновременно любовь и страх) от горя запил и… эээ… оттолкнул сына, как Снеговик уронил маленького Томаса во время полета. Ну и понеслось. Все хуже и хуже… пока не наступил финал в виде пули в рот. Но и на этом трагедия не закончилась: любовь к отцу, замешанная на страхе и перед ним, и перед тем, что с ним случилось, преследовала героя фильма всю оставшуюся жизнь. Становясь с годами все сильнее и страшнее (попутно менялся и становился уродливее облик Снеговика). Эти воспоминания разлучают Томаса с дочерью (когда он чувствует, что сам близок к суициду, он отталкивает от себя девочку, чтобы та не пережила все то, что пережил он). Эти воспоминания заползают даже в укромный мир творчества (вспомним глухие удары в дверь во время исполнения СЛС).
Идею этой трагедии ярко подчеркивают и детали. К примеру, снежинка и те самые заветные и парадоксальные, на первый взгляд, слова – что-то насчет того, что порой свет оборачивается тьмой. И действительно – светлая, детская, всепоглощающая любовь Томаса к отцу обернулась мраком длиною в жизнь.
Ну и, конечно, хороша еще одна важная мысль, очень метко воплощенная в фильме. Прошлое находит отражение в будущем. С одной стороны, это может быть трагичным. Как, например, показано в параллельных эпизодах: самоубийство отца Томаса и сам Томас, через много лет разбивающий арабеску, которую ему в качестве утешения принесла дочь (тем самым он отталкивает девочку и, наверное, причиняет ей такие же страдания, какие испытал когда-то сам от потери отца). С другой стороны, свет настоящего может разогнать тьму прошлого. И эту идею мы видим в эпизоде с цирком. Когда-то из-за отца цирк стал для Томаса едва ли не фобией. Но потом он повел на представление свою дочь и был счастлив ее маленьким, детским счастьем. Недаром же лютовал Снеговик, увидев молодого Томаса с девочкой, радостно смеющихся на балконе под куполом!
Подводя некоторый итог (ибо надоело писать, если по-чесноку), скажу – внизапна! - о Холопайнене. Он существует! В фильме, то есть. Но для меня его присутствие важно не музыкой. Не физиономией. Не сценарием. В Имажинэруме я узнаю фирменную фишку маэстро. Эмоциональную – и, может, даже эгоистичную - искренность, бьющую через край. Искренность, которой тесно в любых жанрах и художественных рамках. Думаю, что многие достоинства и недостатки фильма – как раз отсюда.