Silver Linings Playbook
С запозданием, но все-таки решила посмотреть фильм (уж больно много интригующих отзывов прочитала). Я уже говорила, как отношусь к выбору номинантов на Оскар, который часто повергает меня в шок – в общем, решила шокироваться еще раз и оценить, что же заслужило такое внимание со стороны киноакадемиков.
Сразу, без прелюдий и разговоров – теперь я очень и очень «болею» именно за
«Silver Linings Playbook» (значит, наверное, не выиграет, хихи). Прекрасно адаптированный для экрана текст книги; очень позитивный и поднимающий настроение фильм. Я редко в последнее время вижу комедии, которые бы не превращались в фарс, заставляя зрителя выдавливать из себя смех и вылетая из головы буквально тут же, стоит только закончиться титрам. Здесь же, наконец-то, соблюдены грамотные пропорции – в сущности, не самый веселый сюжет из-за общей ситуации главного героя, предстает замечательным сплавом: в нем есть над чем погрустить (и эти сцены сняты довольно трепетно); есть над чем посмеяться (даже при том, что «грех смеяться над убогими»(с)); есть над чем подумать. Ведь фильм не о сумасшедших или нормальных, он просто о людях со своими слабостями, о настоящих и живых. И вроде бы грустная история о том, как Пэт, выйдя из психиатрической лечебницы, пытается изменить жизнь ради своей идеи-фикс – вернуть жену. Еще грустнее наблюдать за тем, как от него шарахаются, хотя он не особо-то и буйный (подумаешь, бегает себе мужик в мусорном мешке, веря в то, что он так похудеет). Но эта грусть перемежается такими милыми детальками, от которых становится весело и легко. Потому что в какой-то момент понимаешь – а он не так уж и несчастлив, напротив, у него есть цель, к которой он методично идет, да, иногда срываясь, но… ведь так происходит у любого человека, и стабильного в том числе.
И чем дальше, тем сильнее зреет чувство – а Пэт ничем от других не отличается, просто он не лицемерит и не подстраивается под то, что принято. Сцена обсуждения антидепрессантов за ужином – это шедевр. Так с друзьями разговаривают о музыке, о кино, о еде, в конце концов, а Пэт и Тиффани весело перечисляют таблетки. А уж тот момент, когда ближе к концу заключается пари… смотришь и думаешь, да они же все чокнутые. Отец Пэта помешан на своем футболе; друг сходит с ума из-за рутины; герой Криса Такера мучается из-за волос, которых у него нет; доктор вообще не понимает, что он тут делает и о чем речь. Главный герой едва ли не самый адекватный человек – он хотя бы понимает, что у него не все дома. Очаровательный танец в финале – давно такого не было; обычно герои в последний момент пафосно выполняют сложный элемент, который до того не получался. А здесь все так, как оно и было бы: очевидно, что пара была в разы слабее профессиональных конкурентов, элемент сорван, налет неловкости и нервозности (хотя и было заметно, что актеры умеют хорошо двигаться, но спишем это на природный талант
), зато сколько шарма и трепета, корявого и почти подросткового, у взрослых-то людей. И как замечательно все это снято.
И главное, как талантливо все это сыграно! Вот действительно удовольствие, когда видишь комедию, в которой актеры не пережимают, не скатываются в гротеск, не кривляются, а именно живут в своих образах. И если от
Де Ниро и
Уивер этого стоило ожидать (опыт не пропьешь), то удивительно, что молодые от них не отставали. Во всех фильмах, где я наблюдала
Брэдли Купера, он не производил на меня особого впечатления. Было сыграно хорошо, на достойном уровне, но какой-то особой глубины я тоже не замечала. «Silver Linings Playbook» - это его лучшая роль на данный момент; убедил, захватил, восхитил. Самое главное – я забыла о том, что это Брэдли Купер, это был Пэт, выходящий на пробежку, читающий Хемингуэя, танцующий с соседкой.
Дженнифер Лоуренс бесподобна. Сейчас все-таки это скажу: она лучшая молодая актриса в Голливуде. Как правило, я всем выдаю кредиты и скидки – мол, эта, конечно, могла и бы и получше сыграть, но ей еще лет мало, вырастет; а вот эта по крайней мере старается, растет; а эта вообще играть не умеет, но зато хоть красивая, посмотреть приятно. В отношении Лоуренс ничего подобного не надо, она хороша со всех сторон. И нет нужды говорить, что роль не самая удачная, не придется рассуждать, что ей по возрасту еще опыта не хватает – девочке всего двадцать два, а она играет лучше, чем взрослые тети, которые имеют зарплату несравнимо выше. Она живет в своем образе, показывает настоящий, объемный характер, человека, со своими психами, слабостями, недостатками, внутренним надломом, теплотой и энергией. И ее постоянно, ежесекундно выражающие чувства глаза, и ее улыбка, то застенчивая, то наглая, и ее корявая походка (специально пересмотрела другие ее фильмы – ничего похожего, это походка Тиффани, а не Лоурнес), все это так ярко вырисовывает характер ненормальной, но такой классной героини, которая хотела человеческого тепла и поддержки, а получала либо издевки, либо похоть, которая вошла в привычку. Вот, за кем будущее.
Второстепенные персонажи (такие как Дэнни, доктор, Ронни и офицер) тоже исполнены мастерски и очень живо. И это огромный плюс, потому что фильм, в сущности, не о психах, а об отношениях. Об отношениях простых людей, и о них нужно рассказывать, о них нельзя забывать.