Чалыкушу / Королёк - птичка певчая (1986)
(Сразу скажу, что отзыв практически равен спойлеру, иначе не умею.)
Мини-сериал из 7 серий, снятый по одноимённому роману (1922) турецкого писателя Решада Нури Гюнтекина. И книгу, и фильм мне посоветовала мама, которая сама их очень любит.
Экранизация близка к роману и хорошо передает всё самое главное. Это история любви о гордой, озорной и по-детски порывистой девушке, с ранних лет лишенной нормальной семьи из мамы и папы, влюбившейся в своего кузена и после вестей о его измене отказавшаяся от брака с ним, удравшей от содержавших ее родственников и начавшей самостоятельную жизнь в бедноте и формально на свободе. Но легко ли одинокой красивой женщине учительствовать, да еще во времена Первой мировой, да в мусульманской Турции? Вот об этом в первую очередь рассказывает эта прекрасная история. Фериде боролась за права женщин и детей (причём делом, а не словами!) обладала искренним благородным сердцем - и была при всей своей красоте и взрослости сущим ребенком, наивным и доверчивым. Завистники и упоротые по догмам мусульмане за ее спиной строили козни, а она даже врагов привечала и подчас превращала в друзей. Фериде повезло встретиться и с теми, кто был честен и прост в человеческом плане, как она сама, но в каком-то смысле она жила не своей жизнью: все ее существо пыталось отрицать тот факт, что она безумно любит своего болвана кузена (болван - это от меня ему награда, сама она его как ни ругала, а любила всё больше, а я бы его метлой крепко отходила
). Никогда не поверю, что если человек женщину любит, то не будет искать ее, а этот даже жениться на другой успел.
В общем, структурно линия любви Фериде - это осевая нить повествования, а происходящие вокруг события - бусинки, на нее нанизанные. Без нити не было бы самой истории, но "бусинки" мне интереснее, именно поэтому я смогла так полюбить настолько романтический фильм/книгу. В непривычных для европейского человека декорациях показана целая картина жизни того времени, не менее актуальная и сейчас. А еще мне близка героиня, что с женскими персонажами у меня случается редко. Нельзя не отметить удивительно точно подобранную музыку (вдобавок прекрасную), которая как ничто другое показывает гамму чувств героини в особенные моменты. Пожалуй, не припомню больше ни одного фильма, где вариации одной мелодии были бы так разнообразны и так отражали душевное состояние персонажа в рамках каждой ситуации.
Можно подумать, что всё это слишком патетично или драматично, но Фериде не была бы собой, если бы зрителю/читателю не приходилось частенько смеяться над ее проделками и речами. Я же говорю, в этой истории есть всё. Ну, разве что кроме откровенного криминала. %)
Единственное, чего я не понимаю - может, по молодости да незрелости - это за что она его так любила. Счастливый конец радует только тем, что закончился период ее хорошо скрываемых мучений в обществе, но я не увидела никаких гарантий того, что новый этап не станет мучением в другом русле. Её Кямран - эгоистичный белоручка, благовоспитанный, крайне пресный и по всем поступкам в отношении Фериде малодушный. Он, видимо, полюбил ее так глубоко, что сам забыл, где в нем это чувство прячется. Мне кажется, ему было важнее красиво пострадать, нежели что-то ради нее сделать, доказать, изменить ситуацию. Так что для меня мораль романтической линии лишь в том, что любовь зла, но, может, я просто не рассмотрела чего-то важного... Хотя и это по-своему - отражение жизни.