Предыстория такова. В совсем недавнем прошлом, я наконец-то решил приобрести себе новый компьютер. Использовать новый компьютер я планировал исключительно в качестве медиацентра, поэтому мои требования к нему сводились к двум вещам: возможность нормального проигрывания HD-Video и максимально высокое качество аудио. К моему удивлению, для выполнения первого требования оказалось достаточно бюджетного процессора AMD Phenom X3 8450 и интегрированного видео (!) на материнской плате Asus M3N78 Pro (конкретная модель была выбрана из некоторых соображений лежащих в иной плоскости, я укажу их ниже). Мне даже не пришлось покупать отдельную видеокарту. Что же касается максимально высокого качества аудио, то для решения этой задачи пришлось целую неделю скурпулезно изучать бесчисленные статьи и обзоры на русском и на английском, вступать в личную переписку с экспертами на специализированных форумах и с владельцами соответствующего железа. За эту неделю я из полного профана превратился в человека, который достаточно неплохо владеет практически всеми аспектами вопроса и я думаю мой опыт окажется весьма полезным для других посетителей форума, стоящих перед схожими затруднениями.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что на качество звука на ПК влияет не только звуковая карта, но еще и наводки на нее. В данный момент среди всех моих знакомых, у кого я проводил эксперимент, только у меня одного в аудиотракте действительно стоит полная тишина, даже если громкость выставлена на максимум. Наводки могут иметь две причины - "грязное" питание и неудачное расположение микросхем внутри корпуса. Для избавления от первой, я занялся поиском блока питания, выдающего максимально стабильное напряжение на выходе. На основании прочитанных обзоров и тестов я остановился на Corsair HX520 (OEM Seasonic). Что касается второй проблемы, многие люди на форумах указывали на то, что зачастую в одном PCI-слоте (обычно в нижнем) наводки гораздо меньше, чем в остальных. Материнская плата M3N78 Pro мне понравилась тем, что на ней 3 PCI слота (обычно их два), при этом средний выглядел достаточно изолированным от любых микросхем. Как в последствии выяснилось, я не прогадал - это оказался единственный слот, в котором мне удалось добиться идеальной тишины в тракте.
Теперь собственно о выборе звуковой карты. Здесь полезно осознавать, что звуковые карты деляться на две большие категории - профессиональные интерфейсы (вроде Lynx и RME) и ширпотреб. Первые практически все находятся в категории от 1000$, вторые погружаются в категорию до 300$. Как мне сейчас очевидно, два самых правильных и нетривиальных вопроса, на которые стоит ответить звучат так: "За что рядовому пользователю, вроде меня, придется переплатить просто так при покупки профессионального интерфейса?" и "На чем экономят во всех без исключения звуковых картах из категории ширпотреба?". Ответ на первый вопрос: за многое. Профессиональные интерфейсы предназначены для работы в студии, поэтому они снабжаются технологией синхронизации Word Clock, они имеют гораздо больше входов и выходов, чем может понадобиться рядовому пользователю, они поддерживают AES/EBU вместо привычного S/PDIF. Все это естественно стоит денег (причем не маленьких), но не пригодится для простого прослушивания музыки. Теперь ответ на второй вопрос: на всем. Конкретно: на ЦАПах (цифро-аналоговые преобразователи), на АЦП (аналого цифровой преобразователь) и на клоках (устройства для генерации тактов, собственно синхронизирующие работу самой платы). Последние плохие ровно везде. А вот ЦАПы и АЦП встречаются как плохие, так и относительно сносные, что во многом и определяет отличие топовых звуковых карт, от бюджетных. Идеальным для меня вариантом было бы нечто вроде LynxTwo со снятыми лишними опциями, стоить такая гипотетическая карта должна была бы около 600$ и за такую сумму я бы купил ее не задумываясь. К сожалению на рынке такого продукта не существует. А переплачивать полтысячи долларов за ненужные мне опции я пока себе позволить не могу, потому пришлось выбирать из сегмента "звуковых карт для народа".
Из чего выбирал? На мой взгляд, заслуживают внимания три модели на рынке: Creative X-fi Elite Pro, Asus Xonar D2 и Auzentech X-fi Prelude. Все три используют топовые ЦАПы от разных производителей, во всех трех стоят хорошие АЦП. Xonar и Prelude на 2 года младше, чем EP, разница в возрасте выразилась в поддержке частоты дискретизации 192kHz на 6ти канальном звуке (EP поддерживает только 96kHz на 6ти каналах, а 192kHz только в стерео). Кроме того, насколько мне известно на Xonar стоят входные стабилизаторы напряжения и экранировка, поэтому эта карта по умолчанию не подвержена риску появления наводок. EP в свою очередь имеет удобный выносной блок. Судя по многочисленным обзорам и сравнениям, звучание всех трех карт находится на одном уровне, но у каждой есть свой индивидуальный почерк. Стоит однако отметить, что свой почерк есть еще и у каждых наушников, у каждого усилителя к ним и еще и у межблочных кабелей, а интерес представляет только звук на выходе. В итоге я остановил свой выбор на Elite Pro, просто потому что доверился компетенции некоторых людей, которые утверждали, что собрали отменный аудиотракт именно на основе этой карты.
Впечатления. Сразу должен признаться, что у меня пока нету усилителя для наушников (просто не хочу брать что попало, а денег на взятый за ориентир Lehmann Audio Black Cube Linear пока нету). Без столь важного элемента можно и не надеяться на то, что я выжал хотя бы 70% из своей звуковой карты, однако основные моменты хорошо заметны уже сейчас, особенно в сравнении с моей старой SE Audigy 4. Слушаю через 300-омные наушники Sennheiser HD580 (модель снята с производства, но между прочим, мне их звучание нравится больше, чем пришедших им на смену HD650). Пожалуй самое яркое, что произошло после смены звуковой карты - появились дополнительные ревебрации. Это особенно заметно тогда, когда разные инструменты играют какую-то ноту в унисон - теперь как и положено их ревебрации проникают друг в друга, раньше этого не было. Это весьма сильно влияет на восприятие музыки. В целом детализация несколько улучшилась, стало легче фокусироваться на партиях отдельных инструментов. А вот об улучшениях в сцене и макродинамике без усилителя говорить не приходиться. Кстати говоря, сейчас впервые смог как следует прочувствовать разницу между просто lossless (mp3 я уже давно прекратил слушать вообще) и DVD-Audio. Nightwish "Once" и Within Temptation "The Silent Force" на DVD-Audio очень уж сильно впечатлили меня, даже фирменные CD несколько блекнут по сравнению с ними. Жаль что в формате DVD-Audio существует так мало музыки.
Полезные обзоры:
http://www.fcenter.ru/online.shtml?articles/hardware/sounds/24062 - Asus Xonar D2 в сравнении с Auzentech Prelude и X-fi Elite Pro. Очень детальный и качественный обзор, но однобокий, ввиду того, что сравнивали только на усилителе C.E.C. HD53R Ver. 8.0 и наушниках Grado SR 325i. За справедливыми словами о том, что это оборудование высокого класса теряется тот факт, что и то, и другое отличается не самым нейтральным звучанием.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что на качество звука на ПК влияет не только звуковая карта, но еще и наводки на нее. В данный момент среди всех моих знакомых, у кого я проводил эксперимент, только у меня одного в аудиотракте действительно стоит полная тишина, даже если громкость выставлена на максимум. Наводки могут иметь две причины - "грязное" питание и неудачное расположение микросхем внутри корпуса. Для избавления от первой, я занялся поиском блока питания, выдающего максимально стабильное напряжение на выходе. На основании прочитанных обзоров и тестов я остановился на Corsair HX520 (OEM Seasonic). Что касается второй проблемы, многие люди на форумах указывали на то, что зачастую в одном PCI-слоте (обычно в нижнем) наводки гораздо меньше, чем в остальных. Материнская плата M3N78 Pro мне понравилась тем, что на ней 3 PCI слота (обычно их два), при этом средний выглядел достаточно изолированным от любых микросхем. Как в последствии выяснилось, я не прогадал - это оказался единственный слот, в котором мне удалось добиться идеальной тишины в тракте.
Теперь собственно о выборе звуковой карты. Здесь полезно осознавать, что звуковые карты деляться на две большие категории - профессиональные интерфейсы (вроде Lynx и RME) и ширпотреб. Первые практически все находятся в категории от 1000$, вторые погружаются в категорию до 300$. Как мне сейчас очевидно, два самых правильных и нетривиальных вопроса, на которые стоит ответить звучат так: "За что рядовому пользователю, вроде меня, придется переплатить просто так при покупки профессионального интерфейса?" и "На чем экономят во всех без исключения звуковых картах из категории ширпотреба?". Ответ на первый вопрос: за многое. Профессиональные интерфейсы предназначены для работы в студии, поэтому они снабжаются технологией синхронизации Word Clock, они имеют гораздо больше входов и выходов, чем может понадобиться рядовому пользователю, они поддерживают AES/EBU вместо привычного S/PDIF. Все это естественно стоит денег (причем не маленьких), но не пригодится для простого прослушивания музыки. Теперь ответ на второй вопрос: на всем. Конкретно: на ЦАПах (цифро-аналоговые преобразователи), на АЦП (аналого цифровой преобразователь) и на клоках (устройства для генерации тактов, собственно синхронизирующие работу самой платы). Последние плохие ровно везде. А вот ЦАПы и АЦП встречаются как плохие, так и относительно сносные, что во многом и определяет отличие топовых звуковых карт, от бюджетных. Идеальным для меня вариантом было бы нечто вроде LynxTwo со снятыми лишними опциями, стоить такая гипотетическая карта должна была бы около 600$ и за такую сумму я бы купил ее не задумываясь. К сожалению на рынке такого продукта не существует. А переплачивать полтысячи долларов за ненужные мне опции я пока себе позволить не могу, потому пришлось выбирать из сегмента "звуковых карт для народа".
Из чего выбирал? На мой взгляд, заслуживают внимания три модели на рынке: Creative X-fi Elite Pro, Asus Xonar D2 и Auzentech X-fi Prelude. Все три используют топовые ЦАПы от разных производителей, во всех трех стоят хорошие АЦП. Xonar и Prelude на 2 года младше, чем EP, разница в возрасте выразилась в поддержке частоты дискретизации 192kHz на 6ти канальном звуке (EP поддерживает только 96kHz на 6ти каналах, а 192kHz только в стерео). Кроме того, насколько мне известно на Xonar стоят входные стабилизаторы напряжения и экранировка, поэтому эта карта по умолчанию не подвержена риску появления наводок. EP в свою очередь имеет удобный выносной блок. Судя по многочисленным обзорам и сравнениям, звучание всех трех карт находится на одном уровне, но у каждой есть свой индивидуальный почерк. Стоит однако отметить, что свой почерк есть еще и у каждых наушников, у каждого усилителя к ним и еще и у межблочных кабелей, а интерес представляет только звук на выходе. В итоге я остановил свой выбор на Elite Pro, просто потому что доверился компетенции некоторых людей, которые утверждали, что собрали отменный аудиотракт именно на основе этой карты.
Впечатления. Сразу должен признаться, что у меня пока нету усилителя для наушников (просто не хочу брать что попало, а денег на взятый за ориентир Lehmann Audio Black Cube Linear пока нету). Без столь важного элемента можно и не надеяться на то, что я выжал хотя бы 70% из своей звуковой карты, однако основные моменты хорошо заметны уже сейчас, особенно в сравнении с моей старой SE Audigy 4. Слушаю через 300-омные наушники Sennheiser HD580 (модель снята с производства, но между прочим, мне их звучание нравится больше, чем пришедших им на смену HD650). Пожалуй самое яркое, что произошло после смены звуковой карты - появились дополнительные ревебрации. Это особенно заметно тогда, когда разные инструменты играют какую-то ноту в унисон - теперь как и положено их ревебрации проникают друг в друга, раньше этого не было. Это весьма сильно влияет на восприятие музыки. В целом детализация несколько улучшилась, стало легче фокусироваться на партиях отдельных инструментов. А вот об улучшениях в сцене и макродинамике без усилителя говорить не приходиться. Кстати говоря, сейчас впервые смог как следует прочувствовать разницу между просто lossless (mp3 я уже давно прекратил слушать вообще) и DVD-Audio. Nightwish "Once" и Within Temptation "The Silent Force" на DVD-Audio очень уж сильно впечатлили меня, даже фирменные CD несколько блекнут по сравнению с ними. Жаль что в формате DVD-Audio существует так мало музыки.
Полезные обзоры:
http://www.fcenter.ru/online.shtml?articles/hardware/sounds/24062 - Asus Xonar D2 в сравнении с Auzentech Prelude и X-fi Elite Pro. Очень детальный и качественный обзор, но однобокий, ввиду того, что сравнивали только на усилителе C.E.C. HD53R Ver. 8.0 и наушниках Grado SR 325i. За справедливыми словами о том, что это оборудование высокого класса теряется тот факт, что и то, и другое отличается не самым нейтральным звучанием.